МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11»
Тема урока: «Грибы»
Программа «ШколаХХI века»
3 класс
Выполнила:
Таланова Светлана Александровна
учитель начальных классов
ХМАО-Югра, г.Нягань
Тема: Грибы.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Место учебного занятия в изучаемой теме: Первый урок.
Цель: Формирование у учащихся представления о грибах как об отдельном царстве природы;
Задачи: обобщить имеющиеся у учащихся представления о грибах;
ознакомить со строением грибов;
ознакомить с правилами сбора грибов.
Оборудование: учебники «Окружающий мир 3 класс», тетради «Окружающий мир 3 класс № 1»; презентация в Power Point.
Ход урока.
Организационный момент.
Повторение.
- Ребята, во втором классе мы с вами знакомились с царствами живой природы, давайте вспомним, какие это царства. СЛАЙД 2
3. Сообщение темы.
- Сегодня на уроке мы вспомним то, что знаем о грибах и узнаем много нового о них.
4. Новый материал.
- Как вы думаете, почему грибы образуют особое отдельное царство природы, почему их нельзя отнести к царству растений? (выслушиваются ответы детей, затем учитель обобщает то, что предположили учащиеся)
- Какую окраску имеет большинство растений? СЛАЙД 3
- А грибы?
- Из каких частей состоит растение? СЛАЙД 4
- Посмотрим, из каких частей состоит гриб. СЛАЙД 5
- Все грибы, имеющие такое строение, называются шляпочными.
- Шляпка играет важную роль в жизни грибов. В шляпке созревают споры, которые попадают на землю и прорастают, образуя новый гриб.
- Шляпка может иметь разное строение. СЛАЙД 6
На одних шляпках снизу находятся пластинки, на которых созревают споры. Такие грибы называются пластинчатыми. У других грибов на нижней стороне много-много маленьких трубочек, споры находятся внутри них. Такие грибы называются трубчатыми. Если шляпки грибов положить на лист бумаги, то через несколько часов споры высыплются, и под шляпкой останется точечный рисунок или рисунок в виде лучистой звездочки.
- Какие шляпочные грибы вы знаете? СЛАЙДЫ 7-15
(Разгадывание кроссворда)
- Эти грибы собирать быстрее всего, они «взбираются» на пеньки и деревья, как бы говоря: вот мы! (Опята)
- Эти грибы имеют сероватую ножку с темными пятнами и красновато-оранжевую шляпку. А встречаются они чаще всего там, где растут осины. (Подосиновики)
-Этот гриб растет на лесных опушках, у дорог, под елями и соснами. Он считается самым ценным, его называют «царем грибов». (Белый)
-Яркие, разноцветные, сами просятся в корзину, их и искать не надо. Ножки этих грибов можно употреблять в сыром виде. (Сыроежки)
- Эти грибы белого цвета имеют шляпку, вогнутую внутрь. Они хорошо научились прятаться от грибников, но если нашел этот гриб, то рядом обязательно найдешь еще. (Грузди)
- Эти грибы нежно-розового цвета, на шляпке рисунок из кругов более темного цвета, похожий на волны. (Волнушки)
-Дружная семейка этих грибов ярко-оранжевого цвета попадется на светлой лесной опушке. (Лисички)
- У этого гриба сероватая ножка с темными пятнами, а шляпка коричневая. Свое название он получил от дерева, под которым любит расти. А растет он в березовых рощах. (Подберезовик)
5. Физминутка. Саша шел, шел, шел,
Белый гриб нашел.
Раз грибок, два грибок,
Положил их в кузовок.
Потянулся, улыбнулся
И еще разок нагнулся. (Дети выполняют движения)
6.Закрепление
Ведется работа по учебнику на с.39-42. Дети читают текст и выполняют задания в тетради на с.22-23 №43, 44.
7. Продолжение работы над новым материалом.
- Как нужно правильно собирать грибы? (Срезать) СЛАЙД 16
- Почему?
- Грибница образует под землей паутину, на ней появляются плодовые тела. Грибы растут «семейками», если хотя бы один гриб сорвать, то можно повредить грибницу.
- Все ли грибы можно собирать? Грибы бывают съедобные и СЛАЙД 17
несъедобные. Несъедобные грибы могут оказаться ядовитыми. Их нельзя употреблять в пищу, так как это приводит к тяжелым отравлениям.
-Какие ядовитые грибы вы знаете? Некоторые из них можно узнать по окраске, по наличию «юбочки», по тонкой длинной ножке. СЛАЙД 18
-Но есть ядовитые грибы, которые «маскируются» под съедобные, они очень похожи. У белого гриба есть двойник – желчный гриб. Отличить от белого его можно лишь по нижней стороне шляпки – она красноватого оттенка. СЛАЙД 19
- Ложные опята отличаются тем, что шляпки у них желто - зеленые или красноватые, а у опят коричнево-желтые. СЛАЙД 20
- Самый опасный гриб – бледная поганка. СЛАЙД 21
В ней содержится самый опасный из всех грибных ядов. Редко кто выздоравливает, отравившись этим грибом. Узнать бледную поганку можно по ножке, растущей как будто из горшочка.
-Как уберечься от отравления ядовитыми грибами? (Собирать только те, которые хорошо знаешь) . Давайте соберем грибы в корзину (Игра) СЛАЙД 22
- Что же нужно делать, если вы встретите в лесу ядовитые грибы? (Ничего. Нельзя топтать их, так как они могут быть съедобными для животных или являться для них домом.)
8. Самостоятельная работа.
Проводится тест, делается проверка. СЛАЙДЫ 23-34
9. Итог урока.
- Что нового вы узнали о грибах?
- Какая информация оказалась для вас полезной?
- Что показалось интересным?
- Спасибо за урок! СЛАЙД 35
10. Домашнее задание.
Заполнить таблицу о съедобных и несъедобных грибах в тетради с.23.