Цели:
- формировать представление о прямоугольнике, как о четырехугольнике, у которого все углы прямые;
- совершенствовать вычислительные навыки, посредством устного счёта;
- развивать исследовательские навыки;
- Прививать прилежание к учебному труду.
Оборудование:
- мультимедиа, раздаточный геометрический материал, лист «исследования», треугольник, простой и цветные карандаши, линейка
Основные источники информации:
- ФГОС Программа начального общего образования.
- Математика: Учебник для 2 класса:
- Стандарты нового поколения.
- Электронное приложение «Математика 2 класс».
- Методические комментарии к заданиям учебника. Издательство «Федоров».
Формируемые УУД:
Личностные: осознание причастности к успеху в учебной деятельности; рациональная организация мыслительной деятельности;
Познавательные: структурирование знаний; поиск и выделение информации; символические варианты математической записи;
Регулятивные: адекватная оценка выполненных действий; контроль (осуществление пошагового контроля);
Логические: установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные: выражать свои мысли, адекватно оценивать собственное поведение;
Ход урока
- Организационный момент
Учитель:
Доброе утро, ребята! Улыбнитесь друг другу! Пожелайте удачи друг другу, ведь удача нам сегодня ой как пригодится! Постарайтесь работать быстро и, самое главное, дружно! С маленькой удачи начинается большой успех!
Приготовьте ваши ручки,
Разомните пальчики.
Будем вместе мы решать,
Устный счёт пора начинать!
Назови «соседей» числа:
…, 59, … …, 11, … …, 75, … …, 30, …
Найди лишнее число:
4 13 22 35 40
Замени числа суммой разрядных слагаемых
89=80+9 74=70+4 93=90+3 68=60+8
Учитель:
- Сегодня мы с вами будем раскрывать тайны математики.
- У вас на столе лежит лист. Положите его перед собой.
- Прочитайте, как он называется? (Лист исследования)
- Мы будем исследователями.
- Что такое исследование? (познание чего – нового)
- На листе исследования мы будем отражать результаты своей работы.
- Подпишите: фамилию, имя.
2. Постановка учебной задачи
Учитель:
- У вас на партах лежат геометрические фигуры, соединённые скрепками.
- Разделите эти фигуры на 2 группы.
- Назовите эти группы (треугольники и четырёхугольники).
- Уберите треугольники в сторону.
- Как вы думаете, можно разделить на группы оставшиеся фигуры?
- Попробуйте.
- По какому признаку вы их разделили? (фигуры с прямым углом, а в другой – фигуры с острым и тупым углом).
- Правильно.
- Уберите в сторону фигуры с острым углом и тупым углом.
- Чем похожи эти фигуры?
- Чем отличаются эти фигуры? (у одной фигуры четыре угла и стороны все равны, а у другой – нет).
- А как называется четырёхугольник, у которого все стороны равны? (квадрат)
- Давайте уберём его.
- Посмотрите на оставшуюся фигуру. Вы знаете, как она называется? (четырёхугольник, прямоугольник).
- Посмотрите, какие углы у этой фигуры? (прямые)
- Предположите, как можно ещё назвать эту фигуру? (прямоугольник)
-Как вы думаете, какая тема нашего урока?
-Правильно, тема нашего урока «Прямоугольник». Сегодня на уроке мы с вами побудем немножко исследователями и попытаемся сформулировать, что такое прямоугольник.
-А как вы думаете, для чего нам нужно изучать эту тему?
-Где могут пригодиться нам знания о прямоугольнике?
-Ребята, а сторона кирпича – это прямоугольник?
-А если бы она была не прямоугольная, какой дом из кирпича получился бы?
-Можно было бы жить в таком доме? Нет, наверное, он сразу бы развалился.
-Вот для этого мы с вами и будем изучать тему «Прямоугольник, что бы потом свои знания и умения вы смогли применить в обычной жизни.
- Какие предметы в классе имеют форму прямоугольника?
- Работа по теме урока
Прямоугольник.
- На листе исследования выполните первое задание.
- Начертите прямоугольник по заданным точкам.
- Сколько у фигуры углов? (4)
- Как можем назвать фигуру?
- Значит это четырёхугольник.
- Сколько у прямоугольника углов? (4)
- Какие углы у прямоугольника? (Углы все прямые)
- С помощью чего мы это можем доказать? (с помощью модели прямого угла).
-Какой можно сделать вывод?
- Что такое прямоугольник?
-Правильно, четырёхугольник, у которого все углы прямые, называется прямоугольником,
-Молодцы, вы у меня настоящие учёные! Сами такой вывод сделали!
Вывод:
Прямоугольник – четырёхугольник
- 4 угла
- все углы прямые;
-Давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод о прямоугольнике. Откройте свои учебники на с. 14 и прочитайте этот вывод. Он написан у вас в красном прямоугольнике.
Выполним в учебнике задание № 1
4. Физкультминутка (микс-фриз-груп)
Дети смешиваются под музыку, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на вопрос.
- Встаньте в группы по количеству углов прямоугольника (4)
- Встаньте в группы по количеству сторон треугольника (3)
5. Закрепление.
Учитель: - Продолжаем работу по листу исследования
Задание № 2
(самостоятельная работа)
- Обведите цветным карандашом прямоугольники.
- Проверим с эталоном
Учитель:
- Продолжаем исследование.
Задание № 3
- У каждого на парте лежит конверт с фигурами. Соедините из геометрических фигур прямоугольники и приклейте их в лист исследования, под заданием 3.
Проверка работы.
6. Рефлексия
-Что для себя нового узнали на уроке?
-Что для вас было трудным?
- Ребята, в углах класса висят 4 картинки. (конэрс)
Чемодан, Мясорубка, Корзина, Ксерокс
Они означают следующее:
Чемодан – в него вы положите знания, которые получили сегодня на уроке и повезете с собою потому, что они пригодится вам в дальнейшем.
Ксерокс – это знания, которые вы получили сегодня на уроке, и вы поделитесь ими с другими людьми (мамой, папой, бабушкой, друзьями, соседями и др.)
Мясорубка – это знания, которые вы получили сегодня на уроке, переработаете, и может быть когда-нибудь используете.
Корзина – это знания, которые вы получили сегодня на уроке вам не пригодятся, и вы выбросите их в мусор.
- А теперь, вы секундочку подумайте и пойдите в тот угол, который считаете нужным по итогам сегодняшнего урока.
Обоснуйте свой выбор.
Сегодня на уроке
Вы искали и творили,
Знания новые открыли,
Научились их применять,
Теперь задания легко вам выполнять!
6. Домашнее задание.
Вырезать несколько прямоугольников, составить из них фигуру и приклеить на листок бумаги.