Тема урока: "Грибы вокруг нас"
Цель урока: познакомить обучающихся с царством грибов, с их разнообразием, строением и применением;
продолжить развитие умений работать с микроскопом, находить нужный объект, наблюдать, фиксировать результаты;
воспитывать чувство ответственности за себя и своих товарищей, чувство ответственности за свое здоровье.
Оборудование: презентация, таблица "Строение шляпочного гриба", микроскопы (1 на парту), готовые микропрепараты "Мукор", выращенные экземпляры гриба Мукора, раздаточный материал "Съедобные и ядовитые грибы", две корзины, элементы костюмов (шапочки).
Слайд 1. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок не простой, мы с вами отправляемся в необыкновенную страну, где живут живые существа. Большинство их – обитатели суши, но встречаются и водные. Поселяются они на растительных и животных останках, на живых организмах, на продуктах питания, на металлических и резиновых изделия и даже на штукатурке в квартире.
Для того, чтобы узнать эти живые существа, о которых пойдет речь, я загадаю вам загадку, отгадав ее, вы сможете определить тему нашего сегодняшнего урока.
С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает – повезло.
- Конечно же, это грибы.
В путешествие каждый исследователь берет маршрутный лист, ручку и карандаш и, конечно же, справочник. А так как наше путешествие виртуальное, то нашими маршрутными листами станут наши тетради, а нашими справочниками будут учебники.
Открываем маршрутные листы и записываем тему урока «ГРИБЫ ВОКРУГ НАС».
Слайд 2 В ходе нашего путешествия мы познакомимся с царством грибов, их строением, разнообразием и применением;
продолжим развитие умений работать с микроскопом, находить объект, наблюдать, фиксировать результат; слушать и находить главное;
работа в коллективе помогает воспитывать чувство ответственности за себя и своего товарища; поскольку речь пойдет о грибах, то мы также должны быть внимательны к своему здоровью. Итак, друзья! В путь.
Слайд 3 Человек сталкивается с представителями царства грибов гораздо чаще, чем принято думать. Всходит ли тесто на дрожжах, появляются ли на хлебе пятна плесени, идем ли мы за грибами в лес, отхлебываем ли прохладный квас, получаем ли укол антибиотиков или даже чувствуем зуд после укуса комара – нигде не обошлось без встречи с грибами или прямыми результатами их деятельности.
Так что же такое грибы?
Слайд 4 Грибы – это группа низших организмов, лишенных хлорофилла.
Грибы — царство живой природы, объединяющее эукариотические организмы, сочетающие в себе некоторые признаки, как растений, так и животных.
Грибы часто относят к растениям, но это глубокое заблуждение. Грибы – это отдельное царство. Представители этого удивительного царства имеют черты сходства с представителями царства растений и животных.
Открываем наши справочники и находим эти сходные признаки.
Слайд 5 В природе насчитывается не менее 100 тысяч видов грибов. Представляете, как бесконечно разнообразны их виды? Наука, которая изучает все это многообразие грибов, называется микология; ученые, изучающие грибы – микологи.
СЛАЙД 6
Основу вегетативного тела составляет ГРИБНИЦА (МИЦЕЛИЙ), образованная тонкими ветвящимися нитями – ГИФАМИ, и ПЛОДОВОЕ ТЕЛО, в котором образуются споры.
Размножение грибов:
Бесполое (участками грибницы или спорами) и половое.
По способу питания грибы – гетеротрофы (питаются готовыми органическими веществами). Поглощают питательные вещества всей поверхностью тела.
Сегодня путешествуя по стране грибов, вы познакомитесь с разными представителями этого удивительного Царства. Начнем знакомство с представителей группы плесневых грибов. В маршрутных листах делаем запись: плесневые грибы.
Слайд 7 сообщение учащихся о плесневых грибах
Ребята, у вас на столах находится выращенный вами гриб мукор. Рассмотрите повнимательней его. Мукор Слайд 8 поселяется на пищевых продуктах: овощах, хлебе, варенье, а также на навозе, растительных остатках. Эти грибы не только приносят вред, но и пользу. Например, в странах Азии гриб мукор китайский применяется в качестве закваски для изготовления соевого сыра.
А под микроскопом более детально давайте рассмотрим готовый микропрепарат пеницилла. Но прежде чем приступить к работе повторим правила работы с микроскопом.
Продолжаем наше путешествие. И переходим к изучению следующей группы грибов – дрожжей. В своих маршрутных листах Слайд 9 сделайте, пожалуйста, пометку "Грибы дрожжи".
сообщение учащегося о дрожжах.
Продолжая наше путешествие, давайте перенесемся с вами туда, где большое множество этих самых комаров. В лес. А в маршрутных листах сделаем запись – Слайд 10 Шляпочные грибы.
Слайд 11 Грибы, как животные и растения имеют свое строение. Давайте вооружимся карандашами и в своих маршрутных листах сделаем рисунок одного из представителей хорошо знакомых нам шляпочных грибов.
- Ребята, а что это за гриб, который мы рисуем?
Красноголовик (простонародное название) – подосиновик (научное название гриба), это диалектные слова.
Наши рисунки готовы и теперь нам необходимо сделать надписи.
- Гриб – это грибница или мицелий, а все то, что мы кладем в корзину, называется плодовым телом. Плодовое тело состоит из пенька и шляпки, на оборотной стороне которой образуются споры, которыми размножаются грибы.
Слайд 12 Если вы внимательно посмотрите на грибы, то увидите, что одни отличаются от других строением нижнего слоя шляпки. Есть грибы, у которых нижний слой шляпки образован пластинками, поэтому они так и называются – пластинчатые, у других – нижний шляпки образован трубочками, эти грибы называются трубчатые. Давайте отметим это в своих маршрутных листах.
Грибники знают, что подберезовики чаще всего можно встретить в березняке, белые грибы – вблизи берез, сосен, елей и дубов, рыжики – в сосновых и еловых лесах, подосиновики – в осинниках. Это объясняется тем, что между определенными видами деревьев и грибов устанавливается тесная Слайд 13 связь, полезная как одному, так и другому организму. Такая связь называется симбиоз.
Нити грибницы плотно оплетают корень дерева и даже проникают внутрь
- его, образуя грибокорень или микоризу. Грибница поглощает из почвы воду и растворенные минеральные вещества, которые из нее поступают в корни дерева. В свою очередь, грибница получает органические вещества, необходимые ей для питания и образования плодовых тел из корней деревьев.
Есть в народе такая примета – нарядились опушки в желто-фиолетовый наряд, зацвела Иван-да-Марья, отправляйся в лес за грибами, хотя в это время грибов найдешь не много. Но как радостно отыскать первые грибы. Настоящие грибы пойдут тогда, когда окутает туман своими клубами дыма речушки и овраги. Тихой охотой называют сбор грибов.
Девочка.
Ребята, я приглашаю вас прогуляться по лесу и посмотреть, какие грибы там уже появились. Но для начала проведем разминку.
Слайд 14
Физкультминутка
Я тропою росною свернула в лес,
Туда, где сосны рослые касаются небес.
Где сказки шепчут ели, березы и дубы,
Где ягоды поспели и выросли грибы.
Боровик:
Отгадай, кто я?
Под старой сосною,
Где склонился пень-старик,
Окружен своей семьею
Найден первый...
Слайд 15Девочка. Боровик!
Боровик. Белый гриб – мечта всех грибников. Растём мы в берёзовых рощах, в сосновых борах, дубовых и еловых лесах. В одиночку растём мы редко, чаще группами. Боровик – красивый и крупный гриб, его ещё называют царём грибов. Бери меня, девочка, в свою корзинку, не пожалеешь!
Учитель. Белый гриб - самый знаменитый и наиболее ценный из своего семейства.
Ребята, а вы знаете, как еще называют на Урале белый гриб?
Дорогой гриб – белый – боровик – это слова диалекты.
Лисичка 1. А теперь отгадайте, ребята, нашу загадку.
Лисичка 2.
Очень дружные сестрички
Ходят в рыженьких беретах.
Осень в лес приносят летом.
Золотистые...
Ребята. Лисички
Слайд 16 Лисичка 1.
Сидит на полянке семейство лисичек –
Полдюжины рыжих-прерыжих сестричек.
Ничуть не боятся их звери и птицы.
Такие веселые эти сестрицы.
Любуются сосны на них и осинки,
А хитрым лисичкам охота в корзинки!
Лисичка 2. Мы растем в смешанных лесах. Лисички можно варить, жарить, мариновать. Есть одно интересное свойство у этих грибов – они никогда не крошатся и не мнутся. Очень редко встретишь червивые лисички.
Лисички. (вместе) Вот какие мы!
Слайд 17 Девочка.
Я пойду по утру в травяных низинах
Сыроежек наберу полную корзину.
Разноцветных, молодых,
Самых-самых разных:
Под дубами голубых,
Под сосною красных,
А под кленами зеленых,
Под осиной синих.
Пусть грибов и не ядреных,
Но зато красивых!
Сыроежка. Правильно! В лесу растет больше всего сыроежек. Свое название мы получили, за то, что в засоле очень скоро, через сутки становимся готовыми к употреблению. Сыроежки – друзья малоопытных грибников.
Учитель. Снова у меня вопрос – какое название вы еще знаете для этих грибов. (синявка)
Девочка. Ой, ребята, посмотрите, еще грибы.
Слайд 18 Бледная поганка. Я – бледная поганка. Я самая опасная из всех грибов, самая ядовитая. Мой яд подобен, змеиному, он сохраняется даже при длительной варке. Эти грибы не едят даже черви. Но мало кто знает, что малые дозы бледной поганки использовали в старину для борьбы со страшной болезнью – холерой.
Слайд 19 Мухомор: Я – гриб мухомор. В отличие от поганки природа наделила меня необыкновенной красотой, но красота моя обманчива. Яд мой вызывает удушье, обмороки. Мухоморы используют как средство для уничтожения мух. Но такие лесные обитатели, как лоси, мною лечатся.
Бледная поганка. Девочка, может, возьмешь нас к себе в корзинку?
Мухомор. Посмотри, сколько места осталось.
Девочка. Извините, но взять вас я не могу. Я знаю, что есть среди грибов съедобные и ядовитые. А вы, ребята, знаете?
Слайд 20 Учитель. Действительно, все многообразие шляпочных грибов ученые-микологи делят на две группы – съедобные и ядовитые. Давайте отметим это в своих маршрутных листах. Обязательно рассмотрите в справочнике грибы, съедобные и ядовитые, только тогда отправляйтесь в лес.
- Пословица «Каждый гриб в руки берут, да не каждый в кузовок кладут»
Отличительные признаки съедобных и ядовитых грибов.
Учитель. А сейчас я предлагаю заполнить корзинку девочки. У вас на столах лежат фотографии грибов. Вы должны найти съедобные и ядовитые грибы.
Слайд 21 Учитель. Нагулявшись в лесу и набрав полные корзинки красивых грибов, вы возвращаетесь домой, и вдруг обращаете внимание на наросты на стволах деревьев, похожие на крыши домов. Что это?
Ученики. Это трутовики.
Слайд 22 Учитель. Правильно, ребята. Трутовики не простые грибы. Это грибы-паразиты.
СЛАЙД 23 Рассказ о грибах-паразитах.
Вот снова вернулись в класс, путешествие наше закончилось. Понравилось ли вам наше виртуальное путешествие? Тогда самое время подвести итоги.
Слайд 24
Вопросы для подведения итогов урока:
1. Что такое грибы?
2. Чем они отличаются от растений и животных?
3. С представителями каких групп вы сегодня познакомились?
4. Где нашли применение грибы?
5. Какова роль грибов в природе?
На этом наш урок закончен. Всем большое спасибо. До свидания.