Самоопределение, мотивация к учебной деятельности Цель: формирование самооценки готовности к уроку; создание положительного эмоционального фона | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Мы приветствуем гостей Дорогих учителей. Всех - знакомых, незнакомых, И серьезных, и веселых. Сегодня 3 Б класс На урок позвал всех Вас. - Улыбнитесь друг другу, садитесь. - Под каким девизом пройдет сегодня урок математики? Прочитайте. (Сл) «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому» Математик Дьёрд Пойа - Как вы понимаете значение этого предложения? - Каждый день вы открываете что-то новое для себя. Вспоминаете, повторяете, встречаетесь с трудностью, открываете новые знания. Пусть и этот урок принесёт вам радость познания! | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место | Личностные: создание позитивного настроения; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе |
Актуализация знаний (подводящий диалог) Цель: актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний | 1. Запись числа - Ребята, откройте тетради. - Назовите сегодняшнее число? - Какое число было вчера? - А какое будет завтра? - Назовите день недели? - Какой по счёту это день недели? - Запишите число, классная работа. - В математике любая работа Начинается с устного счёта. 2. Работа с геометрическим материалом -Обратите внимание на слайд (Сл.) - Каким обобщающим понятием можно назвать все то, что мы видим? (Геометрические фигуры, многоугольники) - Какую ещё информацию вы можете извлечь из данного изображения? (У многоугольников все стороны равны, и каждая сторона равна 7 см) - Я предлагаю вам вычислить периметр данных многоугольников. - Что мы знаем об этом понятии? Что такое периметр? (Периметр – сумма длин сторон многоугольника, например: 6+6+6=18 см) - Как можно по-другому вычислить периметр этих фигур? (63=18см) -Какой способ вычисления периметра в данном случае более удобный, рациональный? - А какие знания нам позволили вычислить периметр таким образом, и быстро найти результат? (Знания о действии умножения и знание таблицы умножения) - При выполнении каких заданий мы можем использовать знание таблицы умножения? (При решении задач, примеров) 3. Отгадайте загадку. (На доске) Нас 7 братьев: Годами все равны, А имена разные. Угадайте, кто мы? (Дни недели) - Сколько дней в неделе? (7) (Открыть на доске изображение дней недели) - Назовите их. Вот они – 7 братьев. В виде чего они появились у нас на уроке? (Геометрические фигуры). - Вы догадались, почему они все разного цвета? (Каждый день недели еще и соответствует какому-либо цвету радуги.) - Где ещё в окружающем нас мире встречается число 7? (7 нот, 7 частей тела (голова, шея, туловище, по две ноги и руки); 7 отверстий в голове: два глаза, два уха, две ноздри и рот. ) - Число 7 считалось волшебным, таинственным и использовалось в сказках и мифах. - В каких сказках? (Сл) (Белоснежка и 7 гномов. Волк и 7 козлят. Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях. Цветик – семицветик) - В пословицах, поговорках, крылатых словах? (Семь бед – один ответ. Семь раз отмерь – один раз отрежь. Семеро одного не ждут. На седьмом небе. Семи пядей во лбу. За семью печатями. Седьмая вода на киселе) - Древнегреческий математик Пифагор говорил, что числа правят миром. Число 7 пользовалось большим почетом у народов древности. Оно было самым большим числом, больше него чисел не было, поэтому оно обозначало слово « все». Древние люди заметили, что 7 нельзя поделить на равные части. Вот и назвали 7- не – деля (не делится) | Фронтальная работа Записывают число и вид работы в тетрадь Работают с графической информацией. Делают собственные выводы, заключения. Предлагают рациональный способ нахождения периметра. | Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления Личностные: интерес к учебному материалу |
Целеполагание. Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит постановка проблемы. | - Какие знаки препинания вы увидели, прочитав загадку? (Знак вопроса, точка, двоеточие.) - Какие из них похожи на математические знаки? (На знак действия умножения и деления.) - Какое отношение к сегодняшнему уроку имеют эти знаки и число 7? - Определите тему урока? (Умножение и деление, связанными с числом 7. Таблица умножения и деления на 7) - Какие задачи поставим перед собой? (Составить таблицу умножения и деления на 7 и научиться её использовать) | | Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Личностные: интерес к учебному материалу |
Осознанное выполнение действий для решения обозначенных задач Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Физминутка | - Для того, чтобы реализовать все поставленные задачи, братья - дни недели приготовили задания. 1. - Как называется первый день недели? - Составьте из чисел 7, 5 и 35 все возможные равенства. (Сл) 5 · 7 = 35 7 · 5 = 35 35 : 5 = 7 35 : 7 = 5 - Какими правилами вы воспользовались при составлении этих равенств? На доске: a· b = c b · a = c c : a = b c : b = a 2. - Какой второй день недели? ( Сл) - Посмотрите на выражения. Что в них общего? Какое выражение «лишнее»? (Последнее, так как во всех выражениях действие умножение, а в этом выражении – действие сложения.) Подумайте, как изменить это выражение, чтобы оно подходило ко всей группе? Почему? (Так как 35 это произведение 7 и 5, то если мы возьмем еще раз по 7, то получим произведение чисел 7 и 6.) (Учитель под выражением 35 + 7 записывает выражение 7 · 6) Получается ряд чисел: (Сл) 35, 28, 14, 21, 7, 42 - (Учитель записывает ответы на доску.) - Расставьте данные числа в порядке возрастания. (Сл.) - Что интересного вы заметили в последовательности чисел? - Что помогло вам быстро выполнить это задание? - Что повторили? - С какой целью? (Открыть новое самому) 3. - Какой следующий день недели после вторника? - Среда просит составить таблицу умножения и деления с ч. 7 и на 7. - С какого случая вы начнёте составлять таблицу ? (7 · 7) - Почему? (Предыдущие случаи мы уже знаем). - Каким свойством воспользуетесь, чтобы составить таблицу умножения на 7? (Переместительным) - Составляем таблицу деления на число 7 (Нахождение неизвестного множителя) - Ребята, а где мы можем проверить, правильно ли мы составили таблицу умножения и деления на 7? - Итак, сделайте вывод. Вы наверное устали? Ну, тогда все дружно встали. Вверх ладоши! Хлоп! Хлоп! По коленкам шлёп, шлёп! По плечам теперь похлопай! По бокам себя пошлёпай! Мы осанку исправляем, Спинки дружно прогибаем. Вправо, влево мы нагнулись До носочков дотянулись. Плечи вверх, назад и вниз, Улыбайся и садись. Гимнастика для глаз. А) Палец двоится. Б) Закрыли глаза, круговые вращения глазками по часовой и против часовой стрелки. В) Быстрые моргания. Г) Закрыли глаза, представили, что ваш нос – это ручка, пишем – слово «таблица». | Понедельник (Один из учащихся выполняет задание у доски, остальные учащиеся работают в тетрадях) Правилом взаимосвязи умножения и деления. Вторник Во всех выражениях один из компонентов равен 7. (6 · 7) Учащиеся с места называют ответы. Один из учащихся расставляет числа в нужной последовательности на доске, остальные учащиеся работают в тетрадях. Числа увеличиваются на 7 - Мы эти случаи умножения выучили. - Мы повторили взаимосвязь умножения и деления, изученные случаи умножения числа 7. Среда. - Это середина рабочей недели Работают в парах - В учебнике, в таблице умножения - Мы «открыли» новое знание, верно составили таблицу умножения и деления на «7» | Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления; выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя; Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в совместной деятельности; принимать участие в работе парами и группами; Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Умение сравнивать, делать выводы. Подтверждение своего открытия, положительная мотивация. |
Включение нового знания в систему знаний и повторение Цель: осуществление первоначального контроля своего участия в доступных видах познавательной деятельности | 1. Решение задачи № 2 с.48 (Схема на доске) - После четверга? Пятница. Задания от пятницы: решение задачи. - Какие идеи для решения возникли? (Под руководством учителя соотносят схемы с условием задачи, решают её самостоятельно, учитель оказывает помощь некоторым детям индивидуально) Взаимопроверка. (1 учащейся решает задачу у доски.) 2. Задачи в стихах - Как называется 6 день недели? - Суббота предлагает решить задачи в стихах с фиксацией результата на «числовом поле» Хомяк зерна собирал, По 5 зернышек таскал. Он принес уже 7 раз. Каков стал его запас?(35) Со двора 35 веток принесла коза для деток Положила на пол их, как делить на семерых? (по 5) Росли в лесу 3 дерева, Деревья непростые На них висели яблоки А яблоки те золотые. И каждый год на дереве 7 яблок вырастало Скажите, дети, сколько В год всех яблок собирали? (21) 7 бельчаток маму белку ждали около дупла. Им на завтрак мама-белка 28 шишек принесла Разделила на своих, сколько каждому из них? (4) Прискакали 3 соседа. В огороде зайцы сели И по 7 морковок съели. Кто считать, ребята, ловок, Сколько съедено морковок? (42) 7 овец, 7 коров, 7 ягнят. - Я мал, - говорит пастушок, - Сосчитать не могу, Сколько животных всего на лугу? (28) | Выполняют самостоятельную работу в группах. Суббота. Фронтальная работа. Решают устно, фиксируют результаты в карточке «Числовое поле» Самопроверка по ключу Фиксация результата (+/-) в «Листе самооценки» | Регулятивные: осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя Коммуникативные: развивать способности работы в парах, слушать собеседника и вести диалог. |
Итог работы. Рефлексия. Цель: зафиксировать новые умения, полученные на уроке; организовать рефлексию и самооценку ученикам собственной деятельности. | - Посмотрите на доску, какая карточка осталась не перевернутой? Что это за день недели? - Что вы делаете в воскресенье? - Пришло время отдохнуть и проанализировать работу на уроке. - Вспомните тему сегодняшнего урока. - Какие задачи ставили перед собой в начале урока? -Все ли удалось решить? -С какими заданиями сегодня помогла справиться таблица умножения числа 7 и на число 7? -В каких жизненных ситуациях вам необходима таблица умножения? - Можем ли мы утверждать, что научились уверенно применять таблицу умножения и деления на 7? (Нет) - Какую цель каждый из вас должен поставить перед собой? (Выучить таблицу умножения на 7 наизусть) - А сейчас заполните «облако тэгов»: Сегодня на уроке: Я узнал, открыл для себя… Я научился, смог… Я могу похвалить себя и своих одноклассников за … Мне понравилось … | Седьмая Воскресенье Отдыхаем Составить таблицу умножения и деления с числом 7 и на 7.) Выполняют задание по предложенному алгоритму, организовывая рефлексию собственной деятельности. | Регулятивные: осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания |