Предмет: русская речь
Класс: 6
Тема урока: Дополнение – существительное в творительном падеже
Тип урока: восприятие нового материала
Цели урока:
ІІІ. Слово учителя
Тема нашего урока «Дополнение – существительное в творительном падеже».
Цель нашего урока познакомиться с особенностями употребления существительного в творительном падеже в значении объекта занятий и увлечений, научиться правильно определять окончания по падежам.
ІV. Работа с таблицей
Обратите внимание на эту таблицу и прочитайте ее:
Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже:
В единственном числе
Во множественном числе
В мужском и среднем роде
-ом, -ем
В женском роде
-ой, -ей
-ами, -ями
V. Разбор предложений
Несколько учеников делают синтаксический разбор предложений, обращая особое внимание на существительные – дополнения в творительном падеже. При затруднении учащиеся могут обратиться к таблице.
1 ученик: я занимаюсь плаванием, бегом
2 ученик: я занимаюсь гимнастикой и фотографией
3 ученик: мы увлекаемся книгами и путешествиями
VІ. Работа над текстом
Упражнение 1 стр. 163 «всем, всем!»
По душе – жанына жа?ын н?рсе
Спортивной секции – спорт б?лімі
VІІ. Конструирование словосочетаний
Поставить имена существительные в творительный падеж единственного числа
Заниматься (чем?) физкультура, спорт, бег, футбол, гимнастика
Увлекаться (чем?) плавание, легкая атлетика, искусствоо, театр.
VІІІ. Работа по карточком
Вставьте пропущенные дополнения в данные отрывки из сказки А.С. Пушкина:
ІХ. Интервью
Сегодня у нас в гостях югый корреспондент газеты «Спорт».
(Учитель заранее дает опережащее задание одномуиз учеников). Он хочет вам задать несколько вопросов.
Справка: Бекзат Саттарханов занимался боксом. Он был олимпийским чемпионом в Сиднее 2000 года. Ольга Шишигина является олимпийской чемпионкой, занимается легкой атлетикой. Василий Жиров занимается боксам. Руслан Балтиев занимается футболом.
При ответах используется существительные в творительном падеже со значением объекта занятий.
Х. Игра «Лови мяч»
Правила игры – ответить одним словом используя существительное-дополнение в творительном падеже.
Как называют.
ХІ. Подведение итогов урока
ХІІ. Комментирование оценок
ХІІІ. Рефлексия
Вытяните левую руку, мысленно положите все знания полученные на этом уроке. Правой рукой хлопните по левой руке и скажите «Да»
ХІV. Домашнее задание
Напишите мини-сочинение «Почему я люблю этот вид спорта?»
- < > познакомить учащихся с особенностями употребления < > развивать речевую деятельность, обогощать словарь учащихся < > пропагандировать здоровый образ жизни, воспитывать чувство
Назовите второстепенные члены предложения?
-
Что такое дополнение?
-
Чем выражается дополнение?
-
На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже?
-
Чтение текста учителем
-
Словарная работа:
-
Научитесь правильно произносить слова: физкультура, мышцы, спорт, косманавт, чемпион.
-
Беседа по вопросам:
-
Для чего необходимо заниматься физкультурой?
-
Какие русские писатели любили физические упражнения?
-
Чем занимаются косманавты?
-
С чего начинали чемпионы?
-
Составление кластера «Спорт»
-
Жил старик со своей (с кем?)
-
Отпустил он (кого?) золотую
И сказал ей ласковое (что?)
-
«Смилуйся, государыня рыбка
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне (чего?):
Уж не хочется быть столбовою (кем?).»
-
Старухой; 2) рыбку, слово 3) покоя, дворянской
-
Ребята, а вы занимаетесь спортом?
-
Бывают ли в вашей школе шашечные и шахматные турниры?
-
Кто был победителем?
-
Назовите лучших спортсменов Казахстана?
-
Каким видом спорта они занимаются?
-
Спортсмена, который играет в футбол? (футболистом)
-
Человека, который играет в шахматы? (шахматистом)
-
Того, кто судит спортивные игры? (судьей)
-
Спортсмена, который защищает ворота? (вратарем)
-
Победителя в спортивных соревнованиях? (чемпионом)
-
Для чего нужно заниматься физкультурой? Чтобы быть здоровым, красивым.
-
А что нужно делать, чтобы быть здоровым? Вести здоровый образ жизни.
-
А что это значит? Соблюдать личную гигиену, режим дня, заниматься спортом, правильно питаться. Поэтому призываю вас всех заниматься спортом.
-