Дьяченко Ж.В.
М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. Математика. Учебник для 2-го класса общеобразовательной школы, в 2 частях, часть 2, Москва: Просвещение, 2012.- 2.
Этап урока | Содержание учебного материала | Функции и виды деятельности преподавателя | Формы и виды деятельности учащихся | Планируемые результаты УУД | Методы и приёмы |
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. | Улыбнись с утра щенку, И росинке, и цветку, Пестрой бабочке в лугах, Солнцу в легких облаках. И тогда увидишь ты, Сколько в мире красоты! Обменявшись добротой, Будем мир дружить с тобою. Доброе утро, ребята! Улыбнитесь друг другу! С маленькой удачи начинается большой успех! (Слайд 2) Прочитаем хором: Чтоб хорошо учиться. И знания получать, Учиться будем весело, И дружно отвечать! Спасибо, ребята! Надеюсь, мы порадуем нашими успехами гостей. Садитесь. (Слайд 3) Повторим правила работы на уроке. 1. Мы серьезны и внимательны. 2. Мы любим сами добывать новые знания и умения. 3. Вместе: думаем, выбираем, обсуждаем, решаем. (Слайд 4) Покажите, какое у вас сейчас настроение. | Создаёт условия для положительной мотивации учащихся. Активизирует внимание. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Высказывают своё мнение. Дети с помощью веера показывают свое настроение (зеленый - отличное, я уверен, желтый -хорошее, но сомневаюсь, красный – не уверен). | Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. УДД: личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом); коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками) | Эмоциональный метод. |
Актуализация знаний и целеполагание. | У меня тоже настроение хорошее. И сегодня на уроке я помогу вам разгадать математические тайны. Мы обязательно постараемся открыть новое, ещё не известное нам правило. Мы с вами великие ученые – математики и сегодня на уроке разгадаем тайны математики. Положите лист перед собой. Как он называется, давайте прочитаем. (Лист исследования и открытия). Скажите, пожалуйста, что обозначает слово «исследование»? (открытие нового) Свои результаты, добытые в течение урока, будем записывать на этом листе. Напишите фамилию, имя на полях. Кто-нибудь слышал о таком городе название, которого - Геометрия? А кто в этом городе может жить? Сегодня мы познакомимся поближе с жителями этого города, но для этого мы должны будем решить примеры (Слайд 5) Игра «Найди ответ». Устно, по цепочки. Начинает 3 ряд. 21 + 56= 63+ 27= 7 + 34= 77 – 14= 90 – 70= 20 – 13= 77, 63, 90, 20, 41, 7, 21 Посмотрите внимательно и назовите лишнее число. (7) Почему? (7-однозначное, а остальные двузначные). (Стираю 7). (Слайд 6) А теперь такое задание. Пропустите клетку вниз и запишите эти числа (щелкаю) в порядке убывания под этими числами. У доски ученик записывает числа в порядке убывания. (Щелкаю) (90, 77, 63, 41, 21, 20). У всех так. Согласны? Следующее задание: расставить числа в порядке возрастания. На некоторых партах лежат карточки с числами. У кого эти числа, возьмите карточку и выйдите к доске. (20, 21, 41, 63, 77, 90). Проверьте. Согласны? Сейчас мы узнаем, как зовут жителей города Геометрия, переверните ребята карточки и хором прочитаем слово, которое получилось (Фигуры). Как вы понимаете это слово – фигура? (Слайд 7) | Устный счет и демонстрация презентации. Дает задания устного счета, демонстрирует их через презентацию. | Слушают, отвечают на вопросы, обобщают. Рассуждают, считают, доказывают Записывают числа в порядке убывания. (Самостоятельно). Записывают числа в порядке возрастания. (Самостоятельно). Дети выходят к доске, и один из вызванных учеников расставляет числа в порядке возрастания. | Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала. УУД Коммуникативные Формируем умение слушать и понимать других. Регулятивные УУД Формируем умение принимать и сохранять учебную цель и задачу. Познавательные УУД Формируем умение рассуждать, доказывать. | Наблюдение. Практический. |
Постановка проблемы | Рассмотрите чертёж. С кем дружат фигуры? ( С углами). - На какие группы можно разделить эти углы? (Прямые и непрямые) А где мы можем встретить углы? | Предлагает привести примеры, - какие предметы в окружающем мире имеют прямой угол | Рассуждают, доказывают. Сравнивают углы. Приводят примеры, используя жизненный опыт | Познавательные УУД Формируем умение рассуждать, доказывать. | Анализ, проблемная ситуация. |
Выявление места и причины затруднения Построение проекта выхода из затруднения и постановка цели деятельности | С помощью какого инструмента можно определить прямой угол или нет? (с помощью треугольника.) Под какими цифрами спрятались прямые углы? (Слайд 8) Посмотрите на рисунок. Что изображено? (Фигуры) Назовите их? (ромб, круг, треугольник, квадраты.). (Слайд 9, щелкаю, и фигуры распределяются на группы). Посмотрите, пожалуйста, и назовите признак, по которому геометрические фигуры распределились на группы? По цвету Сколько групп геометрических фигур получилось по цвету? 4 группы. (Слайд 10) Здесь как распределились фигуры? по форме Сколько групп получилось? 5 групп. (Слайд 11) Что здесь заметили? Назовите признак этих фигур? (Фигуры распределились по размеру.) Сколько групп геометрических фигур по размеру получилось? 2 группы (Слайд 12) А, что здесь вы увидели интересного? Геометрические фигуры распределились по наличию углов. Сколько по наличию углов получилось групп? 2 группы. (Слайд 13) Перед вами на партах лежат геометрические фигуры, а у меня на доске эти же фигуры. Внимательно посмотрите и покажите фигуру, которая здесь лишняя. ( Круг) Почему именно эта фигура? (она не имеет углов). Уберите ее в сторону. Скажите, а есть еще лишняя фигура. Какая? (Треугольник). Покажите. Уберите. (Учащиеся убирают треугольник, так как это фигура, имеет три угла, а все остальные по четыре). А еще есть лишняя фигура? Какая? Покажите. Уберите ее. Посмотрите на геометрические фигуры, которые остались на доске. Чем они похожи? (4 стороны, 4 угла, все углы прямые). Кто докажет, что углы прямые? (Ученик выходит к доске и при помощи модели прямого угла доказывает ответ). А есть еще лишняя фигура? Какая? (Учащиеся убирают квадрат). Какие фигуры остались? (прямоугольники). С какой темой мы познакомимся на уроке. (Щелкаю). (Прямоугольник). Какую цель вы поставите перед собой по данной теме? (Узнать, какая фигура называется прямоугольником и т.д.). (Слайд 14) Прочитаем цели: • Познакомиться с основными отличиями прямоугольника от других четырёхугольников. • Научиться чертить прямоугольник, используя линейку и модель прямого угла. • Решать задачи на нахождение периметра прямоугольника. • Закрепить вычислительные навыки. | Работа с презентацией. Просит назвать признак, по которому геометрические фигуры распределились на группы. Подводит учащихся при фронтальной беседе к формулировке темы и цели урока. | Рассуждают, доказывают. Сравнивают фигуры, называют признаки. | Регулятивные УУД Формируем умение осуществлять самоконтроль. Познавательные УУД. Формируем умение проводить коллективное исследование. Цели: 1) Зафиксировать причину затруднения. 2) Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. 3) Организовать уточнение и согласование темы урока. 4) Соотнесение нового знания с правилом в учебнике. УДД: личностные (действие смыслообразова-ния, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом); регулятивные (целеполагание, планирование); логические (анализ, обобщение); познавательные (постановка и формулирование проблемы. | Практический метод. Анализ, проблемная ситуация. Метод иссле-дования, прак-тический Практиче-ский, анализ, проблемная си-туация. |
Работают с геометрическим материалом. Сравнивают, рассуждают, доказывают. Формулируют тему урока и определяют вопросы, на которые необходимо найти ответ на уроке. |
Реализация построенного проекта. | (Слайд 15) Какие фигуры остались? Возьмите оранжевый прямоугольник и покажите мне. - Внимательно рассмотрите свой прямоугольник. Сколько углов у прямоугольника? - Как вы думаете, от каких слов образовалось слово прямоугольник? (Прямой угол) Давайте убедимся в этом. С помощью какого инструмента мы можем доказать, что у прямоугольника прямые углы? Измерим все углы при помощи угольника. Сколько сторон у прямоугольника? (четыре) Раз 4 стороны, как по-другому можно назвать? (четырехугольник) Как называются стороны, которые лежат друг против друга? (противоположными). Давайте измерим их длину. Что вы скажете? (Они равны). Измерьте две другие стороны. (Они равны) Так что можно сказать о противоположных сторонах прямоугольника? Возьмите в руки наш лист исследования. Покажите мне его. Что можно сказать о противоположных его сторонах? С помощью какого инструмента докажите, что они равны? Значит наш лист, на какую фигуру похож? А как еще можно убедиться, что у прямоугольника противоположные стороны равны не измеряя их? Молодец! Кто знает, как называется большая сторона у прямоугольника? (Длина) А меньшая? (Ширина) Как вы думаете, почему назвали длина? Ширина? А теперь внимательно посмотрите на прямоугольник и квадрат. Сравните их. В чем сходство? Раз квадрат является прямоугольником и они так похожи, я смею утверждать, что прямоугольник тоже является квадратом? У прямоугольника 4 прямых угла, 4 стороны, он многоугольник. Все как у квадрата. Кто может возразить? Как проверить можем? Вывод: – Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны. – У прямоугольника равны не все стороны, а только противоположные. Значит он не квадрат. Молодцы! (Слайд 16) Давайте обобщим наши исследования о прямоугольнике. Прямоугольник: • четырёхугольник; • все углы прямые; • две противоположные стороны равны; • большая сторона – длина • меньшая сторона - ширина Вот какая интересная фигура – прямоугольник. | Обсуждает результаты практической работы и подводит учащихся к определению понятия «прямоугольник», знакомит со свойствами прямоугольника. Дает задание на логическое мышление, находят сходство и различие между прямоугольником и квадратом. Предлагает обобщить новый материал. | Один из учеников демонстрирует, как можно измерить прямой угол (с помощью чертёжного угольника, прямого листа). Отвечают, доказывая на практическом примере. Идет подробный разбор. Доказывают, что у прямоугольника противоположные стороны равны путем наложения сторон друг на друга Сравнивают квадрат и прямоугольник. Делают вывод, сообщают результат. Читают хором. | УДД: личностные (действие смыслообразова-ния, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом); регулятивные (целеполагание, планирование); логические (ана-лиз, обобщение); познавательные (постановка и формулирование проблемы. | Метод иссле-дования. Практиче-ский. |
Физическая минутка Корригирующая гимнастика для глаз | (Слайд 17, 18, 19) Из каких геометрических фигур состоит солнышко? | Предлагает выполнить гимнастику с помощью анимации. | Поднимают себе настроение, слушая песню Высоцкого «Утренняя гимнастика» и делая упражнения. | Регулятивные УУД. Формируем умение осуществлять самоконтроль. | Эмоциональный. |
Первичное закрепление 4-5 мин. Моделирование. | Сейчас мы с вами начертим прямоугольник на нашем листке. Какие инструменты потребуются, чтобы начертить прямоугольник? (Линейка, простой карандаш). (Слайд 20) Посмотрите, алгоритм выполнения чертежа прямоугольника. Всем понятно? А сейчас начертим прямоугольник. Возьмем листок исследования. Поставим в углу клетки точку и от точки по краям клеточек начертим линию в 9 см, от этой точки чертим линию в 6 см, от этой точки чертим опять линию в 9 см, соединим стороны и вот у нас получился …. прямоугольник. Найдем периметр. Что такое периметр? (Периметр – это сумма всех длин сторон). Как найдем периметр? Обменяйтесь тетрадями, и проверти, правильно ли решил ваш товарищ. | Предлагает просмотреть алгоритм выполнения чертежа прямоугольника, начертить его и найти периметр. | После просмотра слайда, чертят прямоугольник по алгоритму. Подсчитывают периметр полученного прямоугольника. | Коммуникативные УУД 1.Формируем умение слушать и понимать других. 2.Формируем умение работать в паре. 3. Формируем умение осуществлять работу по выполнению отдельных операций. Познавательные УУД. Формируем умение изображать фигуру, выделять свойства. | Практический. Взаимопроверка и взаимо-оценка |
Закрепление. Практическая деятельность | Возьмите наш исследовательский лист, какую фигуру он вам напоминает? Представьте, что наш лист - это поверхность парты. Сколько углов у парты? Какие углы? (4 угла, прямые). (Слайд 21) И вот один угол отпилили. Согните угол вот так. Сколько останется углов, если этот угол отпилить? (Слайд 22) Теперь лист согните вот так, теперь, сколько углов получилось? (Слайд 23) А сейчас согните по такому образцу, кто скажет, сколько углов получилось. (Может остаться 5 углов, 4 угла или 3 угла. Это зависит от того, как отпилить угол стола). | Практическая работа. Вместе с учителем дети из прямоугольника делают пятиугольник, или четырехугольник, или треугольник. Правильность ответов проверяется презентацией. | Работа с листом. Сгибают угол, получают модель пятиугольника. Потом еще раз сгибают по образцу и получают четырехугольник, потом треугольник. Сравнивают, доказывают, делают вывод. | Регулятивные УУД. Формируем умение осуществлять самоконтроль. Личностные УУД Формируем эмоциональное отношение к учебной деятельности. | Практический Исследование |
Контроль и оценка знаний. | (Слайды 24 - 28) Проверим знания тестом. Игра «Светограмма». №1. Закончи правило. Прямоугольник – это - фигура, у которой четыре угла. - четырёхугольник, у которого два угла прямые. - четырёхугольник, у которого все углы прямые. №2. Рассмотри рисунок. В какой группе перечислены только прямоугольники? №3 Решение задач а) К празднику Марина вырезала 20 флажков прямоугольной формы, треугольной формы на 4 больше. Сколько флажков треугольной формы вырезала Марина? 20 – 4 = 16 (20 + 4) +20 = 44 20 + 4 = 24 (фл.) б) К празднику Марина вырезала 20 флажков, а Петя 36 флажков. Насколько меньше флажков вырезала Марина, чем Петя? 36 – 20 = 16 (фл.) 36 + 20 = 56 36 + (36 – 20) = 52 в) Марина вырезала 8 треугольников, а прямоугольников на 12 больше. Сколько всего геометрических фигур вырезала Марина? (12 - 8) + 12 = 16 8 + 12 = 20 (8 + 12) + 8 = 28 (фл.) Молодцы. | Организует повторение знаний и вычислительных навыков с помощью игры «Светограмма». Берется веер, состоящий из трех цветов. И, напротив какого цвета дан правильный ответ, тот цвет и показывают. Учитель анализирует результаты работы. | Выбирают фигуру с правильным ответом. Делают вывод. | Регулятивные УУД 1.Формируем умение осуществлять контроль по результату. 2.Формируем умение самопроверки. | Само-проверка и сасмооценка. |
Включение в систему знаний и повторение. Работа в группах. Соедините фигуры | Соедините фигуры. Перед вами лежит зеленый конверт, в нем части геометрической фигуры, ваша задача соединить их и сказать какая фигура получилась. Чья команда закончит работу, взявшись за руки, поднимают вверх. Проверим. (Слайд 29) | Учитель информирует и организует работу в группах. | Работают в группах. | УУД: Коммуникативные (управление поведением партнёра - контроль, оценка, социальная компетентность, умение слушать и вступать в диалог, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми) | Эмоциональный. |
Оригами сердечко из бумаги. | На уроках технологии мы с вами учились делать оригами в виде сердечко, сейчас перед вами лежит четырехугольник красного цвета, вспомним и выполним эту работу. Покажите свое сердечко – оригами. Скоро праздник 14 февраля – День влюбленных. И мы дарим вам, уважаемые наши мамы, папы, бабушки частичку нашего сердца и говорим вам, что мы вас любим! | Предлагает сделать из четырехугольника Оригами в виде сердечка. | Делают оригами и дарят своим родным. | Личностные УУД Формируем эмоциональное отношение к учебной деятельности. | Эмоциональный. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | (слайд 30) Над какой темой урока работали? (прямоугольник). Вспомним, какие цели мы ставили перед собой в начале урока. Можем сказать, что мы достигли цели? Что открыли нового для себя? Как вы думаете, а зачем мы всё это учили. Где эти знания могут пригодиться? | Предлагает вместе сделать вывод по изученной теме и перечислить ситуации, в которых необходимо будет применить полученные знания. | Делают вывод о необходимости полученных знаний, и называют, в каких обстоятельствах воспользуются изученным на уроке. Обращаются к алгоритму, составленному, в начале урока. | Цель: организовать рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности. УУД: Личностные (внутренняя позиция школьника, самооценка на основе критерия успешности), Коммуникативные (формирование и аргументация своего мнения). | |
Оценивание ответов учащихся | (слайд 31) Проанализируйте свою работу на уроке и оцените ее. | | Оценивают свое настроение с помощью веера. | Личностные УУД 1.Формируем умение оценивать себя. 2.Формируем эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности | Самооценка |
Домашнее задание. | Упражнение на внимание Сколько прямоугольников изображено на рисунке? Большое спасибо. Вы молодцы! Благодарю за урок! | Благодарит за работу. | | | |
Дьяченко Ж.В. провела урок современного типа : учащиеся предположили тему, спланировали способы достижения намеченной цели, осуществляли поиск решения проблемы по намеченному плану. На уроке ученики сами формулировали возникшие трудности, выбирали уровень и способ достижения результата. На уроке проводились фронтальная ,коллективная формы работы ,что соответствует современным методам обучения. Решение основной дидактической цели урока было достигнуто.
На всех этапах урока формировались УУД: личностные , познавательные, коммуникативные ,регулятивные. Нормы педагогической этики учителем соблюдались. Особую роль учитель уделяла проведению здоровьесберегающих технологий и приемов оздоровления детей.
ДИРЕКТОР КОРНАЕВА Т.Л.