Тема: «Народные промыслы. Народный костюм. Аппликация.»
Цель урока: Изготовить аппликацию народного костюма из разнообразных материалов (ткань, бумага)
Задачи урока:
- закрепить знания об изученных народных промыслах,
- познакомить учащихся с народными костюмами,
- отрабатывать навыки работы с тканью;
- воспитывать бережное отношение к материалу,
- развивать аналитические способности.
Планируемые результаты:
- усвоить последовательность изготовления народного костюма,
- уметь работать с шаблонами, составлять аппликацию из ткани,
УУД:
- использовать приёмы работы с бумагой, картоном и тканью по шаблону
- использовать элементы рисунка на ткани для составления орнамента.
- осваивать способ разметки деталей изделия на ткани по шаблону и способ соединения деталей из разных материалов (ткани и бумаги) при помощи клея
- сравнивать орнаменты костюмов народов разных национальностей
- оформлять изделия по собственному замыслу
- составлять самостоятельно план работы по изготовлению изделия
- контролировать и корректировать работу по плану и технологической карте
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
- уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
- понимать исторические традиции, положительно относиться к людям разных национальностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
- учиться планировать практическую деятельность на уроке;
- работать по составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
- определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
- сравнивать конструктивные и декоративные особенности национальных костюмов, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
- самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
- уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
- уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Формы работы учащихся: групповая, фронтальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор
№
Ход урока
Примечание
1
2
3.
4.
5.
6.
7.
Организационный момент.
- Проверьте готовность к уроку. У вас на столах: ножницы, клей, кисть для клея, простой карандаш, конверт, тряпочка.
Сообщение темы урока.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
- О чём говорится в стихотворении?
- В какой стране мы живём?
- Люди, каких национальностей живут в России?
- Наша страна многонациональная. Это одна большая семья. У нас у каждого своя семья, есть мама, папа, бабушка, дедушка. Как в семье мы относимся друг к другу?
- С уважением, любовью, добротой, почтением, заботой.
- Совершенно верно. Издавна в семьях маленьких детей родители учили относиться к старшим с уважением, почтением, любовью. Из поколения в поколение передавались эти заповеди. Так и в большой семье, стране, люди должны относиться друг к другу именно так. В любой семье существуют свои традиции. У каждого народа тоже есть свои традиции, обычаи, наряды. Посмотрите, какие национальные костюмы у народов нашей большой страны. Презентация.
- О чём я вам сейчас рассказала?
- О народных костюмах.
- Определите тему урока.
- Народный костюм.
- Какое изделие мы сегодня будем выполнять?
- Народный костюм.
Объяснение нового материала.
- Сегодня мы будем изготовливать народный костюм. Посмотрите на образцы. Вы видите женский и мужской костюм. Проанализируем женский костюм.
- Из каких деталей состоит костюм?
- Сарафан, рубаха, сапоги.
- Сколько деталей? (4)
- Проанализируем мужской костюм. Из каких деталей состоит он?
- Рубаха, штаны, сапоги.
Слово «штаны» возникло ближе к концу 18-го столетия.
Термин «брюки», произошедший от нидерландского «broek» и означавший «брюки моряка», в России также распространился в 18 веке во времена реформ Петра I.
- Сколько деталей? (4)
- Определите, какой материал будем использовать при изготовлении одежды.
- Ткань.
- Из какого материала выполнены сапоги?
-Цветная бумага.
- Составим план выполнения работы.
1. Разметка. (карандаш, ткань, шаблоны)
2. Раскрой. (ножницы)
Раскрой деталей производим с помощью …ножниц.
- Повторим правила безопасной работы с ножницами:
· Без разрешения учителя ножницы брать нельзя
· Когда мы режем, мы сидим вполоборота, остриё ножниц направлено вниз
· Когда мы режем по окружности, мы поворачиваем бумагу, а не ножницы
· Когда нам не нужны ножницы, она лежат на краю парты, остриём к доске
· Когда мы вырезаем углы, мы режем в два приёма
· Когда мы передаём ножницы другому, мы держим ножницы за остриё, передаём кольцами вперёд.
· Раскрой ткани производим на столе.
3. Сборка ( клей, кисть)
4. Оформление (тесьма, клей, ножницы)
- Для оформления работы вы будете использовать лицо, кушак – косичку, которые мы выполнили на предыдущем уроке и сапожки.
5. Презентация работы.
- Готовое изделие вы будете вывешивать на доске.
Физминутка.
- Прежде чем вы приступите к работе, а работать вы будете в парах, выберите, какой костюм будете изготавливать. Мужской или женский?
- Кто выбрал мужской? Кто – женский?
- Откройте конверты. Достаньте шаблоны, ткань, фигурку человечка, технологическую карту, которая поможет вам в выполнении работы.
- Обратите внимание, как и где вы будете наносить клей.
- Есть ли вопросы?
- Приступаем к работе.
Самостоятельная практическая работа.
Дети выполняют работу самостоятельно, соблюдая правила безопасной работы с ножницами,
используя план работы, технологическую карту.
Презентация, выставка работ учащихся.
Самооценивание.
- На столе у вас лежат цветные кружки. Перечислите цвета. (красный, жёлтый, зелёный)
С чем у вас ассоциируются эти цвета? (светофор)
Как должны относиться друг к другу пешеходы и водители? (уважительно)
- Эти кружки вы будете использовать при ответе на вопросы, которые я вам задам. Зелёный – «да»,
жёлтый – «не совсем», красный – «нет».
- Понравилось ли вам работать на уроке?
- Вы справились с работой?
Итог урока.
- Какое изделие сегодня на уроке изготавливали?
- Костюм народа какой национальности вы изготовили на уроке?
- С какими материалами работали?
- Все молодцы. Спасибо. Урок окончен.
Дети входят в класс под русскую народную песню
Учитель читает стихотворение
Показ презентации
Вывешиваю таблицу с темой урока
Вывешиваю таблицу с названием изделия
Вывешиваю на доску модели в костюмах
Вывешиваю поэтапно на доску план работы
Выполняем упражнения
Вывешиваем работы на доску в берёзовую рощу
Вывешиваю на доску цветные кружки и таблички со словами
Дети выкладывают кружки на парте, работают в паре
Дети выходят под музыку