Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру во 2 классе. Тема урока: «Грибы»»
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе.
Тема урока: «Грибы»
Тип урока: открытие новых знаний.
Цели: Сформировать у учащихся представление о грибах, как особом царстве природы, познакомить со строением грибов, учить разделять группы съедобных и несъедобных грибов;
Воспитывать любовь к окружающему миру, прививать интерес к изучению данного предмета.
Планируемые результаты
Предметные. Различать съедобные и несъедобные грибы. Приводить 2-3 примера грибов растущих в данной местности. Сравнивать общие признаки съедобных и ядовитых грибов. Характеризовать грибы как особое царство живых организмов. Определять значение грибов в природе. Выявлять особенности внешнего строения шляпочного гриба. Коммуникативные. Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другие мнения и позицию; формулировать собственные мнения и позицию, использовать в общении правила вежливости.
Познавательные. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; находить в тексте ответ на вопрос; воспринимать смысл познавательного текста; устанавливать причинно-следственные связи; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (природа, живая /живая, группы растений).
Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать роль в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
Личностные. Сформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям по предмету; интерес к предметно-исследовательской деятельности; понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; интерес к познанию окружающего мира.
Ход урока:
Орг. момент.
Проверка готовности к уроку.
- Пожалуйста, улыбнитесь друг другу. От ваших улыбок станет светлее в классе, мы будем добрее, и с удовольствием будем работать на уроке.
II. Актуализация опорных знаний. Построение целей урока.
- Скажите, где мы побывали на прошлом уроке? (В саду, в лесу)
- Послушайте стихотворение и скажите, куда приведет нас тропинка знаний сегодня?
Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя окружают гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Сидит «отчего» на зелёном листке,
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень.
Вопрос за вопросом, и так целый день.
Пойдёмте, друзья, по тропинке лесной
Ответы искать под зелёным шатром.
- Сегодня мы заглянем в лес, которых хранит в себе множество тайн и вопросов. Согласны7
Но чтобы двигаться дальше, нам необходимо вначале проверить домашнее задание.
- Откройте, пожалуйста, рабочие тетради и покажите осенний ковер, который вы изобразили дома.
- Все ли деревья вы узнали по листьям7
- О существовании всех растений вы знали до того, как выполнили задание?
- О каком не слышали?
- Где нашли о нем информацию? Поделитесь ею.
Задание № 2.
- Какое из данных растений является кустарником?
- Чем отличаются лиственные деревья от хвойных7
- Что происходит с лиственными деревьями с приходом осени7
- Какое значение для деревьев имеет листопад?
Пускай природа за окном засыпает, а нам спать некогда!
Поиграем в игру. Я буду читать группы слов, а ваша задача найти лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.
Береза, осина, ель, белка, сосна, тополь.
Волк, лось, медведь, липа, косуля, енот.
Яблоко, груша, сыроежка, апельсин.
- Ребята, а вы знаете, что в живой природе есть царства? Какие7 (растений и животных)
Живая природа
Растения Животные
- В каком царстве живет белка? Липа? Сыроежка? – это что? (гриб)
- Кто сможет доказать, к какому царству относятся грибы7
- Значит, чего мы не знаем? (К какому царству относятся грибы)
Тема нашего урока – ГРИБЫ.
- Какие же цели мы поставим перед собой7
- Давайте уточним, что надо узнать о грибах?
1. К какому царству относятся грибы?
- А кто знает, из каких частей состоят грибы7 Надо уточнить7
2. Строение гриба.
3. Роль в природе.
4. Виды грибов.
5. Значение грибов для человека.
III. Открытие новых знаний.
- Попробуем себя в роли ученых – микологов. (Ученые, которые занимаются изучением грибов)
- Перед каждым исследованием ученые составляют план, по которому ведется исследование. Чтобы ответить на все интересующие нас вопросы на уроке, мы должны обратиться вначале к учебнику, затем, если нужная информация не полная – мы обратимся за помощью к Умному совенку. А еще в некоторых ситуациях мы можем обратиться к Атласу – определителю.
- Итак, приступаем к реализации 1 пункта плана и открываем учебник на странице 86.
- Читаем от слов «В конце лета…» (Зайцева К.) , затем страничку Умного Совёнка с.125. (Буренков А.)
- Какой вывод можно сделать из прочитанного?
Грибы – это и не растения, и не животные, а особое царство живой природы.
Давайте сосчитаем, сколько грибов вы знаете7
Грибы – удивительные из живых существ, населяющих нашу планету. Существуют 120 000 разновидностей грибов, при этом для человека важны 500 видов, более 300 опасны для человека.
- Вернёмся к нашему затруднению, как мы сейчас распределим объекты живой природы? Почему?
- Какие царства мы теперь знаем? (Царство растений, царство животных и царство грибов).
Живая природа
Растения Грибы Животные
Переходим к следующему вопросу.
Следующая наша цель - узнать строение грибов.
- На странице 86 учебника рассмотрите рисунок и прочитайте названия грибов.
- Найдите в строении гриба общее. (У всех грибов есть ножка, шляпка.)
- Рассмотрите схему, которая у вас в учебнике и подготовьтесь рассказать, как устроен гриб.
- Что нового для себя узнали?
Теперь внимательно прочитаем 1 абзац на 87 стр. Еще что для себя нового открыли?
(Ту часть гриба, которую обычно мы видим в лесу, называют наземная, она состоит из шляпки и ножки, а ту, которая находится под землей, называют – подземная)
-А теперь посмотрим на подземную часть гриба.
- На что она похожа? (От ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити, похожие на паутину)
Из-за того, что нити грибницы образуют сложную подземную паутину, грибы растут не только по одному, а группами и даже семейками.
- Из каких частей состоит гриб, мы выяснили,
- Посмотрите на названия частей гриба и скажите: « Какая из них по вашему мнению играет более важную роль в жизни гриба? Почему? (Грибница, она всасывает из почвы воду и питательные вещества).
Переходим к следующему исследованию. Что мы должны узнать7
- Послушайте, как я произношу названия грибов: подосиновик, подберезовик. Почему так названы некоторые грибы?
- Где чаще всего в лесу можно найти грибы7 Почему?
- Рассмотрите следующую схему в учебнике «Связь гриба и дерева» на с.87
- Что можно предположить?
- Какое значение имеет грибница для дерева?
- Проверьте свои предположения , прочитав об этом в учебнике .с. 87.
Такая дружба выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает питание от них - готовый сахар. Гриб же даёт дереву питательные вещества, которые он берёт из почвы – влагу и минеральные вещества. Вот как важна грибница!
Вывод: Грибница играет важную роль не только для гриба, но и для дерева. Эта связь и объясняет, почему многие грибы дружат с определёнными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними.
Ну что мои дорогие исследователи устали? Пора отдохнуть.
IV. Физминутка.
Мы по лесу шли, шли (дети маршируют) Белый гриб нашли (разводят руками) Раз - грибок, два – грибок (наклоны) Вот и полный кузовок (показывают руками)
Работа по учебнику.
- Вот мы, какие молодцы! Набрали полный кузовок. (В руках у учителя корзинка с иллюстрациями съедобных и несъедобных грибов)
- Ребята, а правильно ли мы грибы собрали? Как узнать какие съедобные грибы, а какие нет? Об этом вы можете узнать от родителей, из книг.
- Откройте с.88. и поработайте в парах.
- Поработайте в паре и найдите различия сходных между собой съедобных и несъедобных грибов, изучив информацию в учебнике.
- Зачитывание различий между съедобными и несъедобными грибами.
- Какие меры предосторожности нужно соблюдать, чтобы в вашей корзинке не оказалось ядовитых грибов?
Самостоятельная работа с проверкой по эталону
- В рабочей тетради на с. 52 выполните задание 1. Проверьте правильность выполнения по эталону. (Слайд 1)
- Антон, Даша, Вика и Карина выполняют задание 2. Самооценка.
V. Включение в систему знаний.
1. - Скажите, много мы сегодня на уроке узнали? Можно в лес отправляться7 Проверим, все ли грибы теперь знаете7 (Презентация)
Зачитываются загадки, ребята отгадывают и останавливаемся на мухоморе. Кому польза от этого гриба.