kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по изобразительному искусству по теме "Экскурсия в Дом моды или "Матрёшкины одёжки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Цель: совершенствование и расширение знаний и умений техники выполнения аппликаций из бумаги.
Задачи:
-познакомить детей с произведениями народного искусства - творчеством мастеров по росписи деревянной игрушки-матрёшки из Загорска, Семёнова, Полховского Майдана и Крутца;
-наглядно показать разнообразие и богатство декоративного решения образа матрёшки в зависимости от характера народного художественного промысла;
-продолжить формировать общеучебные и графические умения и навыки
-способствовать развитию наблюдательности, художественного вкуса;
 -дать представление о символическом значении матрёшки.
Оборудование.
Образцы изделий мастеров народного творчества, иллюстрации матрёшек, образцы изделий (бумажные цветы), инструкционные карты, мультимедийное устройство.
Ход:
 I. Организационный момент.
Игра «Буквы рассыпались»
- Неизвестно, как случилось,
   Только буквы заблудились.
           ККАУЛ
- Составьте слово. (Кукла)
- Разные на свете бывают куклы. Из дерева и материи, из глины и соломы, из резины и пластика.
Слайд№1.
- Разные имена вы даёте своим куклам. А есть куклы, у которых имя одно и тоже.
Загадка.   

  Ростом разные подружки
  Не похожи друг на дружку,
  Все они друг в дружке,
  А всего одна игрушка.
Слайд №2.
    Восемь кукол деревянных,
   Круглолицых и румяных.
   В разноцветных сарафанах
   На столе у нас живут,
   Всех матрёшками зовут.
II. Познавательно-информационная беседа с опорой на иллюстративный ряд объектов.
- Так почему же матрёшки? Почему такое имя получили эти куклы?
-  Первая наша матрёшка появилась более ста лет тому назад. Прообраз её – деревянную, пустотелую куклу художник С.Малютин увидел в Японии. Но кукла эта была японцем – сердитым на вид, узкоглазым стариком.
Слайд №3.
- С.Малютин переодел её в русский костюм. Заморская пришелица прижилась у нас на диво быстро. Яблоками лёг на щёки румянец, прикрыл голову яркий платочек, свесилась из-под него толстая коса. Так и хотелось назвать куклу русским именем. Дуняша? Нет! Маняша? Нет! Милая, деревенская Матрёна. Матрёша. И стали новые игрушки матрёшками
- В чём же секрет такого успеха и долголетия матрёшки? Сегодня мы попробуем ответить на этот вопрос.
Слайд №4.
- Начали точить и расписывать матрёшек по русским сёлам – там, где издавна работали умельцы с деревом, как в подмосковном Загорске.
Слайд №5.
- На загорской матрёшке чётко обозначены силуэт головного платка, кофты, сарафана, фартука. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Этот узор называется «пестрешкой».Загорские матрёшки – устойчивые, толстобокие.
(На доске появляются карточки-слова «Загорская матрёшка», «пестрешка» и элементы росписи загорской матрёшки).
Слайд №6.
- У матрёшки родом из Семёнова – большой букет цветов занимает почти весь фартук.
(На доске – карточка-слово «Семёновская матрёшка» и элементы росписи).
Слайд №7.
- А в селе Полховском Майдане мастера выработали свой стиль росписи. У матрёшки нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. На двухцветном фоне условный овал. Узоры имеют названия «большая роза», «колокольчик», «яблочко», «виноград» и так далее.
(На доске появляются слово-карточка «Полхов-Майданская матрёшка» и элементы росписи).
- Но где бы ни родились матрёшки – все они весёлые, пригожие. Потому что их делают талантливые и добрые мастера.
- А работать мы будем в мастерской крутцовской игрушки.
Слайд №8.
- Село Крутец соседствует с Полховским Майданом. А вот роспись… В крутцовских деревянных красавицах мы ценим, что и в людях: непохожесть на других. Каждая матрёшка выглядит по-своему. Одна вытянулась как столбик, а рядом стоит приземистая, неуклюжая толстушка. Эта улыбается, а эта хмурит брови. Первая приветлива, ко второй не подходи.
(Демонстрируются иллюстрации матрёшек). А уж начнут матрёшки хвастаться нарядами, – ни с каким Домом моды не сравнишь!
- Я предлагаю вам поработать в стиле крутцовских мастериц. Поэтому вашу матрёшку могут украшать цветы и листья любой формы и цвета. Здесь нет никаких ограничений. Но мы будем не рисовать цветы, а сделаем аппликацию из бумажных цветов. Предлагаю работать в группах, так как работа объёмная.
III. Физминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся, 
Больше спать не захотел.             
Шевельнулся, потянулся,             
Взвился вверх и полетел.            
Солнце утром лишь проснётся,    
 Бабочка кружит и вьётся.       
IV. Анализ информации и образцов изделий.
Детям предлагаются образцы бумажных цветов: роза, ромашка, фиалка, василёк, листья различной формы.
- Какие цветы можем использовать? (Все, так как крутцовские мастерицы использовали любые цветы).
- Какие цветы и листья можете сделать самостоятельно, так как ранее уже учились их делать?
- Как можно получить каждый из этих цветов? (Дети называют известные им приёмы вырезания: по шаблону, по половинке шаблона, путем складывания квадрата в 8 раз).
V. «Открытие» нового знания.
- Есть ли элементы цветов, которые вызывают у вас затруднения при выполнении работы? (Учитель показывает эти элементы)
VI. Планирование предстоящей самостоятельной практической работы.
с последующим самоконтролем по инструкционной карте.
Каждая группа получает образцы изделий и  инструкционную карту с чётким распределением обязанностей каждого члена группы.
Дети разбиты на 3 группы.
VII. Практическая работа.
1. Организация рабочего места (раздача и размещение материалов и инструментов).
2. Техника безопасности во время работы.
3. Правила работы в группе.
4. Самостоятельная работа учащихся.
5. Уборка рабочего места.
VIII. Оценка деятельности учащихся на уроке.
Выставка детских работ.
- Каждая ваша работа – это не подражание народному образцу, а своё смелое решение.
- Так в чём же секрет успеха и долголетия куклы-матрёшки? Почему она стала сувениром за рубежом?
- Образ женщины издавна был почитаем в русском народном искусстве. Образ матрёшки удачно воплотил в себе спокойную плавность линий женской фигуры, и элементы традиционного народного костюма. Суть русской матрёшки во все времена остаётся прежней – дружба да любовь, пожелание счастья и благополучия. Вот почему она как добрая посланница этих чувств живёт в наших современных квартирах, поселяется в доме болгарина и югослава? француза и американца.
IX.Релаксация.
На доске рисунок двух корзинок с « улыбающимся лицом» и « грустным лицом». При выходе дети прикрепляют цветы к корзинкам.
-Эту корзину с цветами  мы подарим нашим моделям-матрёшкам. Они этого заслужили.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по изобразительному искусству по теме "Экскурсия в Дом моды или "Матрёшкины одёжки" »

Экскурсия в Дом моды или «Матрёшкины одёжки»

Кривошеина И.Н., учитель начальных классов МОУ «ООШ №3» г. Энгельса


Цель: совершенствование и расширение знаний и умений техники выполнения аппликаций из бумаги.

Задачи:

-познакомить детей с произведениями народного искусства - творчеством мастеров по росписи деревянной игрушки-матрёшки из Загорска, Семёнова, Полховского Майдана и Крутца;

-наглядно показать разнообразие и богатство декоративного решения образа матрёшки в зависимости от характера народного художественного промысла;

-продолжить формировать общеучебные и графические умения и навыки

-способствовать развитию наблюдательности, художественного вкуса;

-дать представление о символическом значении матрёшки.

Оборудование.

Образцы изделий мастеров народного творчества, иллюстрации матрёшек, образцы изделий (бумажные цветы), инструкционные карты, мультимедийное устройство.

Ход:

I. Организационный момент.

Игра «Буквы рассыпались»

- Неизвестно, как случилось,

Только буквы заблудились.

ККАУЛ

- Составьте слово. (Кукла)

- Разные на свете бывают куклы. Из дерева и материи, из глины и соломы, из резины и пластика.

Слайд№1.

- Разные имена вы даёте своим куклам. А есть куклы, у которых имя одно и тоже.

Загадка. Ростом разные подружки

Не похожи друг на дружку,

Все они друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Слайд №2.

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных.

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут,

Всех матрёшками зовут.

II. Познавательно-информационная беседа с опорой на иллюстративный ряд объектов.

- Так почему же матрёшки? Почему такое имя получили эти куклы?

- Первая наша матрёшка появилась более ста лет тому назад. Прообраз её – деревянную, пустотелую куклу художник С.Малютин увидел в Японии. Но кукла эта была японцем – сердитым на вид, узкоглазым стариком.

Слайд №3.

- С.Малютин переодел её в русский костюм. Заморская пришелица прижилась у нас на диво быстро. Яблоками лёг на щёки румянец, прикрыл голову яркий платочек, свесилась из-под него толстая коса. Так и хотелось назвать куклу русским именем. Дуняша? Нет! Маняша? Нет! Милая, деревенская Матрёна. Матрёша. И стали новые игрушки матрёшками

- В чём же секрет такого успеха и долголетия матрёшки? Сегодня мы попробуем ответить на этот вопрос.

Слайд №4.

- Начали точить и расписывать матрёшек по русским сёлам – там, где издавна работали умельцы с деревом, как в подмосковном Загорске.

Слайд №5.

- На загорской матрёшке чётко обозначены силуэт головного платка, кофты, сарафана, фартука. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Этот узор называется «пестрешкой».Загорские матрёшки – устойчивые, толстобокие.

(На доске появляются карточки-слова «Загорская матрёшка», «пестрешка» и элементы росписи загорской матрёшки).

Слайд №6.

- У матрёшки родом из Семёнова – большой букет цветов занимает почти весь фартук.

(На доске – карточка-слово «Семёновская матрёшка» и элементы росписи).

Слайд №7.

- А в селе Полховском Майдане мастера выработали свой стиль росписи. У матрёшки нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. На двухцветном фоне условный овал. Узоры имеют названия «большая роза», «колокольчик», «яблочко», «виноград» и так далее.

(На доске появляются слово-карточка «Полхов-Майданская матрёшка» и элементы росписи).

- Но где бы ни родились матрёшки – все они весёлые, пригожие. Потому что их делают талантливые и добрые мастера.

- А работать мы будем в мастерской крутцовской игрушки.

Слайд №8.

- Село Крутец соседствует с Полховским Майданом. А вот роспись… В крутцовских деревянных красавицах мы ценим, что и в людях: непохожесть на других. Каждая матрёшка выглядит по-своему. Одна вытянулась как столбик, а рядом стоит приземистая, неуклюжая толстушка. Эта улыбается, а эта хмурит брови. Первая приветлива, ко второй не подходи.

(Демонстрируются иллюстрации матрёшек). А уж начнут матрёшки хвастаться нарядами, – ни с каким Домом моды не сравнишь!

- Я предлагаю вам поработать в стиле крутцовских мастериц. Поэтому вашу матрёшку могут украшать цветы и листья любой формы и цвета. Здесь нет никаких ограничений. Но мы будем не рисовать цветы, а сделаем аппликацию из бумажных цветов. Предлагаю работать в группах, так как работа объёмная.

III. Физминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

IV. Анализ информации и образцов изделий.

Детям предлагаются образцы бумажных цветов: роза, ромашка, фиалка, василёк, листья различной формы.

- Какие цветы можем использовать? (Все, так как крутцовские мастерицы использовали любые цветы).

- Какие цветы и листья можете сделать самостоятельно, так как ранее уже учились их делать?

- Как можно получить каждый из этих цветов? (Дети называют известные им приёмы вырезания: по шаблону, по половинке шаблона, путем складывания квадрата в 8 раз).

V. «Открытие» нового знания.

- Есть ли элементы цветов, которые вызывают у вас затруднения при выполнении работы? (Учитель показывает эти элементы)

VI. Планирование предстоящей самостоятельной практической работы.

с последующим самоконтролем по инструкционной карте.

Каждая группа получает образцы изделий и инструкционную карту с чётким распределением обязанностей каждого члена группы.

Дети разбиты на 3 группы.

VII. Практическая работа.

  1. Организация рабочего места (раздача и размещение материалов и инструментов).

  2. Техника безопасности во время работы.

  3. Правила работы в группе.

  4. Самостоятельная работа учащихся.

  5. Уборка рабочего места.

VIII. Оценка деятельности учащихся на уроке.

Выставка детских работ.

- Каждая ваша работа – это не подражание народному образцу, а своё смелое решение.

- Так в чём же секрет успеха и долголетия куклы-матрёшки? Почему она стала сувениром за рубежом?

- Образ женщины издавна был почитаем в русском народном искусстве. Образ матрёшки удачно воплотил в себе спокойную плавность линий женской фигуры, и элементы традиционного народного костюма. Суть русской матрёшки во все времена остаётся прежней – дружба да любовь, пожелание счастья и благополучия. Вот почему она как добрая посланница этих чувств живёт в наших современных квартирах, поселяется в доме болгарина и югослава? француза и американца.

IX.Релаксация.

На доске рисунок двух корзинок с « улыбающимся лицом» и « грустным лицом». При выходе дети прикрепляют цветы к корзинкам.

-Эту корзину с цветами мы подарим нашим моделям-матрёшкам. Они этого заслужили.









































Муниципальное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 3» г. Энгельса










Конспект урока по курсу

«Изобразительное искусство и художественный труд»

1 класс



Экскурсия в Дом моды

или «Матрёшкины одёжки»







Учитель высшей

квалификационной категории

Кривошеина И.Н.







2010 год



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кривошеина Ирина Николаевна

Дата: 25.06.2014

Номер свидетельства: 108524


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства