kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок обучения грамоте. 1 класс. ТЕМА: Буквы Ц, ц, обозначающие согласный твердый звук [ц].

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обучения грамоте. 1 класс

ТЕМА:  Буквы Ц, ц, обозначающие согласный твердый звук [ц].

Цели:

  • познакомить с новым согласным звуком и буквами Ц, ц;
  • дать представление об особенностях произнесения буквы Ц;
  • учить читать слова с новой буквой;
  • продолжать работу по развитию артикуляционного аппарата и фонематического слуха;
  • развить воображение, память, логическое мышление;
  • уточнять и обогащать словарный запас;
  • воспитывать, уважительное отношение к близким, доброе отношение к животным; интерес и желание читать.
  •  

формировать  у учащихся универсальные учебные действия:

познавательные: работа с текстом, оценка результата деятельности;

личностные: мотивация учебной деятельности, социальная компетентность;

 регулятивные: формулирование учебной задачи, контроль и коррекция,  самостоятельность;

коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества при работе в паре, в группах.

Оборудование:

  •  «Русская азбука» В.Г. Горецкого;
  • Рисунки цветов: роза, шиповник, анютины глазки, мак;
  • Рисунки: бабушка, огурец, заяц, цыплята, блюдце, котик, клубок, очки, тапки, игрушки;
  • Конфеты;
  • Пособие «Веселые ниточки»;
  • Фишки;
  • Карточки-схемы построения артикуляционного аппарата.

Ход урока.

1.Оргмомент

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

- По какому городу путешествуем? (по Алфавитинску).

- Кто живёт в этом городе? (Буквы).

- Зачем нам нужно знать буквы? (Чтобы обозначать звуки на письме, читать, писать).

- Сегодня на мы отправимся в гости, а к кому вы узнаете, если посмотрите на рисунок.

2.Речевая зарядка.

   У. Посмотрите на рисунок, у кого мы сегодня в гостях? (У бабушки)

- У вас есть бабушка?

-  Расскажите, какая она? Что любит делать?

                                                         (Высказывания учащихся)

У. У бабушки в саду много цветов.

        Закройте глаза, представьте их.

  1. Упражнение на дыхание.

Давайте понюхаем их. Медленный глубокий вдох, задержим дыхание (запомним аромат), долгий полный выдох 3-4 раза. А теперь нюхаем все цветочки, смешиваем ароматы.

Короткие быстрые вдохи и долгий выдох.

У. Какое впечатление осталось?

2. Упражнение на артикуляцию.

У.  Давайте рассмотрим цветы, которые мы нюхали. Приготовились. (У учителя рисунок цветка и схемы построения артикуляционного аппарата при произнесении гласных звуков.)

    Анютины глазки.

     У.  Произнести с удивлением: о-о-о!

           - Чему вы удивились?

           -  Как называются эти цветы?

       Розы.

         - Произнесите с восхищением: а-а-а!

         - Почему вы восхитились?

         - Что это за цветок?

         - Что вы знаете о розе?

       Шиповник.

         -  Произнесите сердито: У-у-у!

         -  Почему вы рассердились?

          - Что это за цветок?

          - Что вы знаете о шиповнике?

        Мак.

          У.  Произнесите радостно: и-и-и!

            -  Чему обрадовались?

            -  Что это за цветок?

(Рисунки цветов выставляются на наборное полотно.)

У.  Посмотрите, какие красивые цветы в саду у бабушки. Как вы                                                думаете, нет ли здесь цветка, который «заблудился»?

- Какой это цветок? Почему вы так решили?

(Шиповник – это лесное растение.)

У.  А остальные цветы? (Садовые.)

3. Упражнение на дикцию.

 У.  У бабушки есть любимая внучка. Бабушка сделала внучке подарок.

Хотите узнать какой? Тогда прочтите.

(На доске цветными мелками изображена скороговорка.)

У.  Что это такое? (Скороговорка.)

  (Учимся ее произносить.)

-  Чтение с четким проговариванием каждого звука.

Игра «Далеко - близко».

(Повторяем скороговорку сначала только губами, затем шепотом, затем в полный голос, опять шепотом и только губами.)

4. Упражнение в выразительном чтении, постановке логического                                                                             ударе

У.  Проговорим скороговорку так, как будто вы очень обрадовались, что у                                                     Маруси есть бусы, а затем как будто опечалились.

Игра «Вопрос - ответ».

(Учитель произносит скороговорку, делая упор на одно из слов, ученики               отвечают с ударением на том же слове.)

            У.  Купила бабуся бусы Марусе?

                   Купила бабуся бусы Марусе? 

                   Купила бабуся бусы Марусе?

             Д.  Купила бабуся бусы Марусе?

                   Купила бабуся бусы Марусе? 

                   Купила бабуся бусы Марусе?

3.Актуализация опорных знаний.

  1. Упражнение в скорочтении.

У.  У бабушки есть еще один любимчик. Хотите узнать, кто это? Тогда посмотрите на рисунки. Он утащил это у бабушки.

      (На наборном полотне рисунки.)

Задание: Выделить только первый звук в каждом слове и соединить их.

У.  Что получилось? (Дети отвечают учителю на ушко.)

      [к] [о] [т] [и] [к] – котик.

У.  Вот такой котик живет у бабушки.

      (Учитель показывает рисунок кота.)

У.  Он большой озорник, но бабушка его любит.

Физкультминутка

4.Формирование представлений о звуке [ц].

  1. Выделение звука.

У.  У бабушки много интересного. В саду мы рассматривали цветы. Вот на грядке много вкусных, хрустящих огурцов. На столе ягодки лежат на блюдце. А в огороде за капустой притаился заяц.

(Рисунки выставляются на наборное полотно.)

У.  Посмотрите на рисунке. Назовите предметы. (Цветы, огурцы, блюдце, заяц.)

-- Все эти предметы дружат. Как вы думаете почему?

  (Если дети затрудняются, учитель задает вопрос. Какой звук общий в этих словах?)

- Где его место в слове?

5.Формулирование темы и цели урока

А теперь определите тему и цель нашего урока.

 

  1. Учимся произносить звук [ц].

У. Поучимся произносить звук, посмотрим на соседа, как он произносит звук:

     а) губы в улыбке, зубы видны;

     б) верхние и нижние зубы совсем близко, но не соединяются;

     в) широкий кончик языка упирается в нижние зубы;

     г) по середине языка идет сильная короткая воздушная струя.

  Потренируйтесь в произношении.

  1. Характеристика звука.

У.  Расскажите о звуке [ц]. (Согласный, непарный, глухой, твердый.)

У. Как вы думаете в каком домике в городе Алфавитинске живет буква Ц

(В синем)

У.Почему вы так решили?

(Согласный)

4. Упражнения в выделении звука [ц] из потока речи.

 У.  Немного устали. Положите голову на парту, опустите плечи, закройте глаза. Послушайте рассказ о бабушке и внучке. Запомните все слова, в которых есть новый звук [ц].

Летом на улице ярко светит солнце. В огороде у бабушки растут огурцы, помидоры, капуста, редис. Но вот беда! На капусту напали гусеницы. Бабушка собирает их в банку. А Маруся говорит:

   - Сейчас я тебе помогу, бабушка!

Побежала Маруся во двор, а обратно идет и несет корзину.

- Что же принесла Маруся в корзине. Как вы думаете?

А в корзине были цыплята. Выпустила их Маруся на грядки. Цыплята стали клевать гусениц.

Бабушка сказала Марусе:

-Ты молодец, Маруся!

Поднимите голову. Повторите, какие слова запомнили со звуком [ц]?

5.Формирование представления о буквах Ц, ц.

1.Конструирование буквы из цветных ниток.

У.  Знаете ли вы букву ц?

    Соорудите ее из ниток. Встаньте, пройдите и посмотрите, у кого какая получилась буква.

  1. Определение места новой буквы в алфавите.

У.  Посмотрите на алфавит, назовите соседей буквы ц.

        - А какая  бывает буква ц?

       - Для чего нужна большая? А маленькая?

6.Упражнение в чтении текстов с буквами Ц, ц.

  1. Чтение слогов, рифмование.

У.  Посмотрите на доску. Нужно помогать бабушке. Готовы?

Читаем:

Цы – цы – цы - вот поспели……………

Ца – ца – ца – захотелось………………

Ец – ец – ец – мы сорвали…………….

Цу –цу – цу – дети рады………………

Рцы – рцы – рцы – мы полили……….

Вы, ребята,…………………………….

  1. Упражнение в развитии образного восприятия.

У.  А вы знаете, что говорит котик?

Он утверждает, что если очень – очень быть внимательными, то можно и у котика найти букву ц.

- Как вы думаете, где она притаилась?

(Высказывания детей.)

У.  Прочтите текст с доски самостоятельно:

         Вот какая буква Ц –

         С коготками на конце.

         Коготок – царапка,-

         Как кошачья лапка.

Физкультминутка.

7.Работа с учебником «Русская азбука», с.174, 175.

  1. Работа с рисунком на с.174.

У.  Расскажите, что видели дети в цирке?

2. Чтение – разведка, с.175.

У.  Возьмите карандаш. Прочтите текст о цирке. Подчеркните букву ц в тех словах, где она есть.

-- Сколько раз встретилась буква ц в тексте?

8.Подведение итогов урока. Рефлексия.

У.  Чем вы занимались на уроке?

- Что вам понравилось на уроке?

-  Как вы работали на уроке?

-  Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы на уроке всем было интересно и уютно?

- А мне очень понравилось, как вы работали.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок обучения грамоте. 1 класс. ТЕМА: Буквы Ц, ц, обозначающие согласный твердый звук [ц]. »

Урок обучения грамоте. 1 класс.


ТЕМА: Буквы Ц, ц, обозначающие согласный твердый звук [ц].


Цели:

  • познакомить с новым согласным звуком и буквами Ц, ц;

  • дать представление об особенностях произнесения буквы Ц;

  • учить читать слова с новой буквой;

  • продолжать работу по развитию артикуляционного аппарата и фонематического слуха;

  • развить воображение, память, логическое мышление;

  • уточнять и обогащать словарный запас;

  • воспитывать, уважительное отношение к близким, доброе отношение к животным; интерес и желание читать.

формировать  у учащихся универсальные учебные действия:

познавательные: работа с текстом, оценка результата деятельности;

личностные: мотивация учебной деятельности, социальная компетентность;

регулятивные: формулирование учебной задачи, контроль и коррекция,  самостоятельность;

коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества при работе в паре, в группах.


Оборудование:

    • «Русская азбука» В.Г. Горецкого;

    • Рисунки цветов: роза, шиповник, анютины глазки, мак;

    • Рисунки: бабушка, огурец, заяц, цыплята, блюдце, котик, клубок, очки, тапки, игрушки;

    • Конфеты;

    • Пособие «Веселые ниточки»;

    • Фишки;

    • Карточки-схемы построения артикуляционного аппарата.



Ход урока.

1.Оргмомент

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!


- По какому городу путешествуем? (по Алфавитинску).

- Кто живёт в этом городе? (Буквы).

- Зачем нам нужно знать буквы? (Чтобы обозначать звуки на письме, читать, писать).


- Сегодня на мы отправимся в гости, а к кому вы узнаете, если посмотрите на рисунок.


2.Речевая зарядка.


У. Посмотрите на рисунок, у кого мы сегодня в гостях? (У бабушки)

-- У вас есть бабушка?

-- Расскажите, какая она? Что любит делать?

(Высказывания учащихся)

У. У бабушки в саду много цветов.

Закройте глаза, представьте их.

  1. Упражнение на дыхание.

Давайте понюхаем их. Медленный глубокий вдох, задержим дыхание (запомним аромат), долгий полный выдох 3-4 раза. А теперь нюхаем все цветочки, смешиваем ароматы.

Короткие быстрые вдохи и долгий выдох.

У. Какое впечатление осталось?

2. Упражнение на артикуляцию.

У. Давайте рассмотрим цветы, которые мы нюхали. Приготовились. (У учителя рисунок цветка и схемы построения артикуляционного аппарата при произнесении гласных звуков.)


Анютины глазки.

У. Произнести с удивлением: о-о-о!

-- Чему вы удивились?

-- Как называются эти цветы?


Розы.

-- Произнесите с восхищением: а-а-а!

-- Почему вы восхитились?

-- Что это за цветок?

-- Что вы знаете о розе?


Шиповник.

-- Произнесите сердито: У-у-у!

-- Почему вы рассердились?

-- Что это за цветок?

-- Что вы знаете о шиповнике?


Мак.

У. Произнесите радостно: и-и-и!

-- Чему обрадовались?

-- Что это за цветок?

(Рисунки цветов выставляются на наборное полотно.)

У. Посмотрите, какие красивые цветы в саду у бабушки. Как вы думаете, нет ли здесь цветка, который «заблудился»?

- Какой это цветок? Почему вы так решили?

(Шиповник – это лесное растение.)

У. А остальные цветы? (Садовые.)

3. Упражнение на дикцию.

У. У бабушки есть любимая внучка. Бабушка сделала внучке подарок.

Хотите узнать какой? Тогда прочтите.

(На доске цветными мелками изображена скороговорка.)

У. Что это такое? (Скороговорка.)

(Учимся ее произносить.)

-- Чтение с четким проговариванием каждого звука.


Игра «Далеко - близко».

(Повторяем скороговорку сначала только губами, затем шепотом, затем в полный голос, опять шепотом и только губами.)


4. Упражнение в выразительном чтении, постановке логического ударе

У. Проговорим скороговорку так, как будто вы очень обрадовались, что у Маруси есть бусы, а затем как будто опечалились.

Игра «Вопрос - ответ».

(Учитель произносит скороговорку, делая упор на одно из слов, ученики отвечают с ударением на том же слове.)

У. Купила бабуся бусы Марусе?

Купила бабуся бусы Марусе?

Купила бабуся бусы Марусе?

Д. Купила бабуся бусы Марусе?

Купила бабуся бусы Марусе?

Купила бабуся бусы Марусе?


3.Актуализация опорных знаний.

  1. Упражнение в скорочтении.

У. У бабушки есть еще один любимчик. Хотите узнать, кто это? Тогда посмотрите на рисунки. Он утащил это у бабушки.

(На наборном полотне рисунки.)

Задание: Выделить только первый звук в каждом слове и соединить их.

У. Что получилось? (Дети отвечают учителю на ушко.)

[к] [о] [т] [и] [к] – котик.

У. Вот такой котик живет у бабушки.

(Учитель показывает рисунок кота.)

У. Он большой озорник, но бабушка его любит.


Физкультминутка


4.Формирование представлений о звуке [ц].

  1. Выделение звука.

У. У бабушки много интересного. В саду мы рассматривали цветы. Вот на грядке много вкусных, хрустящих огурцов. На столе ягодки лежат на блюдце. А в огороде за капустой притаился заяц.

(Рисунки выставляются на наборное полотно.)

У. Посмотрите на рисунке. Назовите предметы. (Цветы, огурцы, блюдце, заяц.)

-- Все эти предметы дружат. Как вы думаете почему?

(Если дети затрудняются, учитель задает вопрос. Какой звук общий в этих словах?)

-- Где его место в слове?


5.Формулирование темы и цели урока

А теперь определите тему и цель нашего урока.


  1. Учимся произносить звук [ц].

У. Поучимся произносить звук, посмотрим на соседа, как он произносит звук:

а) губы в улыбке, зубы видны;

б) верхние и нижние зубы совсем близко, но не соединяются;

в) широкий кончик языка упирается в нижние зубы;

г) по середине языка идет сильная короткая воздушная струя.

Потренируйтесь в произношении.


  1. Характеристика звука.

У. Расскажите о звуке [ц]. (Согласный, непарный, глухой, твердый.)

У. Как вы думаете в каком домике в городе Алфавитинске живет буква Ц

(В синем)

У.Почему вы так решили?

(Согласный)


4. Упражнения в выделении звука [ц] из потока речи.

У. Немного устали. Положите голову на парту, опустите плечи, закройте глаза. Послушайте рассказ о бабушке и внучке. Запомните все слова, в которых есть новый звук [ц].

Летом на улице ярко светит солнце. В огороде у бабушки растут огурцы, помидоры, капуста, редис. Но вот беда! На капусту напали гусеницы. Бабушка собирает их в банку. А Маруся говорит:

- Сейчас я тебе помогу, бабушка!

Побежала Маруся во двор, а обратно идет и несет корзину.

-- Что же принесла Маруся в корзине. Как вы думаете?

А в корзине были цыплята. Выпустила их Маруся на грядки. Цыплята стали клевать гусениц.

Бабушка сказала Марусе:

-Ты молодец, Маруся!

Поднимите голову. Повторите, какие слова запомнили со звуком [ц]?


5.Формирование представления о буквах Ц, ц.

1.Конструирование буквы из цветных ниток.

У. Знаете ли вы букву ц?

Соорудите ее из ниток. Встаньте, пройдите и посмотрите, у кого какая получилась буква.


  1. Определение места новой буквы в алфавите.

У. Посмотрите на алфавит, назовите соседей буквы ц.

-- А какая бывает буква ц?

-- Для чего нужна большая? А маленькая?


6.Упражнение в чтении текстов с буквами Ц, ц.

  1. Чтение слогов, рифмование.

У. Посмотрите на доску. Нужно помогать бабушке. Готовы?

Читаем:

Цы – цы – цы - вот поспели……………

Ца – ца – ца – захотелось………………

Ец – ец – ец – мы сорвали……………..

Цу –цу – цу – дети рады………………

Рцы – рцы – рцы – мы полили………..

Вы, ребята,…………………………….


  1. Упражнение в развитии образного восприятия.

У. А вы знаете, что говорит котик?

Он утверждает, что если очень – очень быть внимательными, то можно и у котика найти букву ц.

-- Как вы думаете, где она притаилась?

(Высказывания детей.)

У. Прочтите текст с доски самостоятельно:

Вот какая буква Ц –

С коготками на конце.

Коготок – царапка,-

Как кошачья лапка.


Физкультминутка.


7.Работа с учебником «Русская азбука», с.174, 175.

  1. Работа с рисунком на с.174.

У. Расскажите, что видели дети в цирке?

2. Чтение – разведка, с.175.

У. Возьмите карандаш. Прочтите текст о цирке. Подчеркните букву ц в тех словах, где она есть.

-- Сколько раз встретилась буква ц в тексте?


8.Подведение итогов урока. Рефлексия.

У. Чем вы занимались на уроке?

-- Что вам понравилось на уроке?

-- Как вы работали на уроке?

-- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы на уроке всем было интересно и уютно?

-- А мне очень понравилось, как вы работали.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок обучения грамоте. 1 класс. ТЕМА: Буквы Ц, ц, обозначающие согласный твердый звук [ц].

Автор: Ковалева Ирина Петровна

Дата: 24.10.2015

Номер свидетельства: 243179

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект урока обучения грамоте по теме: "Звуки [б], [б’]  буквы Б, б, Роль фонемы в образовании слов." "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-obuchieniia-ghramotie-po-tiemie-zvuki-b-b-bukvy-b-b-rol-foniemy-v-obrazovanii-slov"
    ["file_id"] => string(6) "125996"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415104964"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Урок обучения грамоте 1 класс Звуки [б], [б']. Буква Б б"
    ["seo_title"] => string(51) "urok_obucheniia_gramote_1_klass_zvuki_b_b_bukva_b_b"
    ["file_id"] => string(6) "580121"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1620634287"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Урок обучения грамоте. Тема «Звук [ж]. Буквы Ж ж» "
    ["seo_title"] => string(52) "urok-obuchieniia-ghramotie-tiema-zvuk-zh-bukvy-zh-zh"
    ["file_id"] => string(6) "116764"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412607611"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока обучения грамоте (чтение) в 1-м классе. "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-obuchieniia-ghramotie-chtieniie-v-1-m-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "136148"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417036242"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока обучения грамоте на тему: «Звук [и]. Буквы  И, и. "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-obuchieniia-ghramotie-na-tiemu-zvuk-i-bukvy-i-i"
    ["file_id"] => string(6) "120354"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413706574"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства