Просмотр содержимого документа
«Три склонения имён существительных.»
Тема : Три склонения имён существительных.
Цели:
Образовательная :
- Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду; развивать орфографическую зоркость, связную речь, мышление, внимание, познавательный интерес; воспитывать трудолюбие, аккуратность, взаимопомощь.
Развивающая :
Познавательные УУД:
- изменение текстов в соответствии с указанными критериями; включение творческих способностей в учебную деятельность при решении нестандартных задач.
Регулятивные УУД :
-способность к планированию, контролю, самооценке и взаимооценке.
Коммуникативные :
-учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога
Воспитательная:
Личностные УУД:
-воспитывать любовь к языку и культуре своего народа.
Ход урока.
1. Организационный момент.
– Проверьте рабочие места, настройтесь на рабочий лад.
– Написание каких букв мы будем сегодня отрабатывать?
(Строчные буквы в, л, т, д)
– Назовите соединения.
(Нижнее, верхнее, нижнее)
– Обратите внимание на высоту букв по отношению к строке. Назовите лишнюю букву.
(л – непарная согласная, т – обозначает глухой звук)
4. Словарная работа.
–Переходим к повторению словарных слов. (Эл. Прил.) Взаимопроверка. С.135.
Поставьте оценку за словарную работу на полях
Взаимопроверка.
«5» - нет ошибок
«4» - 1 ошибка
«3» - 2 ошибки
«2» - 3 и более ошибок
– Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. Кто не справился с работой? Какую работу нужно выполнить?
– Мы будем продолжать работу на следующих уроках. И я думаю, вскоре все ребята будут писать словарные слова без ошибок.
5. Сообщение цели урока.
– Какой частью речи являются записанные слова?
(Имя существительное)
– Найдите имена существительные в предложении.
Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.
(Автобус, по улице, Кирова, по площади, Свободы)
– Определите падеж существительных по улице, по площади.
(Дательный падеж)
– Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом? Вот на этот вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке.
6. Работа по теме урока.
Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, Витя, стол, окно, степь.
– Прочитайте слова, найдите общее.
(Существительные в единственном числе, в именительном падеже)
– Разделите существительные на группы, ориентируясь на указания.
– Назовите существительные женского рода с окончаниями –а, –я.
(Вода, земля)
– Назовите существительные мужского рода с окончаниями –а, –я.
– По каким признакам мы сгруппировали существительные?
(По роду и окончанию)
– С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения.
– Сделайте вывод, какие существительные относятся к первому склонению, ко второму склонению, и к третьему склонению.
Вывод: К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, –я в именительном падеже.
Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о, –е в именительном падеже.
К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже.
7. Работа с правилом.
– Проверим, правильно ли мы рассуждаем. Откройте учебник на странице 88. Прочитайте правило.
(Первичное чтение «про себя», вторично читает ученик)
– Кто попробует рассказать правило наизусть?
8. Составление алгоритма действий при определении склонения имени существительного.
– Как определить склонение имени существительного в именительном падеже?
Алгоритм
действий при определении склонения имени существительного
Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:
Определить род.
Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.
По роду и по окончанию определить склонение.
Образец рассуждения.
Тетрадь – она, моя – существительное женского рода с ь на конце; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание; значит существительное тетрадь третьего склонения.
9. Физминутка.
– Я зачитываю загадки.Вы должны их отгадать. Если это существительное 1скл., вы должны присесть, руки вперёд. Если это существительное 2 скл. – наклон вперёд, руки должны достать носочки. Если 3 скл. – подпрыгнуть.
1. Кто ни в жару, ни в стужу
Не снимает шубу?
(Баран)
2. Кто на ветке шишки грыз,
И бросал объедки вниз?
(Белка)
3. В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
(Поезд)
4. Закружу, заверчу,
В небеса улечу.
(Вертолёт)
5. Ящик на коленях пляшет –
То поёт, то горько плачет.
(Гармонь)
6. Никого не обижает,
А её все толкают.
(Дверь)
7. Много рук, а нога одна.
(Дерево)
8. Колюч, да не ёж.
(Ёрш)
9. Шесть ног без копыт,
Летит – жужжит,
Упадёт – землю роет.
(Жук)
10. По земле ползёт,
А к себе не подпускает.
(Змея)
11. Закутан ребёнок в сто пелёнок.
(Капуста)
12. Над домами и дорожками
Висит кусок лепёшки.
(Луна)
10. Работа с учебником. Упражнение 166.
– Прочитайте задание к упражнению.
(Первичное чтение «про себя», вторично читает ученик)
– Какие задания мы должны выполнить?
(Определить падеж каждого существительного. Написать существительные в три столбика по склонениям)
9 существительных у доски, 9 существительных с комментированием, 10 существительных самостоятельно.
Проверка. Прочитайте существительные первого склонения. Прочитайте существительные второго склонения. Прочитайте существительные третьего склонения.
11. Разноуровневая самостоятельная работа.
– Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Выберите карточку, с заданием которой вы справитесь.
Уровень 1.
Спиши существительные. Укажи склонение.
Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь.
Уровень 2.
Выпиши существительные 3 склонения.
Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.
Уровень 3.
Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных.
Отец, деревня, торжество, везение, чародей, зной.
12. Итог урока.
– Вернёмся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах по улице, по площади разные окончания?
(Существительное улица первого склонения, существительное площадь третьего склонения)
– С какой целью необходимо научиться узнавать склонение существительных?
(Чтобы правильно писать окончание существительного)
– Это мы изучим на следующих уроках.
13. Оценки.
14. Домашнее задание.
Упр. ____ стр. ___. Выучить три склонения имён существительных.