Русский язык. 4класс.
Тема: Склонение имен существительных. Творительный падеж.
Цель урока: Познакомить с особенностями творительного падежа, его значением, предлогами .
Учить правильно употреблять имена существительные в творительном падеже.
Научить детей самостоятельно мыслить, обобщать; развивать логическое мышление.
Повторение и закрепление полученных знаний, орфограмм, развитие навыков по чистописанию.
Оборудование: план изучения падежей, интерактивная доска, учебник«Русский язык» Р.Н.Бунеев,Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. 4 класс
Ход урока.
- Организация урока , психологический настрой учащихся.
Ребята, сегодня в нашей школе день необыкновенный, особенный. У нас гости. А как встречают гостей?
- С радостью, открытой душой.
Давайте поздороваемся с гостями.
- Здравствуйте.Добрый день!
Чтобы гостям не было скучно, мы должны организовать урок интересным, результативным, а это зависит от вас, ребята. Будьте активными.
На уроках какую пословицу любим мы повторять?
_ « Повторенье-мать ученья»
Отгадайте загадки:
- В немецком языке их 4, в венгерском-22, в английском языке 2, а в русском языке-6. Каждый имеет свои вопросы. Что это?
- -Назовите, какие?(ответы учащихся)
-Какой небылицей легко запомнить названия падежей? (Иван родил девчонку, велел тащить пеленку)
2) Этот падеж не дружит с предлогами, но подлежащее всегда стоит в этом падеже(им.п.)
3) У этого падежа нет «своих» вопросов. Один он попросил у именительного, а другой у родительного падежа(винит. п.)
4) Сравните именительный и винительный падежи по плану:
-Вопросы;
-Предлоги;
-Слово-помощник;
-Каким членом предложения является;
-Вспомогательные слова;
II .Подготовка к изучению нового материала.
-Ребята, назовите предметы, которыми пользуемся на уроках труда? (иголка с ниткой, ножницы, клей, пластилин, цветные бумаги, ткань, крючок .и т.д.)
-А что мы делаем с этими предметами?
-Шьем, вяжем, вышиваем, режим, клеем и т.д.
- Значит, что мы делаем?
-Мастерим, творим.
- А на уроках рисования что делаем?
- Тоже творим.
Давайте, ребята, попробуем подобрать родственные слова к слову творить.(творчество, творение, творец, творительный).
Как вы думаете ,о каком падеже на уроке будем говорить? ( о творительном падеже) .
III Решение учебной задачи.
а)работа по чистописанию. На экране:
Рогатая, хвостатая,
Рогом проткнёт,
Хвостом починит( Иголка с ниткой)
- Внимательно прочитайте загадку, запоминайте. (дети несколько раз читают загадку, отгадывают; несколько раз повторяется хором). При написании каких слов затрудняемся?
- Нахождение орфограмм: рогатая, хвостатая, проткнёт, починит.
-Заучивание наизусть,прослушивание желающих;
- Письмо по памяти.
-Взаимопроверка;
- А теперь определите падеж существительных. Как определим падеж существительных?
- По вопросам, по предлогам, словом-помощником. Творю чем? (хвостом,рогом.)
- Что обозначают слова рогом, хвостом?( Предметы с помощью которых что-то делали, творили)
б)на доске вешается картинка( с предлогами и рисунками: над лесом, за заборами, перед замком, над корягой и т.д.) Ученик рассказывает стихотворение про рисунок .
Учитель рассказывет:
Творительный падеж от слова творю. Самым своеобразным значением творительного падежа в русской грамматике было такое: значение орудия, которым что-нибудь делают.
Но кроме этого смысла творительный падеж выражает много разных других значений.( время, место)
в)закрепление по таблице:
Творительный падеж
(доволен, творю)
Вопросы
кем? чем? где? куда?
Предлоги
над, под, за, перед, между, с
IVЗакрепление темы.
а) Упражнение138 .
-Прочитайте пословицы, вставляя подходящие по смыслу слова, укажите падеж. Объясните по плану, как вы определили падеж?
- Ответы учащихся;
б) работа по слайду: определить падеж существительных. (самопроверка, самооценка).
IV. Итог урока.
- Об особенностях какого падежа говорили?
-Как определили падеж существительных?
V. Самооценка.
VI. Домашнее задание.
-Подготовиться к сочинению « У моря» .
-Составить план.
1.Русский язык для 4 класса,Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Моква, «Баласс»-2009.
2.Справочник школьника,Т.В.Вахрушева, Е.В.Попова,Москва «АСТ-Пресс»-1999.
3 Загадки, А.Э.Лебедева,Москва« АСТ»-1999.