Фиксирование затруднений в пробном действии и выявление причины и места затруднения. – Молодцы! А сейчас, опираясь на эти знания, поработайте в парах с картинками, которые лежат у вас на парте, и распределите объекты живой природы на группы. – Проверим вашу работу. – Как распределили объекты живой природы? – У кого по-другому? – Кто же прав? – Вы можете обосновать свой выбор? – Значит, чего мы не знаем? (К какому царству относятся грибы) – Какая будет цель нашего урока: «Узнать, что такое грибы, к какому царству они относятся». – И тема нашего урока: Грибы. (слайд 1,2) Построение проекта выхода из затруднения. – А, чтобы подробнее рассмотреть это царство, мы попробуем себя в роли учёных-микологов. Микология в переводе с латыни – наука о грибах. (микос - гриб, логос – наука). – Но перед работой каждый исследователь составляет себе план. – И мы, чтобы выйти из затруднения, будем работать по плану, который вы поможете мне составить. – Чтобы узнать новое на уроке, к чему мы обращаемся? (К учебнику) – А помогает нам в трудных ситуациях как всегда, что? «Страничка Умного Совёнка». Там мы узнаем, что такое грибы. Это и будет 1 пункт плана. (слайд 4,5,6) – Если мы затрудняемся, к какому царству относятся грибы, значит, что мы должны подробно рассмотреть? (Строение гриба). Это и будет 2 пункт плана. (слайд 4,7) – Затем выясним, как грибы связаны с другими растениями. Это 3 пункт плана. (слайд 4,8) – Также мы на уроке узнаем о лечебных свойствах грибов. 4 пункт плана. – Поговорим о пользе грибов для природы. 5 пункт плана. – Реализация выхода из затруднения - Итак, приступаем к реализации 1 пункта плана и открываем учебник на странице 86. - Читаем от слов «В конце лета…», затем страничку Умного Совёнка с.125. - Какой вывод можно сделать из прочитанного? Грибы – это и не растение, и не животное, а особое царство живой природы. Грибы – удивительные из живых существ, населяющих нашу планету. Существуют 120 разновидностей грибов, при этом для человека важны 500 видов, более 300 опасны для человека. (слайд 5,6) - Вернёмся к нашему затруднению, как мы сейчас распределим объекты живой природы? Почему? - Какие царства мы теперь знаем? (Царство растений, царство животных и царство грибов). - Переходим ко 2 пункту плана и рассмотрим более подробно строение грибов. (слайд 7) - На странице 86 учебника рассмотрите рисунок и прочитайте названия грибов. - Найдите в строении гриба общее. (У всех грибов есть ножка, шляпка.) - Рассмотрите схему, которая у вас в учебнике и подготовьтесь рассказать, как устроен гриб. - Ту часть гриба, которую обычно мы видим в лесу, называют наземная, из чего она состоит? (Из шляпки и ножки) - А теперь посмотрим на подземную часть гриба. - На что она похожа? (От ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити, похожие на паутину) - И название этой части – грибница. - Прочитаем в учебнике 1 абзац на с.87. - Итак, наши выводы верны. - Из-за того, что нити грибницы образуют сложную подземную паутину, грибы растут группами, семейками. - Из каких частей состоит гриб, мы выяснили, - Посмотрите на названия частей гриба и скажите: «Какая из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему? (Грибница, она всасывает из почвы воду и питательные вещества). - Рассмотрите следующую схему в учебнике «Связь гриба и дерева» на с.87 - Что можно предположить? (слайд 8) - Какое значение имеет грибница для дерева? Такая дружба выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает питание от них - готовый сахар. Гриб же даёт дереву питательные вещества, которые он берёт из почвы – влагу и минеральные вещества. Вот как важна грибница! Прочитаем об этом в учебнике. Вывод: Грибница играет важную роль не только для гриба, но и для дерева. Эта связь и объясняет, почему многие грибы дружат с определёнными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. - Из каких частей состоит гриб, мы выяснили, как собирать знаем, а какие грибы будем собирать, а какие оставим в лесу? - Значит, на какие группы мы можем разделить грибы? (Съедобные и несъедобные) и мы переходим к следующему пункту нашего плана и подробно рассмотрим представителей каждой группы. (слайд 11,12) Обратимся к рисунку в учебнике на с.86. Найдите лишний гриб. - Почему он лишний? (Не съедобный) Рассказ (подготовленного ученика?) «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне». Мухомор в лесу всем нужен: и животным, и растениям, и человеку. Да. Он ядовит, опасен для человека. Но его с удовольствием едят слизни, и белки откусывают понемножку, и сороки. А лоси проглатывают целиком, бывает, по пять-шесть штук за один раз. Для лосей мухоморы – лекарство. (слайд 9) Соснам и другим деревьям мухомор помогает расти, срастаясь своей грибницей с их корнями. Отдаёт деревьям часть воды и питательных веществ, которые всасывает из почвы. А для опытного грибника он – как сигнальная лампочка. Появились в лесу мухоморы – жди белых грибов. Верная примета. А ещё – как он радует глаз своим ярким нарядом, как украшает лес! Ведь человеку нужна не только еда, но и красота! – А какие ещё не съедобные грибы существуют в природе, мы увидим на страницах учебника с 88. Запомните их отличительные признаки. Проговаривание во внешней речи. - Поработайте в паре и найдите различия сходных между собой съедобных и несъедобных грибов, изучив информацию в учебнике. I ряд – белый гриб и желчный. II ряд – осенний опёнок и ложный краснокирпичный опёнок. III ряд – шампиньон и бледную поганку. - Чем похожи грибы? - Как отличить съедобный и несъедобный? Дополнительная информация. Белый гриб Самый знаменитый и наиболее ценный из всех грибов – белый. Его называют царём грибов. Вид у него действительно царственный: ножка крепкая, белая, шляпка бархатистая. Стоит гордо, величаво. Есть ещё одна причина называть белый гриб царём леса. Не так давно учёные обнаружили в нём вещества, которые убивают в организме человека вредные бактерии. А немецкие учёные приписывают белому грибу способность предупреждать самые опасные заболевания. Первые положительные результаты уже получены в опытах с животными. Опята Почти все грибы, даже бледная поганка, приносят лесу только пользу, заботливо опекают деревья и «дружат» с ними. А опёнок – настоящий агрессор и захватчик. Со своих «укреплённых пунктов» - пней- он то и дело устраивает «набеги» на соседние живые деревья, дотягиваясь до них шнурами своей грибницы. Плохо придётся дереву, до которого дотянулся опёнок. Медленно и верно Он разрушит древесину, отравит его своими соками и в конце концов убьёт его. Невольно радуется грибник, попавший в лес, сплошь заросший грибными «шубами» опёнков. Но этот лес ослаблен и очень болен. Может и стоит в таком лесу начать нарочно рвать коричневые нити, похожие на электрошнуры, расползающиеся по лесу и опутывающие всё новые и новые деревья. - Как узнать самый ядовитый гриб, бледную поганку? (Её отличительные признаки – кольцо на ножке, чашечка у основания и белый цвет пластинок шляпки). Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. - Молодцы! Хорошо поработали, настало время самостоятельной работы. - Для этого я предлагаю вам выполнить задание №6 в рабочей тетради. Прочитаем задание, приступаем к его выполнению. - А сейчас сравним с образцом. (Учитель открывает эталон) - Кто выполнил задание без ошибок? (Поставьте знак +) - Кто ошибся? (Поставьте знак «?») - В чём ошибка? Почему она допущена? - Допущенные ошибки исправьте, ещё раз обратитесь к учебнику и атласу-определителю. Вам надо не спешить в лес за грибами. Где можно использовать полученные знания? - А как человек использует грибы? (в пищу.) – Грибы на самом деле – очень полезный продукт. (слайд 9,10) Они являются источником белка, клетчатки, микроэлементов (таких, как калий, кальций, фосфор, желез, магний, натрий и т.д.) и витаминов (в первую очередь А, витамины В, Д, РР, аскорбиновой кислоты). Но есть одно «но» - эти ценные вещества трудно усваиваются. Все потому, что они скрываются под своеобразной защитной оболочкой, напоминающей хитиновый панцирь. Хитин трудно усваивается даже взрослыми, ну, а детям, которые не имеют достаточного количества ферментов, он попросту противопоказан. Поэтому детям до 5-7 лет грибы есть ни в коем случае нельзя! И самое большое коварство таких отравлений заключается в том, что они заявляют о себе только через 6-35 часов после приема пищи, когда содержащиеся в грибочках токсины начинают выходить через почки и печень. - Кто из вас ходил в лес за грибами? - А кто из вас знает, как нужно правильно собирать грибы? - Какое главное правило грибника вы знаете? (Нельзя брать гриб, который не знаешь, срезать ножом, не повредив грибницу). - Какие меры предосторожности нужно соблюдать, чтобы в вашей корзинке не оказалось ядовитых грибов? Обобщив, знания, можно составить памятку: (плакат на доске) 1. Собирай только знакомые съедобные грибы. 2. Грибы нельзя выдёргивать – их срезают ножом. 3. Не бери старые, червивые грибы. Они могут содержать опасный для человека яд. 4. Не собирай грибы возле дорог и промышленных предприятий, в городской черте. 5. Никогда не срывайте грибы зря: грибами питаются и лечатся многие животные. Учащиеся читают по цепочке. - Грибы могут быть съедобными или несъедобными для человека, но и те, и другие полезны для деревьев и лесных зверей. А люди часто сбивают поганки, и особенно мухоморы. Вывод: Всё в природе взаимосвязано. Уничтожая одно, вы приносите вред многим. - Посмотрите, как, оказывается, много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах! Слайды 11,12 имеют ссылку на Интернет-ресурс LearningApps.org где можно выполнить упражнения с помощью интерактивных модулей. | Работают в парах с картинками. Совершенствуют свои умения работы в паре. Анализируют результаты своей работы. Учатся обосновывать свой ответ. Выявляют затруднение в распределении объектов живой природы. Определяют причину и место затруднения в распределении картинок. Приходят к пониманию того, чего ещё не знают. Ставят цель работы на уроке. Называют тему урока. Участвуют в небольшом игровом виде деятельности, где выступают в роли учёных-микологов. С помощью учителя составляют план «исследовательской работы» и объясняют для чего он нужен. Работают с учебником по реализации составленного плана. Работают с текстом, анализируют, делают выводы. Ищут и определяют методы и способы своей деятельности для выполнения каждого пункта плана. Работают со схемой строения гриба самостоятельно и готовят рассказ, как устроен гриб. Анализируют строение гриба и приходят к роли грибницы. Работают с текстом в учебнике. Находят абзац, подтверждающий выводы. Определяют, анализируя полученную информацию, какая часть гриба важная. Совершенствуют навыки работы со схемой, анализируют, делают предположения, отвечают на вопросы. Делают вывод о значении и функциях грибницы. Работа с текстом в учебнике. Анализируют текст. Делают вывод. Находят в тексте главную мысль. Делят грибы на группы по признакам (съедобный, несъедобный) Объясняют почему. Работают с рисунком в учебнике. Работают с дополнительной информацией. Совершенствуют навыки работы в паре. Планируют работу в паре. Делят грибы по признакам на группы. Применяют полученную информацию на практике. Ещё раз проговаривают во внешней речи полученную информацию и делают выводы. Учатся классифицировать грибы по определённым признакам. Совершенствуют навыки самостоятельной работы с полученной информацией. Планируют совместную деятельность. Выполняют задание в рабочей тетради. Применяют полученные знания на практике. Сравнивают с образцом. Анализируют выполненную работу и выявляют допущенные ошибки. Анализируют выполненную работу. Работают с учебником и атласом–определителем. Оценивают и анализируют ответы друг друга Приводят примеры из жизни, где можно использовать полученную информацию, как применять знания. Делают вывод о пользе грибов. Обобщив полученную информацию, составляют памятку о правилах сбора грибов, о мерах предосторожности при сборе грибов. Выводят главное правило грибника. Приходят к выводу, что в природе всё взаимосвязано. Выполняют упражнения для закрепления полученных знаний с помощью интерактивных модулей. Навыки работы с ИКТ |