Тема: Буква М,м, звуки [м] [м´]
Цель:
- Познакомить учащихся со звуками [м, м,], буквами М,м. Научить слышать их, определять позицию в словах.
- Формировать навыки фонематического анализа, синтеза, обогащать и активизировать словарный запас, развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание.
- Формирование учебной мотивации
Ход урока
- Организационный момент- Прозвенел звонок и смолк, начинается урок
2. Повторение
- Вспомним, что мы с вами знаем.
- Попрошу вас собрать рассыпавшееся правило воедино, а сначала ответьте мне на вопрос. Благодаря чему мы с вами общаемся и понимаем друг друга? (С помощью речи)
- Итак, начнём…..
Составление кластера
Речь….
Устная и письменная….. СТОП!!!
Речь состоит из предложений…. СТОП!!!- Что такое предложение?
В конце предложения может стоять .?! СТОП!!!- Прочитайте предложение, если в конце стоит.?!
Сейчас идёт урок грамоты.?!
Предложения состоят из слов.
Слова состоят из слогов
Слоги состоят из звуков
Звуки бывают гласные
Гласные бывают ударные и безударные СТОП!!! Как определить количество слогов по гласным?
Согласные бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. СТОП!!! От чего зависит твёрдость и мягкость согласного звука? (от гласной, которая стоит за ним)
- О чём пойдёт речь сегодня на уроке вы мне скажите сами, но чуть позже.
3. Введение в тему
- Внимание на экран!!!!
- Из какого мультфильма этот отрывок? (Маша и медведь)
- Верно.
- Как Маша называет медведя в сказке? (Миша)
- Какой первый звук вы слышите в именах?
- А кто догадался, о чём будет идти сегодня речь на уроке? (буква М, звуки [м] [м´])
- Что мы с вами будем делать? (знакомится с буквой, составлять схемы, читать…..)
4. Практическая работа со звуковичками
- Пожалуйста, с помощью звковичков выложите первое слово Маша, а под ним слово Миша. (у доски 1 человек)- Сравните, получившиеся схемы.
- Какой звук первый в слове Маша? (твёрдый), А первый звук в слове Миша? (мягкий)
- От чего зависит, твёрдость и мягкость звука? (от гласной, которая за ним стоит)
5. Выделение звука [м] [м´]
Внимание!!!
- Приведите мне свои примеры, где буква м стоит в начале слова и обозначает твёрдый согласный (машина, маргарин, масло, мотоцикл, мама, мачта..)
- Приведите пример, когда звук в начале слова будет мягким (мяч, мимо, метро, мясо…. )
Внимание!!!!
- Приведите пример, когда в предложении все слова будут начинаться с буквы М
Мишка моет малину Маше.
Мама мыла Марину.
Мила моргает медленно.
ФИЗМИНУТКА
- На письме и твёрдый и мягкий согласный обозначается буквой М.
6. Чтение текста, работа по содержанию, выделение буквы М в тексте.
Медведь
К осени медведь перестаёт линять. Его мех становится густым, пушистым. Зимний мех защищает медведя от морозов. За осень медведь нагуливает много жира. С наступлением холодов зверь выбирает место в глуши и устраивает берлогу. Нагребёт туда мох, листья, забросает ветками сверху. Когда падают первые снежинки, медведь в берлоге. Ему тепло, тихо, а снаружи мороз и метели.
- О ком шла речь? (о медведи)
- С наступлением осени, какой становится мех медведя?
- С наступлением холодов что устраивает себе медведь?
- Как в берлоге у медведя, когда на улице морозы и метели?
Приложение карточка.
Закрасить те части рисунка, в которых ты видишь буквы «М» и «м»
Внимание на доску!!!!
медведь крупный- мелкий
медведица быстрый- медленный
медвежонок старший- младший
медвежья (берлога)
- Что вы скажете о словах, записанных в 1 столбик? (родственные)
- Молодцы, а ещё их называют ОДНОКОРЕННЫЕ.
- А теперь внимание на второй столбик. Придумайте слова на М, которые бы были противоположные по смыслу и характеризовали медведей разных.
Медведь крупный, а медвежонок……
Медвежонок быстрый, а медведь ……
Медведь старший, а медвежонок….
- Такие слова, называются АНТОНИМЫ
7. Работа в прописи
- откройте пропись по закладке
- проверим правильность посадки «Руки- на месте, ноги- на месте, локти – у края, а спина - прямая»
- возьмите ручку, поставьте на локоток.
- Внимание на экран… (показ письма буквы м (маленькой)
- Работа детей
- 2 строка
- Внимание на доску, почему слова написаны с большой букв
Марина, Мюнхен,
- 3 строка
М М М
- 4строка
Мм Мм Мм
8. Итог урока
- О чём мы говорили на уроке?
- Что нового вы узнали?
- Какие новые понятия?
- Какие виды работ вам понравились больше всего?
ПРИЛОЖЕНИЕ
Задание №1
Прочитай текст
Медведь
К осени медведь перестаёт линять. Его мех становится густым, пушистым. Зимний мех защищает медведя от морозов. За осень медведь нагуливает много жира. С наступлением холодов зверь выбирает место в глуши и устраивает берлогу. Нагребёт туда мох, листья, забросает ветками сверху. Когда падают первые снежинки, медведь в берлоге. Ему тепло, тихо, а снаружи мороз и метели.
Задание №2
Возьми коричневый карандаш и закрась те части
рисунка, в которых ты видишь буквы «М» и «м».
Задание № 3
Найди среди буквенного текста спрятанные слова: мама, му, ум, ам и подчеркни их.
пёшарплролощшшгджжфмамабювылдалршгшгшллыды
ьсбвлншгнгоглаорорнгмухещгншглумрлолшглдыжыжн
дылдпорошглгьодамлыдывщещшглгмядымдудаюбцщкш