В ходе урока грамоты ученики 1 класса выделяют и характеризуют новый звук, учатся слышать его в словах, знакомятся с новой буквой. Задания и упражнения, включенные в урок, развивают внимание, фонематический слух, логическое мышление, орфографическую зоркость, способствуют воспитанию ценностного отношения к времени. Каждый этап урока оценивается с помощью индивидуальных карточек-циферблатов часов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок грамоты "Звук ч, Буквы Ч,ч" »
Урок: Грамота
Класс: 1
Тема: Звук [ч,]. Буквы Ч,ч.
Цель: ознакомление с новым звуком и буквами.
Задачи: познакомиться с новым звуком, буквами; формировать навык правильного, грамотного, слитного чтения; безотрывного письма; формировать умение выделять звук [ч] в речи, находить его место в слове; писать с буквой слоги, слова; развивать речь детей, мышление, фонематический слух, память, внимание; воспитывать ценностное отношение к времени.
Оборудование: презентация, предметные картинки, модели звуков и букв, образцы печатных букв «Ч» и «ч», лента букв, модели циферблатов.
- Прочитайте слова 1 столбика и выберите подходящие.
Интересный
Скучный
Занимательный
Познавательный
Сонный
Вкусный
- А какими должны быть ученики?
Ленивые
Умные
Шумные
Активные
Старательные
2.Сообщение темы и целей урока
* учитель читает загадку
Без ног и без крыльев оно
Быстро летит, не догонишь его. (время)
- Сегодня будем говорить о времени, а поможет нам в этом новый звук и новая буква.
* На доске буквы: Ё Ж Ш Ц Ч Х Ь
- Что вы видите на доске?
- Чем буквы отличаются от звуков?
- Назовите лишнюю букву. Докажите.( Ь)
-Какую роль он играет?
-Какая теперь лишняя буква? (Я)
-Что интересного знаете о ней?
- Какая лишняя теперь? (Х)
-Дайте ей характеристику.
-Назовите парные согласные, правило.
-Какая лишняя теперь? (ж)
- Какая из оставшихся букв для нас новая?(Ч)
- Сформулируйте тему урока
- Чему должны научиться?
3. Работа с новым материалом.
*Выделение нового звука
Загадка
У них усы не для красы – они показывают время
И называются – …
Слайд 1 Отгадка – часы
- Найдите часы у себя на партах. Они помогут вам оценить свою работу на уроке. За правильно выполненные задания вы будете обводить кружком одно число на циферблате, когда я скажу.
- Выделение первого звука в слове ЧАСЫ , характеристика звука (согл.,мяг.,глух.,непар.)
* Упражнение в слушании нового звука
1. Динамическая пауза Игра «Где есть звук ч ?» Учитель называет слова, а дети хлопают в ладоши
- Поднимите руки кто ни разу не ошибся? Обведите одно число на циферблате.
2. Просмотр фрагмента из мультфильма «Чебурашка и крокодил Гена»
Задание: внимательно послушать и запомнить как можно больше слов с новым звуком.
(почему, Чебурашка, получил, читал, что, читать, зачем, начало, учебного, очень…)
- За каждое запомненное слово обводим одно число.
* Знакомство с новой буквой
1. - Теперь давайте познакомимся с буквой, которая обозначает этот звук. слайд 2
- На что похожа?
Да вы правильно решили,
Ч мы пишем как 4
Только с цифрами ,друзья,
Буквы путать нам нельзя.
- Назовите место буквы че на «Ленте букв», в «Алфавите»
-Ребята, а кто из вас знает для чего нужны часы? ( чтобы узнавать время)
- А для чего нужно узнавать время? (чтобы всё делать вовремя)
- Вот и у нас пришло время узнать кто самый внимательный.
2. На доске стихотворение
- Сколько Ч? (4)
- Кто самый внимательный обведите одно число.
Когда ложиться и вставать, Когда игру нам затевать, Когда садиться за урок, Когда с малиной есть пирог - Нам всё часы покажут точно, Чтоб на вопрос: "Который час?" - Ответить мог ты всякий раз.
- Чтение стихотворения детьми по 1 строчке парами.
* Упражнение в чтении
- А сейчас мы прочитаем слоги с буквой че и узнаем её секрет.
1. Чтение слогов цепочкой на доске и договаривание до целых слов.
а у о и е я ю
Ч
- запомните у буквы ч есть два врага, посмотрите они даже убежали от неё
- когда мы произносим слоги ча и чу многие ребята хотят написать их с буквами я и ю
- запомните правило Слайд 3 ЧА ПИШИ С А ЧУ ПИШИ С У (хором)
2. Букварь стр.86
Чтение слов по цепочке
- На какие две группы можно разделить все слова?
- Какие орфограммы в словах вы видите?
* физминутка (танец под песню о букве Ч)
* Работа в прописи стр.17
1. посадка, наклон
2. штриховка звукового поля
3. работа со схемой слова ЧАЙНИК ( 1 за доской)
- Кто правильно разобрал слово обведите одно число.
4. анализ строчной Че и письмо её элементов
5. письмо строчной ч
6. письмо слогов по 1 у доски
- Кто написал красиво, под наклоном, без исправлений обведите число.
4. Работа в группах
Каждая группа получает слоги из которых нужно составить два слова
1 группа солн-це сол-неч-ны-е
2 группа во-да во-дя-ны-е готовые слова читаем группой
3 группа пе-сок пе-соч-ны –е
4 группа цве-ты цве-точ-ны-е
- Если группа справилась с заданием каждый обводит одно число.
- Мы говорим о времени, о часах, а при чём здесь солнце, вода, песок, цветы? ( на земле есть солнечные, песочные, водяные и цветочные часы) слайд 4
Короткое пояснение учителя о часах:
Солнечными часами можно пользоваться только днём и при наличии солнца. Время определяли по тени, которую отбрасывает предмет.
Водяные часы показывали время и днём и ночью. Воду наливали в сосуд с отверстием на дне. Время- вода вытекало из сосуда капля за каплей.
Песочные часы похожи на водяные, только вместо воды сосуды наполнялись песком. И вместо воды вытекал песок.
По цветочным часам можно узнавать время. К 6 часам утра открывают глазки колокольчики, поднимают головки одуванчики. К 8 часам утра распускаются на реке жёлтая кувшинка и белая лилия.
По этим часам не всегда можно узнать точное время, поэтому придумали современные механические и электронные часы.
- Ну а теперь давайте проверим чему мы с вами научились?
5. Тест (вопросы читает учитель, ответы на доске)
1.В названии какого слова есть звук ч ?
А) заяц Б)бабочка В) щука
2. Где дана точная характеристика звуку ч?
А) согл, тв., глух.
Б) согл, мягк.,глух.
3. Сколько слогов в слове Чебурашка?
А) 2 Б) 3 В) 4
4. В каком слове допущена ошибка?
А) чяйка б) ночка в) чудо
Взаимопроверка в парах
- Кто ответил на все 4 вопроса правильно обводит 4 числа…
6. Оценивание
Подсчитываем количество обведённых чисел на циферблате.
Слайд 5 Шкала оценивания
9-10 баллов «5» 7-8 баллов «4» 5-6 баллов «3»
7. Рефлексия ( проводится по началу урока)
- Кто считает, что урок интересный, познавательный, занимательный рисуйте на циферблате лицо с улыбкой.
- Что познали нового на сегодняшнем уроке?
- Как вы думаете почему мы так много на уроке успели узнать? ( потому - что ни одной минутки не потеряли зря)
Самоанализ урока грамоты 1 класс
Учитель: Андреева Т.Н.
Дата: 19.01.15
Класс: 1 А
Тема: Звук [ч,]. Буквы Ч,ч.
Урок проводился в 1а классе. В классе 19 учащихся. На уроке присутствовали 19 учащихся.
Цель: ознакомление с новым звуком и буквами.
Задачи: познакомиться с новым звуком, буквами; формировать навык правильного, грамотного, слитного чтения; безотрывного письма; формировать умение выделять звук [ч] в речи, находить его место в слове; писать с буквой слоги, слова; развивать речь детей, мышление, фонематический слух, память, внимание; воспитывать ценностное отношение к времени.
Оборудование: презентация, предметные картинки, модели звуков и букв, образцы печатных букв «Ч» и «ч», лента букв, модели циферблатов, фрагмент мультфильма «Крокодил Гена и Чебурашка».
В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая структура урока:
1. Настрой на урок.
(привлечь внимание учащихся)
2. Актуализация опорных знаний (подведение к теме урока через загадку о времени и работу с пройденными буквами из которых нужно было постепенно исключать лишние)
3.Сообщение темы и целей урока (дети формулируют самостоятельно)
4. Работа с новым материалом. ( состояла из 6 шагов)
* Выделение нового звука (через загадку о часах, здесь же учитель знакомит детей для чего лежат на партах модели часов)
* Упражнение в слушании нового звука ( через игру на определение местонахождения звука в слове, которая проводилась по рядам и просмотр фрагмента мультфильма из которого нужно было назвать слова с новым звуком)
* Знакомство с новой буквой ( через вопросы: на что похожа?, где будет жить? и работу со стихотворением)
* Упражнение в чтении ( чтение слогов с новой буквой на доске, чтение слов в букваре, первичное ознакомление с орфограммой ча-чу в игровой форме)
* физминутка (танец под песню о букве Ч)
* Работа в прописи стр.17
5. Работа в группах (каждая группа получает слоги из которых нужно составить два слова)
6. Тест (вопросы читает учитель, ответы на доске)
7. Оценивание (подсчитываем количество обведённых чисел на циферблате.
Думаю, что такая форма подачи новой темы способствует лучшему изучению и запоминанию, обеспечивает принципы научности, доступности, индивидуализации и дифференциации обучения. На уроке сочетались разные формы учебной работы: фронтально-коллективная, парная, индивидуальная, групповая. Стремлюсь включать в активную учебно-познавательную деятельность каждого учащегося, при этом владею информацией о том, как каждый из них усваивает учебный материал. Развиваю у школьника умение анализировать и оценивать результаты учебно-познавательной деятельности. Создаю все необходимые условия для обеспечения мотивации учения. Содержание этапов урока предусматривают смену разных видов деятельности учащихся: просмотр слайдов, работа в группах, работа с тестами, просмотр мультфильма, игры, чтение.
Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.
Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому была создана компьютерная презентация.
Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в основной этап урока были включены здоровье - сберегающие технологии: паузы – игры.
Между темой урока, этапами и заданиями существовали логические связки.
В ходе урока преобладали:
Технология проблемно-диалогического обучения. (К каждому этапу урока были поставлены
проблемные вопросы, подводящие диалоги.)
Технология сотрудничества. (Работа в парах, в группах, беседа, коллективный