Пояснительная записка.
Авторская программа дополнительного образования направлена на изучение народного творчества народов нашей Родины.
Народное искусство - богатейшая сокровищница красоты, является неиссякаемым источником творческой фантазии. Человек всегда жил и живет среди вещей. Он создавал не только нужные, полезные, но и очень красивые вещи. И сейчас человеку необходим красивый предметный мир. Для этого нужен развитый художественный вкус и эмоцио-нальное отношение человека к миру. Поэтому роль народного декоративно – прикладного искусства в художественном воспитании обучающихся просто неоценима.
Велика роль изучения древних корней народного искусства.
Актуальность данной темы заключается в необходимости воспитания чувства гор-дости за достижения великих умельцев народных промыслов, пробуждения интереса к ценностям художественного наследия. Декоративно- прикладное искусство, как никакая другая область творческой деятельности человека, обладает могучим средством духов-ного воспитания художественного вкуса, пробуждения интереса к культурному наследию, основанному на лучших традициях народного творчества.
Цели и задачи изучения декоративно – прикладного искусства:
* воспитывать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия на-
родного искусства, эстетических и нравственных чувств;
* уметь воспринимать произведения изобразительного искусства;
* осваивать первичные знания пластических искусств (аппликация, лепка,
графика, кистевая роспись), овладеть умениями и навыками;
* понимать особенности декоративно - прикладного искусства;
* осознавать свою причастность к судьбам культуры;
* воспитывать бережное отношение к культурному наследию;
* формировать творческую личность
* выявлять творческие способности детей;
* организовывать досуг обучающихся.
Данная программа отличается от существующих образовательных программ тем, что в ней обучающиеся знакомятся с народным декоративно – прикладным творчеством всей нашей многонациональной страны. Изучение орнаментов начинается с простейших аппликационных узоров с постепенным усложнением поставленных задач, до сложных композиций кистевой росписью.
Программа рассчитана на 7-10 летний возраст учащихся
34 часа в год
1 час в неделю
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся должны понимать:
*значение древних корней народного искусства;
*связь времен в народном искусстве;
*роль декоративного искусства в жизни человека в разные
времена;
*особенности народного искусства Волгоградской области;
*разнообразие народных промыслов нашей Родины.
Обучающиеся должны уметь:
*выполнять эскизы предметов быта с орнаментами
народов России;
*находить и определять предметы декоративного искусства народов
нашей страны;
*составлять узор аппликацией, фломастером, кистью.
Основными формами контроля знаний, умений и навыков является анализ учебных, творческих работ, игровые формы (викторины, кроссворды), организация выставок и конкурсов.
Оцениваются работы обучающихся по декоративному искусству следующими критериями:
*декоративность /композиция, изобразительные элементы, форма, цвет/;
*содержательность /полнота реализации в практической деятельности
полученных знаний/;
*индивидуальность /авторская позиция, фантазия, новизна в рамках
традиций/
Методическое обеспечение
/разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов, выставок/
Дидактический материал
/видеофильмы/
Дополнительная литература:
1. «Дети и народное творчество» Л.В.Шевчук, М., «Просвещение» 1985
2. «Народные художественные промыслы РСФСР» М., «Высшая школа»1982
3. «Золотые травы России» Т. Емельянова, Горький, 1973
4. «Народное искусство на уроках декоративного рисования» Т.Я. Шпикалова
М. «Просвещение»1979
5. «Декоративно-прикладное искусство в школе» А.С. Хворостов, М. «Просвещение» 1988
6. «Сто народов, сто языков» Л.М. Минц, М. «Просвещение» 1992
План
Кол.
час.
Раздел плана
№
п/п
Тема занятия
Количество часов
Всего
Теоретич
Практич.
1
Введение
1
Культура народов многонационального государства - Российской Федерации.
2
2
13
Творчество русского народа
2
История культуры русского народа.
2
2
3
Вышивка. Элементы русской национальной вышивки крестом.
2
1
1
4
Геометрический орнамент в полосе.
2
2
5
Эскиз геометрического орнамента на полотенце.
2
2
6
Цветовое решение геометрического орнамента.
2
2
7
Растительный узор на полотенце.
2
2
8
Вышивка-оберег.
2
2
9
Эскиз оберегов с изображением птиц.
2
2
10
Цветовое решение эскиза «Птица».
2
2
11
Эскиз вышивки-оберега с изображением животных.
2
2
12
Цвет в русских национальных вышивках.
2
2
13
Русский национальный костюм.
2
2
14
Аппликация. Русский народный костюм.
2
2
6
Творчество народа Татарстана
15
Культура татарского народа.
2
2
16
Простейшие элементы татарского орнамента.
2
2
17
Узор в полосе.
2
2
18
Эскиз композиции.
2
2
19
Татарский национальный костюм.
2
2
20
Узор на предметах быта.
2
2
6
Дагестанские мастера
21
Культура дагестанского народа.
2
2
22
Простейшие элементы национального узора.
2
2
23
Аппликация. Предметы быта.
2
2
24
Нанесение узора на кувшин. Эскиз.
2
2
25
Узор в цвете.
2
2
26
Графика. Завершение узора.
2
2
3
Творчество украинцев
27
Культура украинского народа.
2
2
28
Простейшие элементы узора. Аппликация
2
2
29
Украинский национальный костюм.
2
2
5
Дружная семья много- национально-го госуда- рства Российской Федерации
30
Сказки народов Российской Федерации. Эскиз иллюстрации.
2
1
1
31
Цвет в иллюстрации.
2
2
32
Закрепление знаний.
2
2
33
Подготовка к празднику народов Российской Федерации
2
2
34
Праздник народов Российской Федерации
2
2
Итого:
68
20
48