Самоанализ урока по обучению грамоте.
Тема урока: Согласные звуки [л], [л']; буквы Л, л.
Тип урока: изучение нового материала
Учитель: Патрушева Т.М.
Класс: 1 «Б»
1.Характеристика класса.
В классе 29 ученика: 15 девочек и 14 мальчиков. Детский коллектив активно формирует межличностные отношения. Дети пришли из разных детских садов. Знакомство друг с другом проходило быстро, т.к. дети были на подготовке к школе. В основе межличностных отношений лежат микрогруппы (2-3 человека). Поведение у некоторых учащихся импульсивно, самоконтроль развит не у всех, не всегда ученики способны сдерживать повышенную эмоциональность. Межличностные конфликты возникают, но гаснут легко. Большинство детей чувствуют себя в коллективе комфортно, хорошо адаптированы в классном коллективе. Податливость, внушаемость, склонность к подражанию младших школьников, авторитет учителя и взрослых создает благоприятные условия для формирования личности.
Биологические недостатки обучающихся.
У 1 ученика слабое зрение, 4 человека с нарушнием речевого развития, 1 человек с чрезмерной заторможенностью.
Недостатки психического развития.
у 2 учеников слабое развитие интеллектуальной сферы; отсутствие познавательного интереса у 3 учащихся; установки на учение, потребности в знаниях у 2 учащихся.
Недостатки подготовленности класса
А)неумения ориентироваться в тетради ( понятия «выше», «ниже», «влево», «вправо»).
Б) дисграфия у 1 обучающихся.
В) нарушение фонематического слуха (6% обучающихся)
Г) дефекты в культуре поведения (неумения слушать, быстро реагировать на замечания)
Д) отсутствие самоконтроля.
2. Место урока в изучаемой теме.
Тема: Звуки [Л],[л‘], буквы Л,л изучают в букварный период обучения грамоте, 24-м по счету уроком.
3. Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях
Целевые установки
Предметные результаты:
Учащийся различает на слух звуки [л][л‘] отражает их на письме буквами Л,л, демонстрирует позиционное чтение слогов с буквой л,характеризует звуки [л],[л’],находит эти звуки в слого-звуковых схемах, читает слоги с буквой л, находит букву л в текстах,читает слова, предложение с новой буквой, соотносит слова со слого-звуковыми схемами; читает произведения,.
Метапредметные: учащийся сохраняет учебную задачу уроков, читает тексты вслух, отвечает на вопросы учителя по тексту, определяет имена, повторяет правило написания имен.
Личностные результаты: узнает новое о звуках и буквах, соотносит текст с картинкой
4. Характеристика учебного материала
Изучение нового материала, выделение звуков[л],[л‘], чтение слогов, слов, предложений с изученными буквами. Содержание урока соответствует этой теме. Урок прошел в рабочей обстановке, что способствовало заинтересованности обучения, включение их в учебный процесс. Использовались творческие методы, игровые, словесно – наглядные, поисковые, проблемные, методы контроля.
Приемы- постановка проблемных ситуаций,чтение вслух, составление логической схемы прочитанного.
5. Формы организации познавательной деятельности.
Создание ситуации успеха на каждом этапе урока. Изучаемому материалу придаю увлекательный характер, делаю его живым и интересным. Включаю в изучаемый материал занимательные моменты, элементы новизны и неизвестности, использую активные формы и методы обучения (дидактическая игра).
6. Этапы урока
Деятельность учащихся
1) Целеполагание.
Предметные результаты.
Выделять звук на слух
Метапредметные результаты.
Планировать деятельность на уроке;
Определять цель задания, выполнять задания под руководством учителя.
Личностные.
Проявлять желания научиться читать самостоятельно.
2 Аналитический этап. Открытие нового.
Предметные.
Отгадывают загадки, анализируют схему слов, выделяют новые звуки, дают им характеристику, читают слоги, дифференцируют по мягкости-твердости.
Метапредметные результаты.
Планировать деятельность на уроке;
Определять цель задания, выполнять задания под руководством учителя.
Личностные.
Проявлять желания научиться читать самостоятельно.
3) Тренировка коммуникативных навыков.
Предметные.
Работа по вариантам. Находят различия в звучании, сигнальными цветными карточками обозначают звонкие- глухие согласные.
Метапредметные результаты.
Планировать деятельность на уроке;
Определять цель задания, выполнять задания под руководством учителя.
Работать в паре
Личностные.
Проявлять желания научиться читать самостоятельно.
4) Упражнение в чтении.
Предметные.
Слабочитающие дети читают слова жирным шрифтом, быстро читающие – текст, а за тем озвучивают его.
Метапредметные результаты.
Планировать деятельность на уроке;
Определять цель задания, выполнять задания под руководством учителя.
Личностные.
Проявлять желания научиться читать самостоятельно. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося.
5) Физкультминутка.
Предметные.
Упражнения соответствовали теме урока
Метапредметные результаты.
Планировать деятельность на уроке;
Определять цель задания, выполнять задания под руководством учителя.
Личностные.
Проявлять желание выучить наизусть.
6) Итог урока.
Предметные.
Называют, что изображено, анализируют схемы - модели, находят изученную букву в ленте букв, дают устную характеристику звукам, оценивают свою работу на уроке.
Метапредметные результаты.
Планировать деятельность на уроке;
Определять цель задания, выполнять задания под руководством учителя. Оценивать свою деятельность
Личностные.
Проявлять желания научиться читать самостоятельно.
8 Рефлексия.
Предметные.
Выполнение заданий в электронном приложении с помощью сигнальных карточек. Метапредметные результаты.
Планировать деятельность на уроке;
Определять цель задания, выполнять задания под руководством учителя.
Личностные.
Проявлять желания научиться читать самостоятельно. Работа обучающихся на всех этапах была положительной, т.к задачи каждого этапа выполнена. На мой взгляд, триединая дидактическая цель урока достигнута, так как запланированный материал реализован, обучающиеся старались активно работать на уроке. По содержанию материал соответствует целям урока и направлен на обобщение и систематизацию знаний учащихся. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для первоклассников. Подбирая материал и задания к уроку, стараюсь опираться на жизненный опыт ребят. С учётом типа урока и целей, использовались различные формы и методы обучения: коллективная работа, работа в парах, сотрудничество, индивидуальная работа у доски, фронтальный опрос. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. Так как у первоклассников мышление преимущественно наглядно — образное, использовался наглядный материал в виде иллюстраций, схем. На всех уроках обучения грамоте, и на этом тоже, большое внимание уделяется звуко — буквенному анализу слов. На мой взгляд, большая часть класса неплохо справляется с заданиями подобного рода. Учитывая возрастные особенности детей, посчитала целесообразным ввести игровой момент с целью заинтересовать и усилить активность на уроке. В соответствии с нормами новых СанПиН на уроке проведена подвижная физминутка, которая была подобрана к теме урока. Обратная связь осуществлялась на основе вербальных и невербальных реакций (устный полный ответ, сигнальные карточки). На всех этапах ребята были вовлечены в активную мыслительную и исследовательскую деятельность. Этапы урока были тесно связаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практически. Атмосфера на уроке была рабочая, дети мобилизовали все свои возможности. Я выбирала демократический стиль общения с обучающимися. Стараемся прислушиваться к мнению каждого ребенка. Наличие дисциплинарных традиций: организованное начало урока и его окончание, отсутствие выкриков с мест, дети поднимают руки, а не тянут их вверх, свободная посадка детей, во время беседы обучающиеся отвечают сидя. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объем урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учетом физических и психологических особенностей первоклассников. Цели, поставленные перед уроком, в основном, выполнены.
Подведение итогов (рефлексия) проходила т в эмоциональном плане (положительные эмоции, награды за труд).
В перспективе наметила продолжить работу по развитию фонематического слуха учащихся, развивать умение выражать свои мысли и отстаивать свою точку зрения. Сложнее проходит оценивание себя детям и подведение итогов каждого этапа урока. Эти моменты следует доработать.