Тема урока | Три склонения имён существительных. |
Цель урока | Формирование образовательных компетенций учащихся через интерактивные формы деятельности в предметной области «Русский язык» по теме «Три склонения имён существительных» |
Задачи | Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения формирование умения ориентироваться в своей системе знаний; актуализация знаний о имени существительном как части речи; Дать понятие о трех склонениях имен существительных в единственном числе; Научить распознавать три типа склонения по окончанию и роду, по наличию падежных окончаний. Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца |
Формируемые УУД | Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: формирование положительного отношения к познавательной деятельности; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; развитие способности к самооценке; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; |
Планируемый результат обучения | В результате изучения темы обучающиеся должны научиться определять: - алгоритм склонения; - родовые окончания склонений; - падежи и падежные вопросы; - почему в одном и том же падеже окончания разные, от чего это зависит; - уметь распознавать тип склонения по окончанию и по роду имени существительного;
|
Основные понятия | склонение |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Русский язык. 4 класс Компьютер, индивидуальные карточки |
Организация пространства | Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Организационно-мотивационный этап Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Создаёт эмоциональный настрой. Мотивирует учащихся на работу. | Вступают в диалог с учителем, приветствуют улыбкой одноклассников Слайд 2. Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала хорошее настроение. «Человек без знаний, что дерево без корней» - Объясните, как понимаете эту пословицу? Чистописание
Пишут пословицу. | | | Регулятивные Умение оценить своё эмоциональное состояние Коммуникативные Умение оформлять свои мысли в устной речи; |
II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Организует повторение изученного. | Слайд 3. - Прочитайте слова. Что у них общего? Река, мама, Оля, день, яблоко, море, ночь, речка, стол, Петя, речь - Что знаете об имени существительном? Слайд 5. (Проверка) - Разделите слова на три группы. По какому признаку разделили? Слайд 6, 7. | |
Уметь называть падежи Уметь называть признаки имени существительного как части речи. | Познавательные УУД умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Познавательные умение анализировать, узнавать части речи по их существенным признакам; Коммуникативные умение сотрудничать со сверстниками |
III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока. | Организует работу учащихся в изменении слов по падежам, самопроверку учащихся. В форме подводящего диалога организует работу с таблицей, подводит учащихся к формулированию темы урока. | Слайд 8. - По какому признаку разделили эти слова? Слайд9. - Просклоняйте слова, данные на карточках (приложение 1). Выделите окончание. Определите их род. Склоняют имена существительные, указывают их род, выделяют окончания. Несколько учащихся работают с карточками. Слайд 10. - Проверьте правильность выполнения задания. - Какого рода слова в 1 группе? - Сравните окончания слов 1 группы в каждом падеже. Аналогично 2 и 3 группы слов. - По какому признаку разделили эти слова? Слайд 11. - Определите тему урока. (Группы склонения имен существительных) Сравнивают выполненную работу с образцом. Анализируют таблицу. Формулируют тему урока. | | Уметь изменять имена существительные по падежам. | Регулятивные УУД умение контролировать и оценивать учебные действия Коммуникативные Умение коллективно обсуждать проблему с учителем и сверстниками |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель. Познакомить с делением существительных на три группы . | В форме поводящего диалога организует наблюдение над склонением имен существительных, объединенных в группы.
Проводит диалог и на основе принятого решения, строит основы нового способа действия (алгоритм). | Слайд 10. - По каким признакам объединяли эти слова в группы? (по родам и окончаниям) - В зависимости от рода и окончания выделяют три типа склонений. Склонение определяется по начальной форме имени существительного. Составление схемы. Слайд 12. - Какие существительные относятся к 1-му, 2-му, 3-му склонению? - Проверьте наши выводы с определением в учебнике, с. 16 Работа в парах. Составление алгоритма. Определяют, по каким признакам объедены имена существительные в группы. Составляют алгоритм определения склонения имен существительных. Слайд 13. - Как определить склонение имени существительного? Впишите в карточку порядок определения склонения им.сущ. (приложение 2) Составляют алгоритм Определить род. Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа. По роду и по окончанию определить склонение.
| | Уметь определять склонение имени существительного. | Познавательные Умение осуществлять анализ при составлении алгоритма |
Физминутка | | | | | |
V. Первичное закрепление Цель. Закрепить знания в определении склонения. | | Работа в парах. Учебник с. 17, упр. 25 Определите склонение имен существительных. Обсудите, как можно доказать правильность определения склонения? Какие признаки следует указать? Работают в парах по учебнику. Обосновывают правильность определения склонения. | | Уметь выделять грамматические признаки имени существительного и определять их склонение. | Познавательные Умение выделять существенную информацию из справочной литературы; Регулятивные Умение выявлять признаки имени существительного, приводить примеры для раскрытия темы; оценивать правильность выполнения работы, используя критерии, заданные учителем |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель. Проверить умения в определении склонения имен существительных, самоконтроль усвоения знаний. | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы, самопроверку, самооценку. | Слайд 14. - Какое задание можно выполнить с данными словами? Тетрадь, яблоко, портрет, печь, морковь, ручка, небо, пакет, съёмка, бочка, библиотека, квартира, вещь, рожь, брат. (Распределить слова в три столбика по склонениям). Графически докажите правильность определения склонения. Формулируют задание для самостоятельной работы, выполняют самопроверку по образцу, устраняют допущенные ошибки. | | Уметь выделять грамматические признаки имени существительного и определять их склонение. | |
VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение Цель. Включение нового знания в систему изученного материала | Предлагает поучаствовать в игре «Узнай меня» | Слайд 15. Игра: а) называю слова первого склонения - 1 хлопок б) называю слова второго скло-нения - 2 хлопка в) называю слова третьего склонения - 3 хлопка Упр. 26 (используя памятку) допиши по три слова из словаря в каждый столбик Слайд 16. - Вернемся к девизу нашего урока. Найдите имена существительные. Определите их склонение. «Человек без знаний, что дерево без корней» | | Уметь применять изученные правила. | Коммуникативные Умение задавать вопросы Познавательные Умение выделить нужную информацию, анализировать, , строить рассуждения. |
VIII. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | - Наш урок подошёл к концу. - Мы сегодня с вами неплохо поработали. - Достигли ли мы цели нашего урока? - Для чего нужно уметь определять склонение существительных? - Поделитесь своими мыслями. - А вот когда пишется окончание –е, а когда –и вы узнаете на следующих уроках. -Оцени свою работу на уроке | Слайд 17.
-Что нового узнали на уроке? - Давайте вернёмся к нашему предложению. - Кто понял, почему у существительных «улице», «площади» разные окончания? (ответы детей). Участвуют в диалоге с учителем. Для того, чтобы правильно писать окончание существительного
Сегодня на уроке я: -Я работал сегодня очень хорошо и у меня все получилось -Я работал сегодня хорошо и у меня все получилось -Я сомневался и не доволен своей работой | | | Регулятивные Умение принимать и понимать учебно-познавательную задачу; проявлять инициативу при выполнении задания; предлагать собственные способы решения поставленной задачи; действовать согласно инструкциям; осуществлять пошаговый и итоговый контроль; адекватно оценивать свои достижения и трудности Познавательные Распознавать три типа склонения по окончанию и роду, по наличию специфических падежных окончаний. воспроизводить информацию для решения учебной задачи; анализировать результаты исследования и фиксировать его результаты; |
IX. Д/з. | | Выучить правило с.18 упр.27 | | | |