kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока-путешествия по биологии "Грибы вокруг нас"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тема урока: "Грибы вокруг нас"

Цель урока: познакомить обучающихся с царством грибов, с их разнообразием, строением и применением;

продолжить развитие умений работать с микроскопом, находить нужный объект, наблюдать, фиксировать результаты;

воспитывать чувство ответственности за себя и своих товарищей, чувство ответственности за свое здоровье.

Оборудование: презентация, таблица "Строение шляпочного гриба", микроскопы (1 на парту), готовые микропрепараты "Мукор", выращенные экземпляры гриба Мукора, раздаточный материал "Съедобные и ядовитые грибы", две корзины, элементы костюмов (шапочки).

Слайд 1. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок не простой, мы с вами отправляемся в необыкновенную страну, где живут живые существа. Большинство их – обитатели суши, но встречаются и водные. Поселяются они на растительных и животных останках, на живых организмах, на продуктах питания, на металлических и резиновых изделия и даже на штукатурке в квартире. 

Для того, чтобы узнать эти живые существа, о которых пойдет речь, я загадаю вам загадку, отгадав ее, вы сможете определить тему нашего сегодняшнего урока.

С виду он похож на зонтик,

Только меньше во сто крат.

Коль гроза на горизонте

Он бывает очень рад.

Если дождик и тепло,

Он считает – повезло.

  • Конечно же, это грибы.

В путешествие каждый исследователь берет маршрутный лист, ручку и карандаш и, конечно же, справочник. А так как наше путешествие виртуальное, то нашими маршрутными листами станут наши тетради, а нашими справочниками будут учебники.

Открываем маршрутные листы и записываем тему урока «ГРИБЫ ВОКРУГ НАС».

Слайд 2 В ходе нашего путешествия мы познакомимся с царством грибов, их строением, разнообразием и применением;

продолжим развитие умений работать с микроскопом, находить объект, наблюдать, фиксировать результат; слушать и находить главное;

работа в коллективе помогает воспитывать чувство ответственности за себя и своего товарища; поскольку речь пойдет о грибах, то мы также должны быть внимательны к своему здоровью. Итак, друзья! В путь.

Слайд 3 Человек сталкивается с представителями царства грибов гораздо чаще, чем принято думать. Всходит ли тесто на дрожжах, появляются ли на хлебе пятна плесени, идем ли мы за грибами в лес, отхлебываем ли прохладный квас, получаем ли укол антибиотиков или даже чувствуем зуд после укуса комара – нигде не обошлось без встречи с грибами или прямыми результатами их деятельности.

Так что же такое грибы?

Слайд 4 Грибы – это группа низших организмов, лишенных хлорофилла.

Грибы — царство живой природы, объединяющее эукариотические организмы, сочетающие в себе некоторые признаки, как растений, так и животных.

Грибы часто относят к растениям, но это глубокое заблуждение. Грибы – это отдельное царство. Представители этого удивительного царства имеют черты сходства с представителями царства растений и животных.

Открываем наши справочники  и находим эти сходные признаки. 

Слайд 5  В природе насчитывается не менее 100 тысяч видов грибов. Представляете, как бесконечно разнообразны их виды? Наука, которая изучает все это многообразие грибов, называется микология; ученые, изучающие грибы – микологи.

СЛАЙД 6 

Основу вегетативного тела составляет ГРИБНИЦА (МИЦЕЛИЙ), образованная тонкими ветвящимися нитями – ГИФАМИ,  и  ПЛОДОВОЕ ТЕЛО, в котором образуются споры.

Размножение грибов:

Бесполое (участками грибницы или спорами) и половое.

По способу питания  грибы – гетеротрофы (питаются готовыми органическими веществами). Поглощают питательные вещества всей поверхностью тела.

Сегодня путешествуя по стране грибов, вы познакомитесь с разными представителями этого удивительного Царства. Начнем знакомство с представителей группы  плесневых грибов. В маршрутных листах  делаем запись: плесневые грибы.

Слайд 7 сообщение учащихся о плесневых грибах

Ребята, у вас на столах находится выращенный вами гриб мукор. Рассмотрите повнимательней его. Мукор Слайд 8 поселяется на пищевых продуктах: овощах, хлебе, варенье, а также на навозе, растительных остатках. Эти грибы не только приносят вред, но и пользу. Например, в странах Азии гриб мукор китайский применяется в качестве закваски для изготовления соевого сыра.

А под микроскопом более детально давайте рассмотрим готовый микропрепарат пеницилла. Но прежде чем приступить к работе повторим правила работы с микроскопом.

Продолжаем наше путешествие. И переходим к изучению следующей группы грибов – дрожжей. В своих маршрутных листах   Слайд 9      сделайте, пожалуйста, пометку "Грибы дрожжи". 

сообщение учащегося о дрожжах.

Продолжая наше путешествие, давайте перенесемся с вами туда, где большое множество этих самых комаров. В лес. А в маршрутных листах сделаем запись – Слайд 10 Шляпочные грибы.

Слайд 11 Грибы, как животные и растения имеют свое строение. Давайте вооружимся карандашами и в своих маршрутных листах сделаем рисунок одного из представителей хорошо знакомых нам шляпочных грибов.

- Ребята, а что это за гриб, который мы рисуем?

Красноголовик (простонародное название) – подосиновик (научное название гриба), это диалектные слова.

Наши рисунки готовы и теперь нам необходимо сделать надписи.

  •  Гриб – это грибница или мицелий, а все то, что мы кладем в корзину, называется плодовым телом. Плодовое тело состоит из пенька и шляпки, на оборотной стороне которой образуются споры, которыми размножаются грибы.

Слайд 12 Если вы внимательно посмотрите на грибы, то увидите, что одни отличаются от других строением нижнего слоя шляпки. Есть грибы, у которых нижний слой шляпки образован пластинками, поэтому они так и называются – пластинчатые, у других – нижний шляпки образован трубочками, эти грибы называются трубчатые. Давайте отметим это в своих маршрутных листах.

Грибники знают, что подберезовики чаще всего можно встретить в березняке, белые грибы – вблизи берез, сосен, елей и дубов, рыжики – в сосновых и еловых лесах, подосиновики – в осинниках. Это объясняется тем, что между определенными видами деревьев и грибов устанавливается тесная Слайд 13 связь, полезная как одному, так и другому организму. Такая связь называется симбиоз.

Нити грибницы плотно оплетают корень дерева и даже проникают внутрь

  • его, образуя грибокорень или микоризу. Грибница поглощает из почвы воду и растворенные минеральные вещества, которые из нее поступают в корни дерева. В свою очередь, грибница получает органические вещества, необходимые ей для питания и образования плодовых тел из корней деревьев.

Есть в народе такая примета – нарядились опушки в желто-фиолетовый наряд, зацвела Иван-да-Марья, отправляйся в лес за грибами, хотя в это время грибов найдешь не много. Но как радостно отыскать первые грибы. Настоящие грибы пойдут тогда, когда окутает туман своими клубами дыма речушки и овраги. Тихой охотой называют сбор грибов.

Девочка.

Ребята, я приглашаю вас прогуляться по лесу и посмотреть, какие грибы там уже появились. Но для начала проведем разминку.

Слайд 14

Физкультминутка

Я тропою росною свернула в лес,

Туда, где сосны рослые касаются небес.

Где сказки шепчут ели, березы и дубы,

Где ягоды поспели и выросли грибы.

Боровик:

Отгадай, кто я?

Под старой сосною,

Где склонился пень-старик,

Окружен своей семьею

Найден первый...

Слайд 15Девочка. Боровик!

Боровик. Белый гриб – мечта всех грибников. Растём мы в берёзовых рощах, в сосновых борах, дубовых и еловых лесах. В одиночку растём мы редко, чаще группами. Боровик – красивый и крупный гриб, его ещё называют царём грибов. Бери меня, девочка, в свою корзинку, не пожалеешь!

Учитель. Белый гриб - самый знаменитый и наиболее ценный из своего семейства. 

Ребята, а вы знаете, как  еще называют  на Урале белый гриб?

Дорогой гриб – белый – боровик – это слова диалекты.

Лисичка 1. А теперь отгадайте, ребята, нашу загадку.

Лисичка 2.

Очень дружные сестрички

Ходят в рыженьких беретах.

Осень в лес приносят летом.

Золотистые...

Ребята. Лисички

Слайд 16 Лисичка 1.

Сидит на полянке семейство лисичек –

Полдюжины рыжих-прерыжих сестричек.

Ничуть не боятся их звери и птицы.

Такие веселые эти сестрицы.

Любуются сосны на них и осинки,

А хитрым лисичкам охота в корзинки!

Лисичка 2. Мы растем в смешанных лесах. Лисички можно варить, жарить, мариновать. Есть одно интересное свойство у этих грибов – они никогда не крошатся и не мнутся. Очень редко встретишь червивые лисички.

Лисички. (вместе) Вот какие мы!

Слайд 17 Девочка.

Я пойду по утру в травяных низинах

Сыроежек наберу полную корзину.

Разноцветных, молодых,

Самых-самых разных:

Под дубами голубых,

Под сосною красных,

А под кленами зеленых,

Под осиной синих.

Пусть грибов и не ядреных,

Но зато красивых!

Сыроежка. Правильно! В лесу растет больше всего сыроежек. Свое название мы получили, за то, что в засоле очень скоро, через сутки становимся готовыми к употреблению. Сыроежки – друзья малоопытных грибников.

 Учитель. Снова у меня вопрос – какое название вы еще знаете для этих грибов. (синявка)

Девочка. Ой, ребята, посмотрите, еще грибы.

Слайд 18 Бледная поганка. Я – бледная поганка. Я самая опасная из всех грибов, самая ядовитая. Мой яд подобен, змеиному, он сохраняется даже при длительной варке. Эти грибы не едят даже черви. Но мало кто знает, что малые дозы бледной поганки использовали в старину для борьбы со страшной болезнью – холерой.

Слайд 19 Мухомор: Я – гриб мухомор. В отличие от поганки природа наделила меня необыкновенной красотой, но красота моя обманчива. Яд мой вызывает удушье, обмороки. Мухоморы используют как средство для уничтожения мух. Но такие лесные обитатели, как лоси, мною лечатся.

Бледная поганка. Девочка, может, возьмешь нас к себе в корзинку?

Мухомор. Посмотри, сколько места осталось.

Девочка. Извините, но взять вас я не могу. Я знаю, что есть среди грибов съедобные и ядовитые. А вы, ребята, знаете?

Слайд 20 Учитель.  Действительно, все многообразие шляпочных грибов ученые-микологи делят на две группы – съедобные и ядовитые. Давайте отметим это в своих маршрутных листах. Обязательно рассмотрите в справочнике грибы, съедобные и ядовитые, только тогда отправляйтесь в лес.

  • Пословица «Каждый гриб в руки берут, да не каждый в кузовок кладут»

Отличительные признаки съедобных и ядовитых грибов.

Учитель. А  сейчас я предлагаю заполнить корзинку девочки. У вас на столах лежат фотографии грибов. Вы должны найти съедобные и ядовитые грибы. 

Слайд 21 Учитель. Нагулявшись в лесу и  набрав полные корзинки красивых грибов, вы возвращаетесь домой, и вдруг обращаете внимание на наросты на стволах деревьев, похожие на крыши домов. Что это?

Ученики. Это трутовики.

Слайд 22 Учитель. Правильно, ребята. Трутовики не простые грибы. Это грибы-паразиты.    

СЛАЙД 23 Рассказ о грибах-паразитах.  

Вот снова вернулись в класс, путешествие наше закончилось. Понравилось ли вам наше виртуальное путешествие?  Тогда самое время подвести итоги.

Слайд 24

Вопросы для подведения итогов урока:

1. Что такое грибы?

2. Чем они отличаются от растений и животных?

3. С представителями каких групп вы сегодня познакомились?

4. Где нашли применение грибы?

5. Какова роль грибов в природе?

На этом наш урок закончен. Всем большое спасибо. До свидания.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Стративная И.В.-сценарий.doc»











МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»

г. Качканар Свердловская область


Предмет: биология


Класс: 6


Тема урока: "Грибы вокруг нас"


Форма урока: урок-путешествие


Используемые технологии: мультимедийная презентация


Учитель: Стративная Ирина Васильевна






























Вид урока: урок-путешествие.

Цель урока: познакомить обучающихся с царством грибов, с их разнообразием, строением и применением;

продолжить развитие умений работать с микроскопом, находить нужный объект, наблюдать, фиксировать результаты;

воспитывать чувство ответственности за себя и своих товарищей, чувство ответственности за свое здоровье.

Оборудование: презентация, таблица "Строение шляпочного гриба", микроскопы (1 на парту), готовые микропрепараты "Мукор", выращенные экземпляры гриба Мукора, раздаточный материал "Съедобные и ядовитые грибы", две корзины, элементы костюмов (шапочки).

ХОД УРОКА

Слайд 1. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок не простой, мы с вами отправляемся в необыкновенную страну, где живут живые существа. Большинство их – обитатели суши, но встречаются и водные. Поселяются они на растительных и животных останках, на живых организмах, на продуктах питания, на металлических и резиновых изделия и даже на штукатурке в квартире.

Для того, чтобы узнать эти живые существа, о которых пойдет речь, я загадаю вам загадку, отгадав ее, вы сможете определить тему нашего сегодняшнего урока.

С виду он похож на зонтик,

Только меньше во сто крат.

Коль гроза на горизонте

Он бывает очень рад.

Если дождик и тепло,

Он считает – повезло.

  • Конечно же, это грибы.

В путешествие каждый исследователь берет маршрутный лист, ручку и карандаш и, конечно же, справочник. А так как наше путешествие виртуальное, то нашими маршрутными листами станут наши тетради, а нашими справочниками будут учебники.

Открываем маршрутные листы и записываем тему урока «ГРИБЫ ВОКРУГ НАС».

Слайд 2 В ходе нашего путешествия мы познакомимся с царством грибов, их строением, разнообразием и применением;

продолжим развитие умений работать с микроскопом, находить объект, наблюдать, фиксировать результат; слушать и находить главное;

работа в коллективе помогает воспитывать чувство ответственности за себя и своего товарища; поскольку речь пойдет о грибах, то мы также должны быть внимательны к своему здоровью. Итак, друзья! В путь.

Слайд 3 Человек сталкивается с представителями царства грибов гораздо чаще, чем принято думать. Всходит ли тесто на дрожжах, появляются ли на хлебе пятна плесени, идем ли мы за грибами в лес, отхлебываем ли прохладный квас, получаем ли укол антибиотиков или даже чувствуем зуд после укуса комара – нигде не обошлось без встречи с грибами или прямыми результатами их деятельности.

Так что же такое грибы?

Слайд 4 Грибы – это группа низших организмов, лишенных хлорофилла.

(Определение дети записывают определение в тетрадь)

Грибы — царство живой природы, объединяющее эукариотические организмы, сочетающие в себе некоторые признаки, как растений, так и животных.

Грибы часто относят к растениям, но это глубокое заблуждение. Грибы – это отдельное царство. Представители этого удивительного царства имеют черты сходства с представителями царства растений и животных.

Открываем наши справочники и находим эти сходные признаки. (Ребята работают с учебником по вариантам, а затем устно отвечают)

Слайд 5 В природе насчитывается не менее 100 тысяч видов грибов. Представляете, как бесконечно разнообразны их виды? Наука, которая изучает все это многообразие грибов, называется микология; ученые, изучающие грибы – микологи.

СЛАЙД 6 Строение гриба:

Основу вегетативного тела составляет ГРИБНИЦА (МИЦЕЛИЙ), образованная тонкими ветвящимися нитями – ГИФАМИ, и ПЛОДОВОЕ ТЕЛО, в котором образуются споры.

Размножение грибов:

Бесполое (участками грибницы или спорами) и половое.

По способу питания грибы – гетеротрофы (питаются готовыми органическими веществами). Поглощают питательные вещества всей поверхностью тела.

Сегодня путешествуя по стране грибов, вы познакомитесь с разными представителями этого удивительного Царства. Начнем знакомство с представителей группы плесневых грибов. В маршрутных листах делаем запись: плесневые грибы.

Слайд 7 В 1960 году в Великобритании в течение трех месяцев погибло 100 тысяч индюшек. Не сразу удалось установить причину. Оказалось, что корм, которым кормили индюшек, был заражен аспергиллом. Однако человек сумел использовать аспергиллы и в своих целях. Пищу многих народов Дальнего Востока, например Китая, невозможно представить без постоянной приправы – соевого соуса. "Закваской" этого продукта является аспергилл.

Пеницилл широко используется в биологической промышленности для производства лимонной кислоты и других кислот, а так же для изготовления пенициллина, применяемого в медицине для лечения многих заболеваний.

Ребята, у вас на столах находится выращенный вами гриб мукор. Рассмотрите повнимательней его. Мукор Слайд 8 поселяется на пищевых продуктах: овощах, хлебе, варенье, а также на навозе, растительных остатках. Эти грибы не только приносят вред, но и пользу. Например, в странах Азии гриб мукор китайский применяется в качестве закваски для изготовления соевого сыра.

А под микроскопом более детально давайте рассмотрим готовый микропрепарат пеницилла. Но прежде чем приступить к работе повторим правила работы с микроскопом.

(Фронтальный опрос. Работа с микроскопами: настройка микроскопов, рассматривание микропрепарата, перевод микроскопов в нерабочее положение)

Продолжаем наше путешествие. И переходим к изучению следующей группы грибов – дрожжей. В своих маршрутных листах Слайд 9 сделайте, пожалуйста, пометку "Грибы дрожжи". Дрожжи были открыты случайно. Много тысяч лет назад люди обратили внимание на виноградный сок, который оказался в тепле. В нем всплывали пузырьки, а на дно опускались белые хлопья. И только в 1680 году, после изобретения микроскопа, удалось рассмотреть организмы, но лишь в девятнадцатом веке ученые поняли, что дрожжи – это грибы. Грибы особенные, не имеющие грибниц. Сейчас человеку известны около 500 видов дрожжей, среди них пивные, пекарские и медицинские дрожжи.

Но как вы думаете, ребята, где можно встретиться с дрожжами? (Дети приводят примеры, где можно встретиться с дрожжами) Дрожжи в естественных условиях присутствуют на поверхности плодов винограда, часто они заметны как светлый налёт на ягодах.

Оказывается, не только человек научился использовать дрожжи для своих нужд. Обыкновенный комар выращивает их в своем пищеводе. Когда он вонзает свой хоботок в человеческую кожу, в ранку вместе со слюной впрыскивается растворенный в ней углекислый газ. Попадают туда и дрожжи. Углекислый газ помогает комару сосать кровь, а сами дрожжи вызывают, всеми знакомый зудящий волдырь на месте укуса.

Продолжая наше путешествие, давайте перенесемся с вами туда, где большое множество этих самых комаров. В лес. А в маршрутных листах сделаем запись – Слайд 10 Шляпочные грибы.

Слайд 11 Грибы, как животные и растения имеют свое строение. Давайте вооружимся карандашами и в своих маршрутных листах сделаем рисунок одного из представителей хорошо знакомых нам шляпочных грибов.

- Ребята, а что это за гриб, который мы рисуем?

Красноголовик (простонародное название) – подосиновик (научное название гриба), это диалектные слова.

Наши рисунки готовы и теперь нам необходимо сделать надписи.

  • (Дети делают пояснительные записи к рисунку). Гриб – это грибница или мицелий, а все то, что мы кладем в корзину, называется плодовым телом. Плодовое тело состоит из пенька и шляпки, на оборотной стороне которой образуются споры, которыми размножаются грибы.

Слайд 12 Если вы внимательно посмотрите на грибы, то увидите, что одни отличаются от других строением нижнего слоя шляпки. Есть грибы, у которых нижний слой шляпки образован пластинками, поэтому они так и называются – пластинчатые, у других – нижний шляпки образован трубочками, эти грибы называются трубчатые. Давайте отметим это в своих маршрутных листах.

Грибники знают, что подберезовики чаще всего можно встретить в березняке, белые грибы – вблизи берез, сосен, елей и дубов, рыжики – в сосновых и еловых лесах, подосиновики – в осинниках. Это объясняется тем, что между определенными видами деревьев и грибов устанавливается тесная Слайд 13 связь, полезная как одному, так и другому организму. Такая связь называется симбиоз.

Нити грибницы плотно оплетают корень дерева и даже проникают внутрь

  • его, образуя грибокорень или микоризу. Грибница поглощает из почвы воду и растворенные минеральные вещества, которые из нее поступают в корни дерева. В свою очередь, грибница получает органические вещества, необходимые ей для питания и образования плодовых тел из корней деревьев.

Есть в народе такая примета – нарядились опушки в желто-фиолетовый наряд, зацвела Иван-да-Марья, отправляйся в лес за грибами, хотя в это время грибов найдешь не много. Но как радостно отыскать первые грибы. Настоящие грибы пойдут тогда, когда окутает туман своими клубами дыма речушки и овраги. Тихой охотой называют сбор грибов.

(Под весёлую музыку группа ребят в костюмах входят и показывают сценку)

Девочка.

Ребята, я приглашаю вас прогуляться по лесу и посмотреть, какие грибы там уже появились. Но для начала проведем разминку.

Слайд 14

Физкультминутка

Утром дети в лес пошли

(шаги с высоким подниманием ног)

И в лесу грибы нашли

(размеренное приседание),

Наклонялись, собирали

(наклоны вперёд),

По дороге растеряли

(ритмичное разведение рук в стороны).

Спасибо, садитесь.

Я тропою росною свернула в лес,

Туда, где сосны рослые касаются небес.

Где сказки шепчут ели, березы и дубы,

Где ягоды поспели и выросли грибы.

Боровик:

Отгадай, кто я?

Под старой сосною,

Где склонился пень-старик,

Окружен своей семьею

Найден первый...

Слайд 15Девочка. Боровик!

Боровик. Белый гриб – мечта всех грибников. Растём мы в берёзовых рощах, в сосновых борах, дубовых и еловых лесах. В одиночку растём мы редко, чаще группами. Боровик – красивый и крупный гриб, его ещё называют царём грибов. Бери меня, девочка, в свою корзинку, не пожалеешь!

Учитель. Белый гриб - самый знаменитый и наиболее ценный из своего семейства. В. Солоухин в своей книге “Третья охота” пишет: “Чего это зовут белый гриб - царем грибов. Окраска простая, даже скромная, нет никакого вида. Разве что за вкус, за качество. Но когда еще издали увидишь его - забудешь все. Все будет, как если бы вместо разных духовых инструментов или гармоний заиграла вдруг скрипка. И просто, и ни с чем не сравнимо! Да, это царь грибов. Это маленький шедевр природы!”.

Ребята, а вы знаете, как еще называют на Урале белый гриб?

Дорогой гриб – белый – боровик – это слова диалекты.

Лисичка 1. А теперь отгадайте, ребята, нашу загадку.

Лисичка 2.

Очень дружные сестрички

Ходят в рыженьких беретах.

Осень в лес приносят летом.

Золотистые...

Ребята. Лисички

Слайд 16 Лисичка 1.

Сидит на полянке семейство лисичек –

Полдюжины рыжих-прерыжих сестричек.

Ничуть не боятся их звери и птицы.

Такие веселые эти сестрицы.

Любуются сосны на них и осинки,

А хитрым лисичкам охота в корзинки!

Лисичка 2. Мы растем в смешанных лесах. Лисички можно варить, жарить, мариновать. Есть одно интересное свойство у этих грибов – они никогда не крошатся и не мнутся. Очень редко встретишь червивые лисички.

Лисички. (вместе) Вот какие мы!

Слайд 17 Девочка.

Я пойду по утру в травяных низинах

Сыроежек наберу полную корзину.

Разноцветных, молодых,

Самых-самых разных:

Под дубами голубых,

Под сосною красных,

А под кленами зеленых,

Под осиной синих.

Пусть грибов и не ядреных,

Но зато красивых!

Сыроежка. Правильно! В лесу растет больше всего сыроежек. Свое название мы получили, за то, что в засоле очень скоро, через сутки становимся готовыми к употреблению. Сыроежки – друзья малоопытных грибников.

Учитель. Снова у меня вопрос – какое название вы еще знаете для этих грибов. (синявка)

Девочка. Ой, ребята, посмотрите, еще грибы.

Слайд 18 Бледная поганка. Я – бледная поганка. Я самая опасная из всех грибов, самая ядовитая. Мой яд подобен, змеиному, он сохраняется даже при длительной варке. Эти грибы не едят даже черви. Но мало кто знает, что малые дозы бледной поганки использовали в старину для борьбы со страшной болезнью – холерой.

Слайд 19 Мухомор: Я – гриб мухомор. В отличие от поганки природа наделила меня необыкновенной красотой, но красота моя обманчива. Яд мой вызывает удушье, обмороки. Мухоморы используют как средство для уничтожения мух. Но такие лесные обитатели, как лоси, мною лечатся.

Бледная поганка. Девочка, может, возьмешь нас к себе в корзинку?

Мухомор. Посмотри, сколько места осталось.

Девочка. Извините, но взять вас я не могу. Я знаю, что есть среди грибов съедобные и ядовитые. А вы, ребята, знаете?

Слайд 20 Учитель. Действительно, все многообразие шляпочных грибов ученые-микологи делят на две группы – съедобные и ядовитые. Давайте отметим это в своих маршрутных листах. Обязательно рассмотрите в справочнике грибы, съедобные и ядовитые, только тогда отправляйтесь в лес.

  • Пословица «Каждый гриб в руки берут, да не каждый в кузовок кладут»

Собирая грибы, будьте предельно внимательны. Хитрые ядовитые умеют грамотно маскироваться под своих съедобных товарищей. К примеру, бледная поганка неопытными любителями может быть принята за шампиньон. Но у поганки есть клубневидное утолщение у основания ножки и бледно-розовые или темными пластинки. Чего вы не найдете у шампиньонов.

Желчный гриб маскируется под подберезовик и белый, хотя отличается от них розовой поверхностью нижней стороны шляпки, розовеющей мякотью на разрезе и бурой (а не белой) сеточкой на ножке.

У съедобных опят шляпка коричневато-желтая, на ножке - пленка, похожая на кольцо, а у ложных - желто-зеленая или красноватая шляпка, а кольца нет.

Ядовитый красный мухомор, к счастью, не похож ни на один съедобный гриб. У этого красавца красная или красно-оранжевая шляпка с белыми хлопьями на поверхности. Ножка белая, а сверху - белое пленчатое кольцо.

Учитель. А сейчас я предлагаю заполнить корзинку девочки. У вас на столах лежат фотографии грибов. Вы должны найти съедобные и ядовитые грибы.

(Работа в парах. Один ученик выполняет задание самостоятельно, затем по его работе проводим проверку)

Слайд 21 Учитель. Нагулявшись в лесу и набрав полные корзинки красивых грибов, вы возвращаетесь домой, и вдруг обращаете внимание на наросты на стволах деревьев, похожие на крыши домов. Что это?

Ученики. Это трутовики.

Слайд 22 Учитель. Правильно, ребята. Трутовики не простые грибы. Это грибы-паразиты. (заголовок в тетрадь) Гриб трутовик разлагает древесину. В древности их очень широко применяли для изготовления трутов, на которые попадала искра при высечении огня. После изобретения спичек в 1833 году надобность в этом пропала. Было еще одно экзотическое применение. Их нижний слой отделяли от верхнего, затем месяц вымачивали, отбивали молотком и превращали в похожий на кожу материал. Затем шили шубы и шапки. В XIX веке этот промысел утратил свое значение, но в наше время начал возрождаться.

Есть у трутовиков одно примечательное биологическое значение, их называют живыми навесами. Как бы не стояло дерево, их трубчатый слой, где созревают споры, всегда обращен к земле, для того чтобы споры свободно высыпались. Падение дерева для них катастрофа, и если трутовик находит силы повернуться слоем вниз, то он продолжает существовать, а если нет, то погибает.

СЛАЙД 23 Кроме трутовиков, есть и другие грибы – паразиты, которые приносят вред сельскому хозяйству, вызывают различные заболевания человека и животных….Зараженные грибами растения становятся нежизнеспособными.

ГОЛОВНЯ – поражает злаковые растения. Головневый гриб поражает все растение, и оно выглядит как обугленное.

СПОРЫНЬЯ – поселяется в завязи цветка растения – хозяина, например, ржи.

ФИТОФТОРА – вредитель картофеля и томатов.

ВРЕДИТЕЛИ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ.

Вот снова вернулись в класс, путешествие наше закончилось. Понравилось ли вам наше виртуальное путешествие? Тогда самое время подвести итоги.

Слайд 24

Вопросы для подведения итогов урока:

1. Что такое грибы?

2. Чем они отличаются от растений и животных?

3. С представителями каких групп вы сегодня познакомились?

4. Где нашли применение грибы?

5. Какова роль грибов в природе?

На этом наш урок закончен. Всем большое спасибо. До свидания.


Просмотр содержимого презентации
«Приложение-презентация.ppt»

Урок – путешествие в 6 классе

Урок – путешествие в 6 классе

познакомиться с представителями Царства грибов, их строением, разнообразием и применением;  продолжить развитие умений работать с микроскопом, находить объект, наблюдать, фиксировать результаты, делать выводы, внимательно слушать собеседника и находить главное;  воспитывать чувство ответственности за себя и своих товарищей, ответственно относиться к своему здоровью.
  • познакомиться с представителями Царства грибов, их строением, разнообразием и применением;
  • продолжить развитие умений работать с микроскопом, находить объект, наблюдать, фиксировать результаты, делать выводы, внимательно слушать собеседника и находить главное;
  • воспитывать чувство ответственности за себя и своих товарищей, ответственно относиться к своему здоровью.
Черты сходства грибов с растениями  неподвижные;  постоянно растут верхушечной частью;  имеют прочные клеточные стенки;  способны синтезировать витамины и гормоны;  дышат кислородом;  часто осуществляют вегетативное размножение;  в клетках некоторых видов грибов имеется много ядер.  с животными

Черты сходства грибов

с растениями

  • неподвижные;
  • постоянно растут верхушечной частью;
  • имеют прочные клеточные стенки;
  • способны синтезировать витамины и гормоны;
  • дышат кислородом;
  • часто осуществляют вегетативное размножение;
  • в клетках некоторых видов грибов имеется много ядер.

с животными

  • не имеют хлорофилла;
  • являются гетеротрофами, т.е. питаются готовыми органическими веществами;
  • в клеточных стенках содержится хитин;
  • углеводы запасают в виде гликогена;
  • способны образовывать мочевину.
Ученые, изучающие грибы – микологи.

Ученые, изучающие грибы – микологи.

Строение грибов   грибница (мицелий), плодовое тело  образованная тонкими  нитями - гифами Размножение грибов   бесполое (участками половое грибницы или спорами) По способу питания  грибы – гетеротрофы (питаются готовыми органическими веществами). Питательные вещества всасывают всей поверхностью тела.

Строение грибов

грибница (мицелий), плодовое тело

образованная тонкими

нитями - гифами

Размножение грибов

бесполое (участками половое

грибницы или спорами)

По способу питания грибы – гетеротрофы (питаются готовыми органическими веществами). Питательные вещества всасывают всей поверхностью тела.

Аспергилл Пеницилл

Аспергилл

Пеницилл

Шляпка Плодовое тело Ножка (пенек) Мицелий (грибница)

Шляпка

Плодовое тело

Ножка

(пенек)

Мицелий

(грибница)

Шляпочные грибы Трубчатые Пластинчатые

Шляпочные грибы

Трубчатые

Пластинчатые

Симбиоз – это тесная связь, полезная как одному, так и другому организму. (гриб и дерево) грибокорень (микориза)

Симбиоз – это тесная связь, полезная как одному, так и другому организму. (гриб и дерево)

грибокорень

(микориза)

Боровик Белый гриб Дорогой

Боровик

Белый гриб

Дорогой

Грибы съедобные ядовитые «Всякий гриб в руки берут, Да не всякий в кузовок кладут.»

Грибы

съедобные

ядовитые

«Всякий гриб в руки берут,

Да не всякий в кузовок кладут.»

Шампиньон Бледная поганка

Шампиньон

Бледная поганка

Съедобные опята Ложные опята

Съедобные опята

Ложные опята

Мухомор

Мухомор

Не знаешь гриб - не бери его! Никогда не пробуй гриб на вкус! Не собирай грибы у дорог и предприятий! Не собирай старые, перезрелые грибы! Не собирай грибы с клубневидным утолщением, окруженным оболочкой. Срезай гриб ножиком, чтобы не повредить грибницу.

Не знаешь гриб - не бери его!

Никогда не пробуй гриб на вкус!

Не собирай грибы у дорог и предприятий!

Не собирай старые, перезрелые грибы!

Не собирай грибы с клубневидным утолщением, окруженным оболочкой.

Срезай гриб ножиком, чтобы не повредить грибницу.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!  ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
конспект урока-путешествия по биологии "Грибы вокруг нас"

Автор: Стративная Ирина Васильевна

Дата: 06.10.2014

Номер свидетельства: 116765


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства