- С каким из трёх случаев умножения мы уже знакомы? (это табличный случай умножения 4 ∙ 3)
III. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня на уроке мы познакомимся с остальными случаями умножения.
- Сформулируйте тему нашего урока (Умножение «круглого» числа на однозначное). Слайд 2
- А теперь открываем наши учебники, но на какую страницу мы должны открыть?
- Где мы сможем найти ответ на этот вопрос? (Надо открыть содержание)
- Откроем содержание нашего учебника, найдём нашу тему урока. Какую станицу мы должны открыть? (с. 74)
- Назовите (сформулируйте) цели нашего урока.
- В достижении наших целей нам помогут задания в учебнике
№238 с.74
- Вычисли значение произведения 4×3. Запиши это произведение в виде суммы.
- Что означает первое число в записи произведения? (Множитель, который можно заменить на слагаемое)
Что означает второе число? (Множитель, который обозначает, сколько раз надо прибавить слагаемое)
- Прочитай полученную сумму (4+4+4)
Итак, тема нашего урока: «Умножение «круглого» числа на однозначное».
IV. Работа над новой темой:
- Выполни сложение десятков. (№ 239 с. 74)
4 дес. + 4 дес. + 4 дес. =
Запиши сумму 4 дес. + 4 дес. + 4 дес. В виде произведения 4 десятков на соответствующее число. Запиши значение этого произведения.
- Как вы складывали десятки? (Десятки складываются так же, как и единицы)
- Как вы умножали 4 десятка на число? (Десятки умножали на число так же, как и единицы)
- Прочитайте это правило в учебнике.
№240 с. 74 (устно)
Выполни умножение десятков на однозначные числа, используя «Таблицу умножения».
5 дес. × 3 =
9 дес. × 2 =
7 дес. × 5 =
4 дес. × 6 =
№241 с. 74 (Коллективное выполнение)
Запиши равенство, которое получится, если в равенстве 4 дес. × 3 = 12 дес. первый множитель и значение произведения записать с помощью «круглых» десятков.
Докажи, что равенство 40 × 3 = 120 является верным, используя следующую запись.
40 × 3 = 4 дес. × 3 = 12 дес. = 120
- Сначала давайте вспомним, что такое «круглые» числа.
- Что мы должны сделать? (Открыть содержание, найти приложение 1 Словарь с. 143)
(«Круглые» десятки – это числа, обозначающие 1 десяток, 2 десятка, 3 десятка, 4 десятка и т.д. , то есть числа 10,20,30,40,50 и т.д. Если запись натурального числа оканчивается нулём, то это число относится к «круглым» десяткам).
№ 242с. 75 (Коллективное выполнение с записью решения на доске)
Выполни умножение «круглых» десятков на однозначное число, используя вычислительный приём из задания 241
50 × 3 =
40 × 6 =
80 × 5 =
60 × 7 =
- Всегда ли при умножении «круглых» десятков на некоторое число получаются «круглые» десятки? Как это можно обосновать? (При умножении «круглых» десятков на некоторое число обязательно получаются «круглые» десятки)
№ 243 с. 75 (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка)
Опираясь на соответствующие табличные случаи умножения, найди значения следующих произведений.
70 × 4 =
90 × 5 =
50 × 9 =
30 × 8 =
20×7 =
80×6=
V.Физкультминутка
- А теперь немножко поиграем. Если при вычислении получается круглое число, встаём. Если при вычислении получается некруглое число садимся на места.
5 * 5 =25 (садимся)
10 * 2 =20 (встаём)
8*9=72 (садимся)
6*7=42 (садимся)
10*5 = 50(встаём)
8*3 =24 (садимся)
7*7 =49(садимся)
№244 с 75 (Коллективное выполнение. Чтение правила)
Выполни сложение сотен
4 сот.+4сот.+4сот.=
Запиши сумму 4 сот.+4сот.+4сот. В виде произведения 4 сотен на соответствующее число. Запиши значение этого произведения.
ПРАВИЛО: Сотни умножаются на число так же, как и единицы.
4 сот. × 3 =12 сот.
VI.Закрепление изученного материала
№ 245 с. 75 устно
Выполни умножение сотен на однозначные числа, используя «таблицу умножения».
5 сот. × 3 =
8 сот. × 4 =
6 сот. × 9 =
9 сот. × 2 =
№ 246 с. 76 (Работа в парах)
Запиши равенство, которое получится, если в равенстве 4 сот. × 3 = 12 сот. первый множитель и значение произведения записать с помощью «круглых» сотен.
Докажи, что равенство 40 × 3 = 120 является верным, используя следующую запись.
40 × 3 = 4 сот. × 3 = 12 сот. = 1200
№247 с. 76
Выполни умножение «круглых» сотен на однозначное число, используя вычислительный приём из задания 246
500 × 3 =
900× 2 =
300× 5 =
800× 6 =
- Всегда ли при умножении «круглых» сотен на некоторое число получаются «круглые» сотни? Как это можно обосновать? (При умножении «круглых» сотен на некоторое число обязательно получаются «круглые» сотни)
№ 248 с. 76 Самостоятельно
Опираясь на соответствующие табличные случаи умножения, найди значения следующих произведений.
700 × 4 =
700 × 3 =
500 × 9 =
600 × 8 =
200×7 =
800×2=
VII. Подведение итогов урока
- Как умножаются «круглые» числа на однозначное число?
(Умножение круглых десятков и круглых сотен ничем не отличается от умножения соответствующего числа единиц на это число)