Игра « Что? Где? Когда?»
Тема урока. Правописание безударных падежных окончаний имен существитель-
ных 1, 2 и 3 склонения в единственном числе ( закрепление .)
Цели урока: закрепить знания учащихся в распознавании падежей имен существи-
тельных;
развивать умения правильно писать окончания имен существитель-
ных 1, 2 и 3 склонения единственного числа;
развивать память, речь, мышление, орфографическую зоркость;
воспитывать аккуратность, взаимоуважение и доброжелательное
отношение к товарищам.
Оборудование: игровой барабан, конверты с заданиями, фотографии учащихся,
приславших задания, карточки с окончаниями существительных.
1. Организационный момент.
2. Сообщение целей урока.
- Сегодня на уроке мы закрепим знания в распознавании падежей имен существи-
тельных, а также будем развивать умения правильно писать безударные окончания
имен существительных 1, 2 и 3 склонения в единственном числе.
Но урок мы проведем необычно, в форме интеллектуальной игры « Что? Где?
Когда?».
-Смотрели вы такую игру по телевизору?
3. Правила игры.
- Что это за игра, кто расскажет? (Ответы детей.)
- Да, действительно, ребята, игра проходит за игровым барабаном ( учитель раскры-
вает его), на котором находятся конверты с заданиями. А знатоками будете вы.
Задания для вас прислали не телезрители, а ваши вожатые. Игра, как вы знаете, проходит в несколько раундов и, конечно, за каждый выигрышный раунд знатоки
получают приз. А если вы неправильно ответили на вопрос или неправильно выполнили задание, то приз уходит тому человеку, который приготовил для вас это задание.
Среди вопросов встречаются и блиц вопросы, на которые должен ответить один знаток. И поскольку у нас урок русского языка, то все задания будут из области русского языка. Заданий много, но сколько вы успеете выполнить, столько и получите призов.
- Итак, правила игры понятны.
4. Раунд первый.
(Учащиеся по одному крутят барабан, стрелка указывает на конверт с заданием.)
-Конверт № …
Против знатоков, то есть вас играет …( Ф. И. вожатой.) ( Ее фотография вывешивается на магнитной доске.)
Внимание, вопрос!
- Как правильно написать безударное окончание имени существительного?
(Чтобы правильно написать безударное окончание имени существительного надо:
1.Определить падеж.
2.Определить склонение.
3.Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падаже.)
И прилагается задание – словарный диктант: правильно написать окончания существительных, определить падеж и склонение. (Учитель диктует, один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.)
Д.п.,2скл. Д.п.,1скл., Р.п.,1скл. Д.п.,1скл. Т.п.,2скл. П.п.,3скл. В.п.,1скл. Р.п.,2скл.
По морю , к речке , с крыши , к подруге , за лесом , в тетради , про лису , у дома ,
Т.п.,3скл. В.п.,2скл. П.п.,2скл.
над степью , на птенца , на поезде .
- Молодцы, ребята, вы правильно выполнили задание, а значит приз (учитель показывает сладкий приз) достается вам - команде знатоков.
Счет 1 : 0 в пользу знатоков, то есть в пользу вас.
5. Раунд второй.
(Ученик крутит барабан.)
Конверт №…
Против знатоков играет …(Ф. И. вожатой, ее фотография вывешивается на доске.)
Внимание, задание!
-Напишите словосочетания, изменяя падеж существительных, обозначьте их склонение и падеж – упр. № 227. Это задание выполняется по вариантам:
В.-1.- выполняют с начала упражнения и до слов дорога, шоссе .
В.-2.- все остальное.
(С каждого варианта по 1 ученику работают у доски. Проверка написанного.)
Учитель подводит итоги второго раунда: кто победил, кому достается приз. Счет…
- А сейчас немного отдохнем.
6. Музыкальная пауза.
(Мальчик сыграл на баяне «Маленький вальс».)
7.Раунд третий.
(Ученик крутит барабан.)
Конверт №…
Против знатоков играет…(Ф.И. вожатого, его фотография вывешивается на доске.)
Внимание, задание!
-Просклоняйте слова: белка, заяц, мышь. Укажите склонение каждого из данных слов, чтобы не допустить ошибки в написании безударных окончаний.
(Один ученик выполняет у доски, остальные в тетрадях.)
1скл. 2скл. 3скл.
И.п. (кто?) белка , заяц , мышь .
Р.п. (кого?) белки , зайца , мыши .