Цель: познакомить учащихся с коми-пермяцким национальным костюмом, техникой изготовления тканевой аппликации.
Задачи:
- расширять и закреплять понятия и представления о традиционном народном костюме;
- формировать умения и навыки учащихся при использовании техники аппликации из ткани;
- обучать заготавливать детали способом подбора;
- закреплять и совершенствовать приёмы соединения деталей из ткани;
- продолжать развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся;
- прививать интерес к народному творчеству;
- воспитывать любовь к искусству родного края.
Этап обучения: реализация модуля по национально-региональному компоненту.
Тип урока: урок изучения и закрепления материала.
Оборудование:
Для учителя: поэтапные заготовки, наглядные пособия, презентация к уроку, инструменты и приспособления (ножницы, иглы, булавки и др.)
Для учащихся: картон, драп, белый ситец, цветной ситец, нитки, тесьма, клей ПВА.
Ожидаемые метапредметные результаты (формирование УУД):
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способу выполнения задания;
-осознание «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою родину;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой своего народа;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности,
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-различать способ и результат действия.
Познавательные:
- осуществлять поиск необходимой информации с использованием разных источников;
-осмысленно воспринимать иллюстративный материал, выделять необходимую информацию из предъявленного источника;
-осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
-владеть рядом общих приёмов технологических задач.
Коммуникативные:
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнёров в общении и взаимодействии;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Используемые методы, приёмы, технологии обучения:
Методы: частично-поисковый, исследовательский, наглядный.
Приёмы: диалог с опорой на жизненный опыт, просмотр презентации с информационным материалом, выполнение практической работы.
Технология: деятельностная.
Используемые формы организации деятельности: фронтальная, работа в парах.
План урока:
- Вводно-мотивационный этап – 5 мин.
- Организационный момент;
- Проверка рабочего места;
- Целеполагание.
- Поисково-познавательный этап – 15 мин.
- Актуализация знаний;
- Получение информации при работе с электронной презентацией.
- Практический этап – 60 мин.
- ПТБ, инструктаж по выполнению задания.
- Самостоятельная работа детей по намеченному плану.
- Рефлексивный этап – 10 мин.
- Закрепление материала в форме теста.
- Коллективный просмотр работ.
Ход урока:
Задачи этапа
Содержание этапа
(формы, приёмы, методы)
№ слайда в презент.
Вводно-мотивационный
Создание условий для успешной работы на уроке, мотивация учащихся к мыследеятельности, вызов познавательного интереса.
Организация целеполагания.
Формирование регулятивных действий (выработка умения принимать и сохранять учебные задачи в течение урока).
Организационный момент.
Проверка рабочего места.
Целеполагание.
Учитель: Одежду, которую сегодня мы с вами носим, называют современной. В наше время эта одежда разных народов практически ничем не отличается. А как вы думаете: раньше, в старину люди носили такую же одежду, как мы? (Ответы детей) Отличалась ли одежда русских, коми-пермяков, украинцев, карелов и других? (Ответы детей)
Конечно же, отличалась. И сегодня мы с вами познакомимся с коми-пермяцким национальным костюмом. В качестве практической работы сегодня на уроке мы выполним бумажную куклу в национальном костюме. Работать будем в технике аппликации из ткани.
Объявление темы урока:
«Коми-пермяцкий костюм. Аппликация из ткани. Коллаж» (слайд 1)
Работа с понятием «коллаж».
Коллаж – техника наклеивания на какую-либо основу материалов, различных по цвету или фактуре (ткань, верёвка, кружево, кожа, бусы и др.)
Учитель: Какие условия мы должны соблюдать с вами, чтобы у нас получились хорошие результаты? (Ответы детей)
Слайд 1
Поисково-познавательный
Формирование коммуникативных действий (выработка своего мнения, существование других точек зрения).
Развитие познавательных действий
Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, скажите, а где в наше время мы можем увидеть коми-пермяцкий костюм? (Ответы детей) (слайд2)
Сообщение информации
Учитель: Давайте теперь познакомимся с элементами женского и мужского коми-пермяцкого национального костюма.
Работа с презентацией (слайды 3,4) –информационный материал (см.приложение 1)
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Практический
Обучение общим приёмам выполнения практической работы.
Закрепление изученного материала через практическую работу.
Объяснение задания
- Сейчас мы с вами выполним практическую работу – бумажную куклу в коми-пермяцком национальном костюме. (слайд 5)
ПТБ при работе с ножницами.
Последовательность выполнения роботы (см.приложение 2)
- Заготовить по шаблону куклу.
- Используя способ подбора, изготовить детали костюма (рубаху, сарафан, фартук, штаны, обувь).
- Украсить рубаху, сарафан, фартук тесьмой, имитируя вышивку.
- Приклеить все детали одежды к основе.
- Из цветных ниток сплести пояс, обвязать им талию.
- Завязать головной убор (лента, косынка, платок, шапка).
- Оформить работу.
Практическая работа детей. Выполнение изделия по намеченному плану.
Слайд 5
Рефлексивный
Формирование личностных действий (способности к самооценке на основе успешности учебной деятельности, осознание себя как гражданина России).
Воспитание чувства гордости за свой край и свою родину.
Что нового узнали на уроке (см.вопросы в презентации)(слайд 6)
- Общий элемент коми-пермяцкого костюма и у мужчин и у женщин. (Рубаха)
- Первоначальное название сарафана. (Дубас)
- Название мужского пояса. (Кушак)
- Название женского головного убора квадратной или трапециевидной формы, приходящейся на верхнюю часть головы. (Шамшура)
- Вид обуви сшитый из кусков кожи с мягкой подошвой у женщин, у мужчин. (Коты, бахилы)
Коллективный просмотр работ «Наш хоровод»
(с музыкальным сопровождением)
- Ребята, посмотрите, какие замечательные работы у нас получились! Молодцы!
- Я надеюсь, что сегодняшний урок поможет вам понять, что культура каждого народа неповторима, в то же время она является частью культуры не только нашего родного края, России, но и частью общенациональной культуры! И я лично горжусь, что принадлежу к той малой народности, которая имеет богатую, самобытную, уникальную культуру.
- Спасибо и вам за то, что вы сегодня внесли крупичку в созидание и восстановление истории наших предков.
Слайд 6
Слайд 7
Используемая литература:
- Коми-пермяцкий национальный костюм: Из собрания Коми-Пермяцкого окружного краеведческого музея им П.И.Субботина-Пермяка / Г.Н.Чагин, В.В.Климов, Л.В.Караваева. – Кудымкар: Коми-Пермяцкое кн.издательство, 2006; Пермь: Пермское кН.издательство, 2006.
- Национально – региональный компонент в образовательной области «Технология». / ГКОУ ДПО Коми-Пермяцкий окружной институт усовершенствования учителей, 2008 г.
- Уроки технологии с применением информационных технологий, 1-4 классы. Знакомство с народными художественными промыслами: методическое пособие с электронным приложением / В.В.Старикрва. – 2-е изд, стереотип. – М.: Планета, 2011.
- Электронная презентация «Коми-пермяцкий национальный костюм». Автор неизвестен.