kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1.  

Цель: учиться выделять в тексте слова с проверяемой безударной гласной и совершенствовать навык подбора проверочных слов; развивать зрительно-слуховую память, логическое мышление, внимание, речь; развивать навыки работы в паре, в группе.

Тип урока:  обобщение и закрепление изученного материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»»

Тема «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»

2 класс УМК «Начальная школа 21 век».

Цель: учиться выделять в тексте слова с проверяемой безударной гласной и совершенствовать навык подбора проверочных слов; развивать зрительно-слуховую память, логическое мышление, внимание, речь; развивать навыки работы в паре, в группе.

Тип урока:  обобщение и закрепление изученного материала.

 Оборудование: этимологический словарь под редакцией С.И.Карантирова, индивидуальные карточки, карточки с заданиями для групповой работы, сигнальные карточки-листочки , презентация к уроку.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

-Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

Отгадайте загадку:

Прилетел издалека

Легкий, словно облака,

Круглый розовый смешной

Угадайте, кто такой?

Слайд №1

- Мне позвонили сказочные герои – Шершуля и Капочка-это бабушка и дедушка Лунтика. Они сказали, что Лунтик отправился в лес. Как вы думаете, зачем? (за грибами). Они просят нас проводить к ним своего внука, ведь он маленький и может заблудиться. Я уверена, что вы справитесь со всеми трудностями.

2. Мобилизирующий этап. Игра «Четвертое - лишнее».

– Когда за грибами в лес ты идешь,

Её непременно с собою берешь…

-Что это? корзина -др.рус.корзить (плести)

-Чтобы взять корзинку, найдите лишнее слово.

Слайд №2

дождь грибы дуб пруд

-По какому признаку вы определили лишнее слово? (грибы – слово с безударной гласной-проверочное-гриб, остальные – с парными согласными)

-Как проверить безударную гласную?

Слайд №3

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты её немедленно

Ставь под ударение.

-Какие способы мы знаем? (надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы эта безударная была под ударением).

Слайд №4

грибы-гриб

-Вспомните последовательность разбора этой орфограммы:

•  Прочитай слово.

•  Поставь ударение.

•  Выдели корень.

•  Определи безударную гласную.

•  Подбери проверочное слово.

-Почему их необходимо проверять? (Потому что когда произносим эти слова, то безударный гласный произносится нечетко и можно ошибиться в написании).

-Как вы думаете, какова тема нашего урока?

(Правописание безударной гласной в корне слова)

Слайд №5

- Вы правильно ответили.

-А кто сможет определить цели нашего урока?

Слайд №6

У - учиться ….Чему мы сегодня будем учиться? – продолжим учиться правильно писать слова с безударной гласной в корне слова

Р- развивать ….Что будем развивать? – будем развивать внимание и память

О- объяснить …..Что будем объяснить? – написание орфограмм

К- контролировать…..Что будем контролировать? – ответы товарищей

-Ну вот у нас и корзинка появилась.

Слайд №7

3.Чистописание.

-Запишите число, классная работа.

- Для того, чтобы попасть в лес, нужно перейти через речку. Но моста нет. Его надо построить из брёвнышек.

-Восстановите слова на бревнышках. заранее повесить+магниты

звезда пятно грачи нога листок

-Почему ты выбрал это слово для этого бревнышка? (звезда-звёзды, вода-воды, листы-листья, грачи-грач, пятно-пятна).

-Какие гласные вы называли? о  а  е  я   и

-Запишите по образцу эти гласные до конца строки о  а  е  я   и

Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.

- Теперь всё у нас в порядке: все безударные гласные в тетрадке.

-Мостик мы с Лунтиком прошли и находим первый гриб.



Слайд №8

4. Словарная работа: стихи на кленовых листиках

-Теперь перед нами тропинка.

Слайд №9

- Но её не видно под опавшими листьями. Чтобы расчистить, надо отгадать загадки:

Слайд №10

1). Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая….сорока

-Как можно проверить безударную гласную в слове сорока?

-Проверить можно только по этимологическому словарю (словарное слово от др.яз. «сорка», то есть «сорить словами»).

2). Чик - чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? …воробей

-Как можно проверить безударную гласную в слове воробей?

- Проверить можно только по этимологическому словарю (др.рус. ворт-, воробушек Воробей получил своё название за то, что издавна вертелся возле человеческого жилья, на воротах сидел.

3). На кормушку возле нашей форточки

села удивительная птица:

в чёрной шапочке она, в зелёной кофточке.

Птица называется... синица –заранее на доске написать и заклеить листом

Прочитайте слово по слогам си-ни-ца

Сколько в этом слове слогов? 3 слога

Произнесите слог под ударением синица

Назовите орфограмму безударный гласный в корне

Как можно проверить безударный в первом слоге? это словарное слово

Подберите проверочное только по этимологическому словарю

-Найдите в этимологических словарях слово синица стр.318

Слайд №11



синица –др.рус.синий (птица так названа по цвету своего оперения)

Запишите в свои словарики.

-Что можно сказать о словарных словах и теме нашего урока? ( В них тоже есть безударные гласные, но проверить их можно только по этимологическому словарю).

-Вот мы и помогли Лунтику расчистить тропинку.

Слайд №12

-Мы с Лунтиком находим еще гриб.

Слайд №13

5. Упражнение№1.

Найди и проверь в словах безударные гласные. Работа у доски.

-Из гнезда выпали птенцы.

Слайд №14

-Чтобы их вернуть, нужно прочитайте, подберите и запишите к словам с безударной гласной проверочные слова.

Слайд №15

-Прочитайте стихотворение. Найдите знакомые вам словарные слова. Вспомните их происхождение.

-о чем говорит этимология слова?

-А теперь запишите любые три слова с проверяемой безударной гласной, которые можно проверить, воспользовавшись правилом, и которые не являются словарными. Обозначьте орфограмму.

В нашем с..ду есть б..реза с гн..здом,

Там два пт..нца, что п..ют без к..нца.

В..сёлые трели над садом л..тят,

И радуют взрослых и малых р..бят.

Береза – общеслав. «белая».

Ребята – от общеслав. «ребя» (ребенок).

-Как нужно проверять безударные гласные?

-Мы помогли Лунтику вернуть птенцов в гнездо.

Слайд №16

-И нашли следующий грибочек.

Слайд №17

6. Физминутка

-Тут подул ветер.

Ветер дул, дул, дул
И деревья все нагнул
Деревья все качаются,
Качаются, качаются.
И волшебные листочки
Закружились как платочки.

-И снова в путь!

7. Упражнение№2. Работа в парах.

-Задание: прочитайте слова, обозначьте орфограмму, запишите с проверочным словом. Аргументируйте свой выбор

З…ма, стр…на, в…да, з…мля, ж…леть, д…ревья, д…ревня, ж….лить, п…стух, прел…сть, к…рмить, ц…нить, п…сать, ощ…пать, уд…вление, к…рзина, т…релка, м…локо.



-Обменяйтесь тетрадями с товарищем по парте, проверьте работу. Если есть ошибки-исправьте их зеленой ручкой. Расскажите соседу по парте правило как проверить безударные гласные в корне слова и как проверить словарные слова с безударными гласными в корне.


8. Упражнение№3. Работа в минигруппах.

Слайд №18

-Объясните Лунтику, как нужно идти по болоту?

1 группа

2 группа

3 группа

Прочитайте слова. Из данных слов составьте пары.

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.

Образец: стена-стены

Г…ра, р…ка, стр…на.

Слова для справок: горы, реки, страны.




Подбери и запиши к каждому слову, проверочное слово-существительное. Обозначьте орфограмму.

Образец:

зелёная-зелень.

Щ . бечут - ...
Л . скает - ...

Т.яжелый-…



Спишите этот текст, вставляя пропущенные буквы и записывая в скобках рядом с этими словами проверочные слова.

Ос..нью (...) р..бина (...) т..ряет (…) узорные л..сточки (…) . З..мля (…) покрыта б..гряным (...) к..вром (…).

Рябина – рябчик (рябчик любит клевать рябину).

Багряный – общесл. багр – ярко-красная краска.

-Проверка.

-Как проверить безударную гласную в корне слова? (Подобрать однокоренное слово или изменить форму слова).

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты её немедленно

Ставь под ударение.

Ударение на гласной
Может сделать букву ясной.

-Мы помогли Лунтику перебраться через болото

Слайд №19 и находим четвертый гриб.

9. Физминутка для глаз.

Слайд №20- Лунтик предлагает нам отдохнуть.

10. Творческое задание устно

Слайд №21

-Белочки оставили нам задание: нужно дополнить и прочитать стихотворение Константина Бальмонта «Осень».

Стаи птиц ……
Прочь, за синее море.
Все …… блистают
В разноцветном уборе

Слова для справок: улетают, деревья.

-Подберите проверочные к словам с безударной гласной (улетают-полёт, деревья-дерево).

- Расскажите как не ошибиться в написании безударной гласной? (Подобрать однокоренное слово или изменить форму слова).

-Вот ещё один гриб.

Слайд №22

-Вот мы и привели Лунтика к дедушке с бабушкой, да ещё с полной корзиной грибов.

Слайд №23

- А грибы – это наши знания.

-Скажите, какие знания мы закрепили? (правописание безударной гласной в корне слова)

- Какие молодцы!

11. Подведение итогов урока.

-Расскажите, как вы пользуетесь правилом в написании безударной гласной?

Последовательность определения безударной гласной:

•  Прочитай слово.

•  Поставь ударение.

•  Выдели корень.

•  Определи безударную гласную.

•  Подбери проверочное слово.

-Итак, скажите, что мы знаем о правописания слов с безударной гласной в корне слова? (Чтобы правильно написать безударные глас­ные О-А, Е-И-Я в корне слова, нужно изме­нить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение)

-А что мы умеем? (умеем проверять слова с безударной гласной в корне и правильно их писать)

12. Домашнее задание (на выбор).

Соедини слово с нужной буквой. Спиши в тетрадь.


гр..чи а др..зды
р..ка о тр..ва
п..тно е п..ла
р..ды и ..са
ст..на я в..да
зм..я м ..чи


Разграничь в тексте предложения. К словам с безударными гласными подбери проверочные.


Осень.

Наступила осень в з..леной л..стве д.ревьев появились ж..лтые пряди а сколько гр..бов появилось в л..су х..р..ши нарядные подосиновики.


Составить рассказ про путешествие Лунтика поздней осенью, используя слова с безударными гласными в корне. 6-8 предложений.

Леса, деревья, красноватая, березовые, светит, не греет, собираются в стаи, улетают, ласточки, гуси, журавли, холодный, морозно.




13. Рефлексия (синквейн)

Слайд №24

Правописание



Четкое правильное



Помогает уточняет проверяет



Безударную гласную в корне



Орфограмма

- какие задания вам понравились больше всего?

- с какими заданиями вы справились лучше всего?

- за что вы можете себя похвалить?

Большое спасибо за работу на уроке!








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»

Автор: Денисенко Жанна Николаевна

Дата: 22.10.2017

Номер свидетельства: 433853

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_pravopisaniie_provieriaiemykh_biezud"
    ["file_id"] => string(6) "360642"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479641986"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Продуктивные приемы усвоения темы "Правописание гласных" мастер-класс. "
    ["seo_title"] => string(76) "produktivnyie-priiemy-usvoieniia-tiemy-pravopisaniie-ghlasnykh-mastier-klass"
    ["file_id"] => string(6) "163043"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422439556"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Как проверить безударный гласный в корне слова? "
    ["seo_title"] => string(49) "kak-provierit-biezudarnyi-ghlasnyi-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "149451"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420203662"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Правописание безударных гласных "
    ["seo_title"] => string(36) "pravopisaniie-biezudarnykh-ghlasnykh"
    ["file_id"] => string(6) "165134"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422775891"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Конспект урока русского языка по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне" "
    ["seo_title"] => string(111) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-slov-s-provieriaiemymi-biezudarnymi-ghlasnymi-v-kornie"
    ["file_id"] => string(6) "110042"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405433946"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства