Урок 2 математики по теме "Окружность, ее центр и радиус".
Урок 2 математики по теме "Окружность, ее центр и радиус".
УМК: Начальная школа ХХI века.
Тип урока: объяснение нового материала.
Цель, задачи: создание условий для ознакомления с понятием «окружность». Формирование умения распознавать окружность. Введение терминов: центр, радиус.
Необходимое оборудование: циркуль, линейка, предметы в форме шара, круга, овала, спирограф, каточки «неваляшки», карточки «смайлики»
4) провести инструктаж по технике безопасности о правилах пользования циркулем;
5) воспитывать любовь к математике, трудолюбие, дисциплинированность, товарищество.
6) аккуратность и осторожность при применении циркуля.
6) воспитывать духовно-нравственные ценности. Уважение к традициям народа.
Вид урока: объяснение нового материала.
Образовательные технологии:
1. Здоровьесберегающие технологии.
2. ИКТ.
3. Технология предметного проектирования.
4. Технология развивающего обучения.
5. Технология личностно-ориентированного обучения.
Место проведения урока: кабинет информатики.
Оборудование для уч-ся:
1. рабочая тетрадь
2. циркуль
3. цветные карандаши
4. линейка
Оборудование для учителя:
1. Плакат «Сиди правильно»
2. тренажёр для глаз
3. тестовая работа
4. циркуль
5. линейка
6. набор геометрических фигур
7. компьютеры
8. верба
9. музыкальная шкатулка с геометрическими фигурами
10. раздаточный материал
11. таблица
12. цветные мелки
Ход урока
I. Организация класса
1. У: Прозвенел звонок для нас,
Всех ребят позвал он в класс
Чтобы дети не ленились
С удовольствием трудились,
Всем здоровья пожелаем
И урок наш начинаем
Друг на друга посмотрели
Улыбнулись друг другу
Пожелали добрым взглядом
Отличных отметок
И за парты тихо сели.
2. У: На уроке у нас присутствует много гостей – это учителя нашей школы. Давайте у них поинтересуемся для чего они к нам пришли на урок (ответ учителей) .
3. Желаю вам успехов в работе, я обязательно буду помогать, кто будет затрудняться. Наша помощница и хозяйка кабинета это Кавинская Н. А.
Девиз нашей работы: «Все помогают каждому, каждый помогает всем». (слайд №1)
II. Проверка домашнего задания
1. Ребята, как этот девиз связан с домашним заданием? (Нужно было решить примеры, сопоставить ответ с буквой и отгадать загадку – «Возле елок из иголок, летним днём построен дом, за травой не виден он, а жильцов в нём миллион» - муравей) .
2. Муравьи очень большие труженики. Они работают дружно, слажено, активно помогают друг другу. Вот так и мы должны с вами работать.
3. 6000 видов муравьев: муравьи бывают лесные, медовые, садовые, портные, листорезы и другие.
III. Актуализация знаний.
1. Посмотри внимательно на геометрические фигуры (открываю доску) .
(треугольник, квадрат, круг, пятиугольник)
2. Назови, что это за фигуры?
3. Некоторые их точки обозначены буквами. Где располагаются точки? (внутри, на границе) .
4. Посмотри внимательно на фигуры и скажи. Какая фигура лишняя?
Треугольник - одна точка на границе;
Квадрат - точка находится не в центре;
Круг - остальные многоугольники.
5. Составьте 2 слова: 1) из букв, которые находятся на границе фигуры (окружность) ; 2) из букв, которые находятся внутри фигур (круг)
6. Сегодня на уроке мы подробно и поговорим об окружности и круге.
IV. Тема урока: «Окружность. Круг» (слайд №2)
1. Сейчас, ребята, вместе с вами попробуем определить цель нашего урока (если затрудняются, спросить: Что нужно для того, чтобы понять эту тему)
2. Один мудрый человек сказал: «Окружность – душа геометрии».
(слайд №3)
3. Почему окружность называют душой геометрии нам расскажет Буйлова Алёна (Алёна выступает за кафедрой) .
«Окружность»
Окружность – замкнутая линия, все точки которой, равноудалены от центра.
Окружность – удивительная фигура, древние греки её считали самой совершенной. Почему не бывает треугольных колес? Представьте себе, нашелся чудак, сделал велосипед с треугольными колёсами. Только нет таких чудаков, люди давно поняли, что колёса должны быть круглыми.
Ось колеса находится в центре, спицы – радиусы, обод – окружность.
Как ни повернётся колесо, расстояние между землёй и осью остаётся одинаковое, поэтому и катится колесо плавно.
Колесо было изобретено давным – давно. С тех пор сделано много открытий и изображений, но и теперь в основе приборов и машин лежит круг.
Окружность всегда привлекала к себе внимание художников и архитекторов. Арки, полукруглые окна придают торжественность. При использовании окружности получатся очень красивые узоры.
В некоторых приборах шкалы располагаются на окружностях или её дугах.
Вот почему окружность – душа геометрии.
4. Вывод.
Окружность действительно обладает красотой и изяществом, и в этом мы с вами убедимся, когда будем чертить окружности, решать задачи. Где преобладает окружность? (ответы детей)
V. Работа в тетрадях.
1. Открыли тетради, записали число, классная работа (опереться на плакат «Сиди правильно») .
2. К доске попрошу выйти двух учеников. Один ученик нам нарисует окружность, другой ученик круг.
3. Были даны разные задания, а фигуры получились похожие. Чем круг отличается от окружности? Вот эту проблему мы будем решать на уроке. (слайд №4)
4. Почему фигуры получились неточные – (не было инструмента, а от руки не проведёшь.
5. – Приготовьте циркуль. Посмотрите на него внимательно (у учителя большой циркуль) .
- Из чего он состоит (2 ножки, на конце первой иголочка, на конце второй – грифель – это карандаш) .
- Циркуль – это чертёжный инструмент для вычеркивания окружностей. В переводе с латинского обозначает круг - циркус (если дети не ответят на вопрос, учитель помогает) .
- С циркулем нужно работать очень осторожно.
6. Назовите правила как пользоваться циркулем (нельзя подносить к лицу, глазам; нельзя передавать циркуль соседу иглой вперёд; не играть; циркуль должен находиться в специальном футляре) .
7. - Продемонстрируйте как нужно передавать циркуль соседу по парте (1в. передает, потом 2в., при этом сосед должен сказать волшебные слова) .
- Какая ножка циркуля стоит в центре окружности (с иглой). Почему? (грифелем рисуем) .
VI. Тренировочная работа.
1. Сейчас мы с вами будем тренироваться строить окружности.
2. Любая работа выполняется по… .(алгоритму) .
3. Что такое алгоритм? (порядок выполнения) .
4. Мы будем учиться строить окружность по алгоритму.
5. Внимание на экран (слайд №5)
1) - Отступите вниз 10 клеток
- Отметить точку О
- Поставить иглу в центр
- Провели замкнутую линию
- Эта замкнутая линия и называется окружность, а О – центр окружности. (кентрон – палка с заостренным концом, которым погоняли животных в упряжке). (слайд №6)
2) Расстояние между ножками циркуля – радиус, обозначается буквой r карточка r.
3) Сами попробуйте сформулировать определение радиуса (r – это отрезок, соединяет центр окружности с точкой на окружности) .
4) Провели несколько радиусов. Одинаковые ли они по длине? (да)
(слайд №7)
5) Окружность делит плоскость на 2 части. Как называется часть внутри окружности (круг) ---закрасить. (слайд №8)
6) Вывод: Чем же окружность отличается от круга? Окружность – это граница круга. Круг – часть внутри окружности.
VII. Тренажер для глаз (физпауза) .
VIII. Практическая работа.
1) Приступаем к практической работе.
2) – Возьмите круг (слайд №9)
- Сложите пополам
- Нашли линию сгиба
- Обведите её любым цветным карандашом
- Эта линия называется диаметром и обозначается буквой d (показываю карточку)
- Сами сформулируйте определение диаметра (отрезок, соединяющий две точки окружности, и проходит через центр) .
IX. Работа в группах. (слайд №10)
1) Первая группа работает на компьютерах, выполняет задание.
2) Вторая группа выполняет творческое задание на местах.
3) Прошу 1 группу сесть за компьютеры, включить их и познакомиться с заданиями.
Творческое задание (2 группа)
1. Обведи окружность красным карандашом
2. Закрась внутреннюю часть фигуры
3. Проведи r
4. Проведи d
5. Из данных фигур выбери овал и раскрась его как пасхальное яйцо
- С помощью чего можно оформить его? (ластика, заливки, распылителя, карандаша) .
7) Попросим гостей посмотреть работы.
8) Информация о пасхе.
Ребята не зря мы с вами раскрашивали яйца.
- Когда раскрашивают яйца?
- Когда пасха? (19 апреля)
На пасху яйца раскрашивают разными цветами, но основное место принадлежит красному цвету. Яйцо является символом жизни. В скорлупе находится скрытая жизнь, потом появляется желтый цыпленок. Мария Магдалина (святая) пришла к императору, в руке у неё было яйцо, и сказала, что Иисус Христос воскрес. Император рассмеялся и говорит: «Этого не может быть так же как белое яйцо станет вдруг красным», не успел он это сказать, как яйцо стало красным. С тех пор это событие символизирует веру в Господа, и мы красим яйца.
X. Итог урока. (слайд №11)
1. На протяжении всего урока мы были активны, внимательны, трудились как муравьи.
2. Достигли ли мы с вами цель урока?
3. Решили ли мы проблемные вопросы?
XI. Домашнее задание (раздаю листочки)
Составьте аппликацию из кругов разных размеров, добавляя другие геометрические фигуры.
- Выполняйте наклоны вправо, влево, кто выбрал квадрат.
Квадрат – люди спокойные, дружелюбные.
Вывод: несмотря на то, что вы все по характеру разные, но порадовали меня своей работой. Молодцы! Умнички! Спасибо за урок, а гостям спасибо за внимание. (слайд №12)
В память о нашем уроке уч-ся преподносят вербу (дарят вербу) .