~~Цель: совершенствование и расширение знаний и умений техники выполнения аппликаций из бумаги.
Задачи:
-познакомить детей с произведениями народного искусства - творчеством мастеров по росписи деревянной игрушки-матрёшки из Загорска, Семёнова, Полховского Майдана и Крутца;
-наглядно показать разнообразие и богатство декоративного решения образа матрёшки в зависимости от характера народного художественного промысла;
-продолжить формировать общеучебные и графические умения и навыки
-способствовать развитию наблюдательности, художественного вкуса;
-дать представление о символическом значении матрёшки.
Оборудование.
Образцы изделий мастеров народного творчества, иллюстрации матрёшек, образцы изделий (бумажные цветы), инструкционные карты, мультимедийное устройство.
Ход:
I. Организационный момент.
Игра «Буквы рассыпались»
- Неизвестно, как случилось,
Только буквы заблудились.
ККАУЛ
- Составьте слово. (Кукла)
- Разные на свете бывают куклы. Из дерева и материи, из глины и соломы, из резины и пластика.
Слайд№1.
- Разные имена вы даёте своим куклам. А есть куклы, у которых имя одно и тоже.
Загадка.
Ростом разные подружки
Не похожи друг на дружку,
Все они друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Слайд №2.
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных.
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех матрёшками зовут.
II. Познавательно-информационная беседа с опорой на иллюстративный ряд объектов.
- Так почему же матрёшки? Почему такое имя получили эти куклы?
- Первая наша матрёшка появилась более ста лет тому назад. Прообраз её – деревянную, пустотелую куклу художник С.Малютин увидел в Японии. Но кукла эта была японцем – сердитым на вид, узкоглазым стариком.
Слайд №3.
- С.Малютин переодел её в русский костюм. Заморская пришелица прижилась у нас на диво быстро. Яблоками лёг на щёки румянец, прикрыл голову яркий платочек, свесилась из-под него толстая коса. Так и хотелось назвать куклу русским именем. Дуняша? Нет! Маняша? Нет! Милая, деревенская Матрёна. Матрёша. И стали новые игрушки матрёшками
- В чём же секрет такого успеха и долголетия матрёшки? Сегодня мы попробуем ответить на этот вопрос.
Слайд №4.
- Начали точить и расписывать матрёшек по русским сёлам – там, где издавна работали умельцы с деревом, как в подмосковном Загорске.
Слайд №5.
- На загорской матрёшке чётко обозначены силуэт головного платка, кофты, сарафана, фартука. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Этот узор называется «пестрешкой».Загорские матрёшки – устойчивые, толстобокие.
(На доске появляются карточки-слова «Загорская матрёшка», «пестрешка» и элементы росписи загорской матрёшки).
Слайд №6.
- У матрёшки родом из Семёнова – большой букет цветов занимает почти весь фартук.
(На доске – карточка-слово «Семёновская матрёшка» и элементы росписи).
Слайд №7.
- А в селе Полховском Майдане мастера выработали свой стиль росписи. У матрёшки нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. На двухцветном фоне условный овал. Узоры имеют названия «большая роза», «колокольчик», «яблочко», «виноград» и так далее.
(На доске появляются слово-карточка «Полхов-Майданская матрёшка» и элементы росписи).
- Но где бы ни родились матрёшки – все они весёлые, пригожие. Потому что их делают талантливые и добрые мастера.
- А работать мы будем в мастерской крутцовской игрушки.
Слайд №8.
- Село Крутец соседствует с Полховским Майданом. А вот роспись… В крутцовских деревянных красавицах мы ценим, что и в людях: непохожесть на других. Каждая матрёшка выглядит по-своему. Одна вытянулась как столбик, а рядом стоит приземистая, неуклюжая толстушка. Эта улыбается, а эта хмурит брови. Первая приветлива, ко второй не подходи.
(Демонстрируются иллюстрации матрёшек). А уж начнут матрёшки хвастаться нарядами, – ни с каким Домом моды не сравнишь!
- Я предлагаю вам поработать в стиле крутцовских мастериц. Поэтому вашу матрёшку могут украшать цветы и листья любой формы и цвета. Здесь нет никаких ограничений. Но мы будем не рисовать цветы, а сделаем аппликацию из бумажных цветов. Предлагаю работать в группах, так как работа объёмная.
III. Физминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
IV. Анализ информации и образцов изделий.
Детям предлагаются образцы бумажных цветов: роза, ромашка, фиалка, василёк, листья различной формы.
- Какие цветы можем использовать? (Все, так как крутцовские мастерицы использовали любые цветы).
- Какие цветы и листья можете сделать самостоятельно, так как ранее уже учились их делать?
- Как можно получить каждый из этих цветов? (Дети называют известные им приёмы вырезания: по шаблону, по половинке шаблона, путем складывания квадрата в 8 раз).
V. «Открытие» нового знания.
- Есть ли элементы цветов, которые вызывают у вас затруднения при выполнении работы? (Учитель показывает эти элементы)
VI. Планирование предстоящей самостоятельной практической работы.
с последующим самоконтролем по инструкционной карте.
Каждая группа получает образцы изделий и инструкционную карту с чётким распределением обязанностей каждого члена группы.
Дети разбиты на 3 группы.
VII. Практическая работа.
1. Организация рабочего места (раздача и размещение материалов и инструментов).
2. Техника безопасности во время работы.
3. Правила работы в группе.
4. Самостоятельная работа учащихся.
5. Уборка рабочего места.
VIII. Оценка деятельности учащихся на уроке.
Выставка детских работ.
- Каждая ваша работа – это не подражание народному образцу, а своё смелое решение.
- Так в чём же секрет успеха и долголетия куклы-матрёшки? Почему она стала сувениром за рубежом?
- Образ женщины издавна был почитаем в русском народном искусстве. Образ матрёшки удачно воплотил в себе спокойную плавность линий женской фигуры, и элементы традиционного народного костюма. Суть русской матрёшки во все времена остаётся прежней – дружба да любовь, пожелание счастья и благополучия. Вот почему она как добрая посланница этих чувств живёт в наших современных квартирах, поселяется в доме болгарина и югослава? француза и американца.
IX.Релаксация.
На доске рисунок двух корзинок с « улыбающимся лицом» и « грустным лицом». При выходе дети прикрепляют цветы к корзинкам.
-Эту корзину с цветами мы подарим нашим моделям-матрёшкам. Они этого заслужили.