kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Упражнения распознавания частей речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока по распознаванию частей речи. Развивает умения:

- распознавать части речи по вопросам и их особенностям;

- правильно употреблять их в предложениях;

- разбирать предложения по членам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Упражнения распознавания частей речи»

8


Тема:


Упражнения в распознавании частей речи.

Новые знания:


научиться распознавать части речи.

Проблема:


как распознать части речи по существенным признакам.

Цели:





развивать умения:

- распознавать части речи по вопросам и их особенностям;

- правильно употреблять их в предложениях;

- разбирать предложения по членам.

Задачи:


  1. Учить добывать новые знания.

  2. Совершенствовать базовые знания по теме «Части речи».

  3. Развивать орфографическую зоркость, внимание, навыки грамотного письма, монологическую речь.

  4. Учить осуществлять самоконтроль.

  5. Формировать общеучебные навыки:

- умение сопоставлять;

- выделять существенные признаки;

- сравнивать, обобщать, делать выводы.

  1. Воспитывать интерес к русскому языку.


Оборудование:

  1. Т.Г. Рамзаева. Учебник «Русский язык. Часть 2.

  2. Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Т.Г. Рамзаевой.

  3. Загадки, иллюстрации.

  1. Презентация к уроку.

  2. Тесты.


Ход урока.


  1. Организационный момент:

- посадка

- готовность к уроку

- инструктаж работы на уроке.


  1. Проверка домашнего задания:

  1. Прочитайте предложения, в которых заменили местоимения мы.

  2. За что ребята любят кукольный театр?

  3. Почему им нравится ходить в театр всем классом?

  4. Какие части речи встретились в домашнем упражнении? Назовите.

  5. Что такое имя существительное?

  6. Что такое имя прилагательное?

  7. Что такое глагол?

  8. Расскажите, что вы знаете о местоимении.


Итог: Молодцы, справились с заданием. Оценки.


  1. Чистописание: олень, дом, крот.

- Найдите одинаковую букву в словах. Какой звук обозначает?

- Дайте характеристику этому звуку.

- Какой буквой обозначается этот звук на письме?

- Сегодня будем писать заглавную и строчную букву о.

О о О о о О о о о О о О о о

- Спишите каллиграфически заглавную и строчную букву.

- Прочитайте поговорку, Объясните её смысл.

Добрые слова дороже богатства.

- Спишите, подчеркните букву о.

- Ребята, объясните, в каких словах буква о не требует проверки и мы не сомневаемся в ее написании?

А в каких словах – необходимо ее проверять и можно подобрать проверочное слово.

.К какому слову затрудняетесь подобрать проверочное слово? (Ответы детей)

Как мы называем слова, к которым нельзя подобрать проверочное слово?

(Словарные слова).


Итог: Какие правила повторили?

Молодцы, дали верные ответы и в тетрадях старались писать каллиграфически.




  1. Актуализация знаний:

Всему название дано –

И зверю и предмету.

Вещей вокруг полным – полно.

А безымянных нету.

И всё, что в памяти у нас

Означено словами.

(А. Шибанов)


В русском языке слов много. Чем они отличаются друг от друга?

(значением, вопросами)

Верно. Сегодня на уроке мы уточним знания о частях речи.


  1. Работа по теме урока.

1. Прочитайте слова, записанные на доске:

Прилагательное, местоимение, приставка, наречие, существительное, глагол. (слайд 1)

- Найдите лишнее слово. Докажите. (Приставка – часть слова)

- Как назвать остальные слова? (Части речи)

- Все ли части речи одинаковы? (Нет).

-Как их различить? (Предложения учеников). (слайд 2)


-Так о чём мы будем говорить на уроке ?

(Как различить части речи ?) (слайд 3)


- Тема нашего урока: Распознавание частей речи.


- Как вы думаете, чему вы должны научиться на уроке?

(Различать части речи).

- Что для этого нужно?

(Быть внимательными, зоркими)


2. Работа над частями речи.

- Догадайтесь, о ком или о чем идет речь и запишите.



Живет в лесу работник –

Лесной носатый плотник. (Дятел).

(Открываю иллюстрацию).


Усат, полосат, шубкой пышен, шагом не слышен, берегитесь мыши.(Кот). (Открываю иллюстрацию).


Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыши).

(Открываю иллюстрацию).


По веткам скачет, да не птица, рыжая, да не лисица.(Белка).

(Открываю иллюстрацию).


- Прочитайте слова, которые вы записали.

(Открываю запись на доске).


- Какой частью речи они являются? (Существительные)

-Докажите.(Обозначают предметы, отвечают на вопрос кто?,что?).


-Подберите к каждому существительному подходящее по смыслу прилагательное.

-Вспомните, что такое прилагательное? (Часть речи, обозначающая признак предмета, отвечающая на вопрос какой? Какая?. Какие?)

(Дети записывают словосочетания).


Дятел

какой?

пестрый

кот

какой?

пушистый

ландыши

какие?

душистые

белка

какая?

рыжая.


- Прочитайте словосочетания, которые у вас получились.


- Какой вывод можно сделать?


Вывод: Слова связаны между собой по смыслу и по интонации.

- А теперь попробуйте самостоятельно составить словосочетания так, чтобы они были связаны по смыслу.


3. На слайде записаны слова. Прочитайте. (слайд4)


- Какой частью речи они являются? (Существительные).

- Докажите. (Обозначают предметы, отвечают на вопрос что?).

- К данным именам существительным подберите подходящие по смыслу имена прилагательные.


- Напишите словосочетание.

деревья

какие?

зелёные

работа

какая?

интересная, тяжёлая

фильм

какой?

весёлый, смешной

класс

какой?

дружный

снежинки

какие

лёгкие, белые

картина

какая

редкая


Самоконтроль: Внимательно прочитайте получившиеся словосочетания.

Какие другие прилагательные, подходящие по смыслу, можно подобрать к существительным? (Ученики читают словосочетания с другими именами прилагательными).


Проверка словосочетаний .

Итог.


(слайд 5).


Массаж рук. Физкультминутка .


Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы как лошадки.

Чок – чок – чок, чок – чок – чок

Скачет резвый табунок.



  1. Работа с учебником.

1.Сопоставление частей речи и членов предложения.

Восстановление деформированных предложений. (упр. 379)

- Откройте учебник на стр. 8

- Прочитайте. Какое 1 задание необходимо выполнить.

(Составьте из данных слов 5 предложений).

- О ком будет составлен текст? (О слоне). (Открываю иллюстрацию)

- В каких произведениях мы уже встречались со слоном?

Читали о слоне?

Кто автор? (В. Дурова, А. Куприн).

- Составить 1 предложение. Записать. Указать части речи.

- Составить 2 предложение. Записать. Указать части речи.

- Составить и записать оставшиеся предложения. Указать части речи.

Проверка текста. (Слайд 6) .

Слон.

Слон большое, сильное и умное животное.

В Индии домашний слон носит тяжёлые грузы.

Он нянчит маленьких детей.

В джунглях трудно увидеть стадо слонов.

Почуяв опасность, слон крадётся тихо, как мышка.


- Что вы ещё помните о слоне? Какие особенности этого животного знаете? (ответы детей).

- Каким предложением можно дополнить текст? ( Варианты предложений учеников).

Запишем. (Учитель пишет предложение на доске).


Он легко шагает по горным тропам.


Это предложение разберём по частям речи и членам предложения.

- Разбор предложения.

.

- Каким членом предложения является с местоимение ? (Главный член. Подлежащее)

.- Каким членом предложения является существительное? (Второстепенный член. Дополнение).


- Каким членом предложения является глагол ? (Главный член. Сказуемое.)


- Каким членом предложения является прилагательное? (Второстепенный член . Определение).


- Каким членом предложения является наречие? (Второстепенный член. Обстоятельство.)


Итог. Итак, имя существительное , местоимение в предложении могут быть и главными и второстепенными членами предложения.

Глагол может быть главным членом предложения. (Слайд 7).


Имя прилагательное, наречие могут быть второстепенными членами предложения. (Слайд 8).


- Обратите внимание, какая часть речи членом предложения не является? (Предлог) (Слайд 9) .


- Вспомните, для чего служат предлоги? (Для связи слов в предложении). (Слайд 10).


-Как пишутся предлоги со словами?


-Сегодня вам предстоит самостоятельно получить новые знания о предлоге.


- Предлагаю найти в учебнике сведения о предлогах. (с.8)

- Прочитайте.

-Что узнали новое о предлоге?

- Приведите свои примеры.


Итог. Молодцы. Повторим, какая часть речи не является членом предложения?

-Для чего служат предлоги?

-С какими частями речи употребляются?

(Ответы детей:

Предлоги не являются самостоятельными членами предложения.

Он служит для связки слов в предложении.

Употребляется с существительным или с местоимениями.)


- А сейчас вам предстоит выполнить проверочный тест.


Тест.


1.В какой строке записаны имена существительные?

а) затрещал, морозит, ночевать

б) ненастный, тёмная, молчаливое

в) болотце, местность, шиповник.


2.В какой строке записаны имена прилагательные?

а) весёлый, лёгкая, удивительное

б) читал, разводить, беседовать

в) повесть, костёр, хвоя.


3.В какой строке записаны глаголы?

а) мыло, веселье, чудо

б) намылить, веселить, чудить

в) мыльный, весёлый, чудный .


Взаимопроверка.

Проверка по слайду 11.


  1. Итог урока:

О чём говорили на уроке?

Какие знания приобрели?

Как отличить части речи друг от друга?

Какая часть речи членом предложения не является?


  1. Домашнее задание:

Упражнение 380, правило , стр. 8

Слайд 12. Спасибо за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Упражнения распознавания частей речи

Автор: Гринюк Ирина Владимировна

Дата: 02.06.2017

Номер свидетельства: 420184

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока русского языка "Части речи""
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekturokarusskoghoiazykachastiriechi"
    ["file_id"] => string(6) "262684"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449401615"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Разработка урока  по русскому языку 4 класс Тема: Обобщение знаний о частях речи "Счастливый случай". "
    ["seo_title"] => string(110) "razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-4-klass-tiema-obobshchieniie-znanii-o-chastiakh-riechi-schastlivyi-sluchai"
    ["file_id"] => string(6) "153536"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421041677"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Урок-прогулка на лесную поляну по русскому языку на тему "Упражнение в распознавании частей речи""
    ["seo_title"] => string(94) "urokproghulkanaliesnuiupolianuporusskomuiazykunatiemuuprazhnieniievraspoznavaniichastieiriechi"
    ["file_id"] => string(6) "297836"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456241536"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Общие сведения о местоимении как части речи. Местоимения 1, 2, 3 лица ед. и мн. числа. "
    ["seo_title"] => string(98) "obshchiie-sviedieniia-o-miestoimienii-kak-chasti-riechi-miestoimieniia-1-2-3-litsa-ied-i-mn-chisla"
    ["file_id"] => string(6) "189936"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427051127"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Части Речи (презентация)"
    ["seo_title"] => string(31) "chasti-riechi-priezientatsiia-1"
    ["file_id"] => string(6) "254521"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447774085"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства