Просмотр содержимого документа
«Творительный падеж»
Тема: «Творительный падеж»
Цели урока
ОЦ закрепить знания учащихся о падежах, дать понятие о творительном падеже и познакомить с вопросами и предлогами творительного падежа.
РЦ развивать устную и письменную речь, обогащать словарный запас учеников
ВЦ прививать любовь к природе и интерес к изучению языка.
Методы: беседа, работа в парах, самостоятельная работа.
Тип урока: урок путешествие.
Оборудование: таблица «Падежи», картина «Осень», портрет «А. С. Пушкина», ИКТ, раздаточный материал.
Ход урока
1. Орг момент. Сообщение темы и целей урока.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок русского языка необычный. Мы совершим путешествие по стране, которая называется Падежи.
Дети хором читают стих о начале урока.
- Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы все были активными, любознательными и самостоятельными. Мы сегодня будем повторять изученные темы о падежах. А также создадим атмосферу творческого сотрудничества.
Отправимся в путь в этом поезде. Но прежде чем отправиться в путь, давайте, улыбнемся друг другу. Пусть наше путешествие принесет всем нам радость общения.
- Счастливого пути!
Дети хором: «Спасибо»
- Вот едет наш поезд
Колеса стучат
А в поезде этом
Ребята сидят.
Пуф, пуф, пуф!
Пыхтит паровоз
Далеко – далеко
Ребят он повез.
- Ехали мы, ехали
И куда приехали.
2. Проверка домашнего задания.
На станцию «Повторенье – мать уменья». Не зря гласит такая пословица. Кто много повторяет, тот и много знает. Здесь мы будем повторять предыдущие темы и проверять выполнение домашнего задания.
- Сколько падежей в русском языке?
- А вы знаете, откуда пошли названия падежей?
Давайте, послушаем историю их названия.
Ученик. Он еще не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать Именительный.
Ученик. Родился – стал Родительный. Это имя ему тоже подходило.
Ученик. Он был малышом, ему все давали, и он стал Дательным.
Ученик. Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительным.
Ученик. Потом подрос, стал творить добрые дела и назывался теперь Творительным.
Ученик он всем предлагал свою помощь, о чем заговорили и назвали Предложным.
Но когда хотели о нем рассказать, вспоминали все его имена- падежи: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.
- Вот, ребята, перед нами все падежи русского языка. Каждый из них хочет рассказать о себе.
(Дети – падежи в коронах. Рассказывают стихи о падежах)
Задание. 2 ученика у доски склоняют существительные брат, дом.
Остальные ученики самостоятельно.
1- вариант – брат 2 – вариант- дом
- А теперь обменивайтесь тетрадями и проверьте, правильно ли просклоняли слова.
- Нам пора ехать, дальше. Желаю вам удачного пути.
Дети хором читают стих «Вот едет…»
- Ехали мы, ехали
И куда приехали?
На станцию «В гостях у Золотой осени»
- Сегодня предпоследний день осени. Осень самая красивая пора. Не зря её называют золотой. Она богата урожаями, фруктами, овощами. Все деревья в золотом уборе. Природа по особому нарядна. Нет ни одного поэта, который не писал бы в своих стихах об этой золотой поре.
Показываю портрет великого русского поэта А. С. Пушкина.
- Все мы знаем этого знаменитого русского поэта? Ответы учеников. А. С. Пушкин любил писать о красоте природы. Давайте, вспомним его стихотворение «Уж небо осенью дышало…» (хором читают).
- Мы не зря сейчас рассказали это стихотворение. Обратите внимание на экран:
Уж небо осенью дышало…
Какое слово выделено?
- Определите падеж, поставив вопрос к слову. Чем?
3. Новая тема.
- Тема нашего урока «Творительный падеж». Запишите в тетрадях число, классная работа и тему урока.
Минутка чистописания:
- оло: соловей, молоко, болото…
- Существительные стоящие в Т. П. отвечают н вопросы кем? Чем?
Они употребляются с предлогами с, за, перед, под, над, между, а также без предлогов. Слова помощники Т.П. – доволен, горжусь, любуюсь.
Дети составляют предложения с данными словами: с мамой, за учителем, под деревом.
4. закрепление.
- Ну вот и мы подробно узнали о Т п.
А теперь дальше поедем. Желаю счастливого пути!
Дети хором читают: Вот едет наш поезд.
- Ехали мы, ехали
И куда приехали?
- На станцию «Проверь себя»
- Здесь будем работать с учебником и выполнять упражнения. Закрепим полученные знания по новой теме.
- УПР 179. У доски. Списать, определить падеж выделенных существительных.
5. Физминутка
-УПР 180. Списать и записать в скобках вопросы к существительным, стоящим в Т П.
Вот дерево с золотыми монетками - листьями. Эти листья не простые, а с заданиями и вопросами. Кто сорвет с дерева листик, тот и ответит на вопросы.
- начальная форма существительных
- назовите косвенные падежи
- поставьте существительные альбом и сестра в творительный падеж.
- на какие вопросы отвечают существительные в Т падеже?
- какой падеж употребляется без предлогов?
- что такое склонение?
- в каком падеже стоит подлежащее?
- определите падеж выделенного слова: Мама прочитала книгу
6. Итог урока.
Ответьте на вопросы теста (+, -)
У каждого ученика на парте лежат вопросы.
Существительные в форме Т п отвечают на вопросы кому? Чему?
Имя существительное в Т п употребляются с предлогами с, за, перед, под, над.
Окончания им существительных стоящих в Т п. : -ом, -ой, -ей, ей.
Слово –помощник Т . п – доволен
Закончите предложения: Я работал с … настроением.
Я … доволен собой
Оцените своё участие на уроке «____»
7. задание на дом. УПР 181
8. Оценивание и поощрение лучших учеников.
МИНИСТЕРСТВO НАРOДНOГO OБРАЗOВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН