Урок чтения и развития речи на тему "Звук и буква Я ".
Урок чтения и развития речи на тему "Звук и буква Я ".
Данный конспект урока предназначен для учащихся первого класса специальных (коррекционных)школ 8 вида.Предмет -чтение и развитие речи.Тема данного урока: Звук и буква Я.
Цель-научить читать слоги и слова с новой буквой.;Основные задачи-1.образовательные-познакомить учащихся со звуком и буквой Я,учить практическому различению при чтении ранее усвоенных слоговых структур мягких и твердых согласных;2.коррекционные-коррегировать и развивать фонематический слух,развивать навык звукобуквенного анализа;3.-воспитательные-привитие учащимся первого классс навыков учебной деятельности.
При проведении урока учитель обязан знать особенности своих детей,и поэтому включать разнообразные игровые приемы,отвлекающие моменты и упражнения,чтобы учащиеся смогли отдохнуть,не отвлекаясь от темы урока.
Обязателен настрой ребят-спокойное(с особенными детьми очень важно)настроение,усидчивость,заинтересованность(похвала и оценки) и поощрение(угощение в тему урока).
Выучено несколько стихов,как для артикуляционной гимнастики,речевки,физ.паузы.
Богат урок и здоровьесберегащимися технологиями-не было ипользовано компьютеров(1-й класс все ребята делали в ручную),гимнастика(как физ.пауза,так и для зрения),мелкая моторика(составлене буквы из фасоли).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок чтения и развития речи на тему "Звук и буква Я ". »
Государственное казенное специальное
образовательное учреждение
«Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат
VIII вида г.Коврова».
Урок чтения и развития речи на тему:
«ЗВУК И БУКВА «Я»
Учитель:Устинова М.С.
2013-2014 уч.г.
Урок: Чтение и развитие речи
Тема: Звук и буква «Я»
Цель: Научить читать слоги и слова с новой буквой
Задачи: 1.Образовательные-познакомить учащихся со звуком и буквой Я,учить практическому различению при чтении ранее усвоенных слоговых структур мягких и твердых согласных.
2.Коррекционные-коррегировать и развивать фонематический слух,развивать навык звукобуквенного анализа.
3.Воспитательные-привитие учащимся навыков учебной деятельности
---дыхательные упражнения(подуть па листочек-тихо,сильно).
---речевка
Уч.-Давайте хором расскажем стихотворение «Лисята»(картинка с лисой и лисятами)
Под кустом играют в прятки
Шаловливые лисятки,
А лиса для малышей
Ловит в зарослях мышей.
2. Звук Я .
Уч.-Молодцы,ребята!Мы хорошо подготовили артикуляционный аппарат к продолжению урока.А сейчас отгадайте загадку
Сочное,спелое,наливное
Угадайте,кто я?
(Картинка с изображением яблока вывешивается на доску)
Уч.-Что изображено на картинке?
Д.-Яблоко
Уч.-Послушайте,как я произнесу ЯБ-ЛО-КО.Довайте хором произнесем.
Какой первый звук мы слышим?
Д.-Я
Уч.-Сегодня мы будем знакомиться со звуком и буквой Я.Посмотрите,как я произнесу этот звук.Давайте все вместе произнесем звук Я.Возьмите зеркала и посмотрите на свою артикуляцию,когда произносите звук Я.
Рот открыт или закрыт?
Д.-открыт.
Уч.-Язык находится вверху или внизу?
Д.-внизу.
Уч.-Воздух выходит свободно или ему мешает преграда?
Д.-свободно.
Уч.-Значит звук Я гласный или согласный?
Д.-гласный.
Уч.-Как мы обозначаем гласный звук?
Д.-красным кружком.
(Красный кружок вывешивается но доску рядом с картинкой).
Уч.-Итак,при произнесении звука Я рот открыт,язык находится внизу,воздух выходит свободно.Значит звук Я –гласный.Давайте повторим алгоритм произнесения звука Я.
(Еще раз повторяет сам учитель,затем сильный ученик,средний и слабый).
3.Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.
Вывешиваются картинки со следующими изображениями:коляска,одеяло,кухня,линия,ягода,поросята,заяц,львята,хлеб,поми-дор,лес,утюг.
Уч.-У нас на доске картинки.Выберите ту картинку ,где, при произнесении, встречается звук Я ,четко произнесите слово и определите место звука Я в слове.Поставьте выбранную картинку к соответственной схеме.
(На доске схемы-начало,середина,конец слова).
Уч.-Хорошо,молодцы!Все справились с заданием.
4.Буква Я.
(Демонстрация скворечника, внутри которого находятся большая и маленькая буквы Я)
Уч.-Посмотрите-ка, друзья!
Сделала скворечник я.
А в скворечник залетела
Вместо птички буква Я.
Итак,звук Я обозначается буквой Я.(карточка с большой буквой Я.)
:Уч.-Давайте рассмотрим букву.Она состоит из трех элементов-прямая палочка,полуовал,наклонная палочка.
Кто сможет повторить?
(Выставляется карточка с маленькой буквой Я.)
Уч.-Сравним большую и маленькую букву.Чем они похожи?
Д.- элементами.
Уч.-Чем отличаются?
Д.-размером.
:Уч.-Выложите на партах букву Я из фасоли.
:Уч.-Откройте кассы и найдите букву Я .Покажите мне ее.Определите «соседей».
5.Работа с кассой.
Уч.-А теперь переходим к работе с кассой и на речевой доске.
Один ученик выполняет звуко-буквенный анализ слова «яблоко» на речевой доске,остальные на своих местах.
ФИЗ.ПАУЗА(упражнения+речевка с изучаемым звуком)
У дороги яблоня стоит,
А на ветке яблочко висит.
Сильно ветку я потряс,
Вот и яблочко у нас.
В сладко яблочко вопьюсь-
Ах,какой приятный вкус!
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.
6.Работа с букварем.
Уч.-Открем буквари.Здесь мы видим букву Я .Назовите мне элементы буквы.Хором произнесите букву Я .Почему она «живет в красном домике»?
На правой странице прочитаем слоговую таблицу.(учитель,сильные ученики,средние).
-Под слоговой таблицей мы видим пары слов.Прочитаем их хором.
-А теперь прочитаем слова наверху страницы.Что они обозначают?
Д.-имена девочек
Уч.-Как пишутся имена?
Д.-с заглавной буквы.
Уч.-Ниже мы видим картинки и слева от них предложения.Прочитайте их про себя.Покажите мне картинку,где изображены Лида и Надя.Почему?Прочитай про них предложение.(соответственно про остальные поры имен).
7.Работа в кассах и на речевой доске.Словообразование.
Уч.-Откройте кассы и выложите слог МО .
К нему «пришла в гости буква Я .Какое слово получилось?
Д.-МОЯ.
Уч.-Затем к слогу МО пришла буква Е.Кокое слово получилось?
Д.-МОЕ.
Уч.-И последней пришла буква И .Получилось слово…
Д.-МОИ.
Уч.-Прочитаем слова, которые у нас получились.
(Рядом с образовавшимися словами выставляются карточки с МОЕ-яблоко,МОИ-яблоки,МОЯ-ягода).