Какие другие прилагательные, подходящие по смыслу, можно подобрать к существительным? (Ученики читают словосочетания с другими именами прилагательными).
Проверка словосочетаний .
Итог.
(слайд 5).
Массаж рук. Физкультминутка .
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы как лошадки.
Чок – чок – чок, чок – чок – чок
Скачет резвый табунок.
Работа с учебником.
1.Сопоставление частей речи и членов предложения.
Восстановление деформированных предложений. (упр. 379)
- Откройте учебник на стр. 8
- Прочитайте. Какое 1 задание необходимо выполнить.
(Составьте из данных слов 5 предложений).
- О ком будет составлен текст? (О слоне). (Открываю иллюстрацию)
- В каких произведениях мы уже встречались со слоном?
Читали о слоне?
Кто автор? (В. Дурова, А. Куприн).
- Составить 1 предложение. Записать. Указать части речи.
- Составить 2 предложение. Записать. Указать части речи.
- Составить и записать оставшиеся предложения. Указать части речи.
Проверка текста. (Слайд 6) .
Слон.
Слон большое, сильное и умное животное.
В Индии домашний слон носит тяжёлые грузы.
Он нянчит маленьких детей.
В джунглях трудно увидеть стадо слонов.
Почуяв опасность, слон крадётся тихо, как мышка.
- Что вы ещё помните о слоне? Какие особенности этого животного знаете? (ответы детей).
- Каким предложением можно дополнить текст? ( Варианты предложений учеников).
Запишем. (Учитель пишет предложение на доске).
Он легко шагает по горным тропам.
Это предложение разберём по частям речи и членам предложения.
- Разбор предложения.
.
- Каким членом предложения является с местоимение ? (Главный член. Подлежащее)
.- Каким членом предложения является существительное? (Второстепенный член. Дополнение).
- Каким членом предложения является глагол ? (Главный член. Сказуемое.)
- Каким членом предложения является прилагательное? (Второстепенный член . Определение).
- Каким членом предложения является наречие? (Второстепенный член. Обстоятельство.)
Итог. Итак, имя существительное , местоимение в предложении могут быть и главными и второстепенными членами предложения.
Глагол может быть главным членом предложения. (Слайд 7).
Имя прилагательное, наречие могут быть второстепенными членами предложения. (Слайд 8).
- Обратите внимание, какая часть речи членом предложения не является? (Предлог) (Слайд 9) .
- Вспомните, для чего служат предлоги? (Для связи слов в предложении). (Слайд 10).
-Как пишутся предлоги со словами?
-Сегодня вам предстоит самостоятельно получить новые знания о предлоге.
- Предлагаю найти в учебнике сведения о предлогах. (с.8)
- Прочитайте.
-Что узнали новое о предлоге?
- Приведите свои примеры.
Итог. Молодцы. Повторим, какая часть речи не является членом предложения?
-Для чего служат предлоги?
-С какими частями речи употребляются?
(Ответы детей:
Предлоги не являются самостоятельными членами предложения.
Он служит для связки слов в предложении.
Употребляется с существительным или с местоимениями.)
- А сейчас вам предстоит выполнить проверочный тест.