Тема «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»
Тема «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»
Цель: учиться выделять в тексте слова с проверяемой безударной гласной и совершенствовать навык подбора проверочных слов; развивать зрительно-слуховую память, логическое мышление, внимание, речь; развивать навыки работы в паре, в группе.
Тип урока: обобщение и закрепление изученного материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»»
Тема «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»
2 класс УМК «Начальная школа 21 век».
Цель: учиться выделять в тексте слова с проверяемой безударной гласной и совершенствовать навык подбора проверочных слов; развивать зрительно-слуховую память, логическое мышление, внимание, речь; развивать навыки работы в паре, в группе.
Тип урока: обобщение и закрепление изученного материала.
Оборудование: этимологический словарь под редакцией С.И.Карантирова,индивидуальные карточки, карточки с заданиями для групповой работы, сигнальные карточки-листочки , презентация к уроку.
Ход урока:
Организационный момент.
-Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
Отгадайте загадку:
Прилетел издалека
Легкий, словно облака,
Круглый розовый смешной
Угадайте, кто такой?
Слайд №1
- Мне позвонили сказочные герои – Шершуля и Капочка-это бабушка и дедушка Лунтика. Они сказали, что Лунтик отправился в лес. Как вы думаете, зачем? (за грибами). Они просят нас проводить к ним своего внука, ведь он маленький и может заблудиться. Я уверена, что вы справитесь со всеми трудностями.
2. Мобилизирующий этап. Игра «Четвертое - лишнее».
– Когда за грибами в лес ты идешь,
Её непременно с собою берешь…
-Что это? корзина -др.рус.корзить (плести)
-Чтобы взять корзинку, найдите лишнее слово.
Слайд №2
дождь грибы дуб пруд
-По какому признаку вы определили лишнее слово? (грибы – слово с безударной гласной-проверочное-гриб, остальные – с парными согласными)
-Как проверить безударную гласную?
Слайд №3
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Ставь под ударение.
-Какие способы мы знаем? (надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы эта безударная была под ударением).
Слайд №4
грибы-гриб
-Вспомните последовательность разбора этой орфограммы:
• Прочитай слово.
• Поставь ударение.
• Выдели корень.
• Определи безударную гласную.
• Подбери проверочное слово.
-Почему их необходимо проверять? (Потому что когда произносим эти слова, то безударный гласный произносится нечетко и можно ошибиться в написании).
-Как вы думаете, какова тема нашего урока?
(Правописание безударной гласной в корне слова)
Слайд №5
- Вы правильно ответили.
-А кто сможет определить цели нашего урока?
Слайд №6
У - учиться ….Чему мы сегодня будем учиться? – продолжим учиться правильно писать слова с безударной гласной в корне слова
Р- развивать ….Что будем развивать? – будем развивать внимание и память
- Для того, чтобы попасть в лес, нужно перейти через речку. Но моста нет. Его надо построить из брёвнышек.
-Восстановите слова на бревнышках. заранее повесить+магниты
звезда пятно грачи нога листок
-Почему ты выбрал это слово для этого бревнышка? (звезда-звёзды, вода-воды, листы-листья, грачи-грач, пятно-пятна).
-Какие гласные вы называли? о а е я и
-Запишите по образцу эти гласные до конца строки о а е я и
Тетрадь с наклоном положу, Ручку правильно держу, Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь.
- Теперь всё у нас в порядке: все безударные гласные в тетрадке.
-Мостик мы с Лунтиком прошли и находим первый гриб.
Слайд №8
4. Словарная работа: стихи на кленовых листиках
-Теперь перед нами тропинка.
Слайд №9
- Но её не видно под опавшими листьями. Чтобы расчистить, надо отгадать загадки:
Слайд №10
1). Непоседа пестрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая….сорока
-Как можно проверить безударную гласную в слове сорока?
-Проверить можно только по этимологическому словарю (словарное слово от др.яз. «сорка», то есть «сорить словами»).
2). Чик - чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? …воробей
-Как можно проверить безударную гласную в слове воробей?
- Проверить можно только по этимологическому словарю (др.рус. ворт-, воробушек Воробей получил своё название за то, что издавна вертелся возле человеческого жилья, на воротах сидел.
3).На кормушку возле нашей форточки
села удивительная птица:
в чёрной шапочке она, в зелёной кофточке.
Птица называется... синица –заранее на доске написать и заклеить листом
Прочитайте слово по слогам си-ни-ца
Сколько в этом слове слогов? 3 слога
Произнесите слог под ударением синица
Назовите орфограмму безударный гласный в корне
Как можно проверить безударный в первом слоге? это словарное слово
Подберите проверочное только по этимологическому словарю
-Найдите в этимологических словарях слово синица стр.318
Слайд №11
синица –др.рус.синий (птица так названа по цвету своего оперения)
Запишите в свои словарики.
-Что можно сказать о словарных словах и теме нашего урока? ( В них тоже есть безударные гласные, но проверить их можно только по этимологическому словарю).
-Вот мы и помогли Лунтику расчистить тропинку.
Слайд №12
-Мы с Лунтиком находим еще гриб.
Слайд №13
5. Упражнение№1.
Найди и проверь в словах безударные гласные. Работа у доски.
-Из гнезда выпали птенцы.
Слайд №14
-Чтобы их вернуть, нужно прочитайте, подберите и запишите к словам с безударной гласной проверочные слова.
Слайд №15
-Прочитайте стихотворение. Найдите знакомые вам словарные слова. Вспомните их происхождение.
-о чем говорит этимология слова?
-А теперь запишите любые три слова с проверяемой безударной гласной, которые можно проверить, воспользовавшись правилом, и которые не являются словарными. Обозначьте орфограмму.
В нашем с..ду есть б..реза с гн..здом,
Там два пт..нца, что п..ют без к..нца.
В..сёлые трели над садом л..тят,
И радуют взрослых и малых р..бят.
Береза – общеслав. «белая».
Ребята – от общеслав. «ребя» (ребенок).
-Как нужно проверять безударные гласные?
-Мы помогли Лунтику вернуть птенцов в гнездо.
Слайд №16
-И нашли следующий грибочек.
Слайд №17
6. Физминутка
-Тут подул ветер.
Ветер дул, дул, дул И деревья все нагнул Деревья все качаются, Качаются, качаются. И волшебные листочки Закружились как платочки.
-И снова в путь!
7. Упражнение№2. Работа в парах.
-Задание: прочитайте слова, обозначьте орфограмму, запишите с проверочным словом. Аргументируйте свой выбор
-Обменяйтесь тетрадями с товарищем по парте, проверьте работу. Если есть ошибки-исправьте их зеленой ручкой. Расскажите соседу по парте правило как проверить безударные гласные в корне слова и как проверить словарные слова с безударными гласными в корне.
-Как проверить безударную гласную в корне слова? (Подобрать однокоренное слово или изменить форму слова).
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Ставь под ударение.
Ударение на гласной Может сделать букву ясной.
-Мы помогли Лунтику перебраться через болото
Слайд №19 и находим четвертый гриб.
9. Физминутка для глаз.
Слайд №20- Лунтик предлагает нам отдохнуть.
10.Творческое заданиеустно
Слайд №21
-Белочки оставили нам задание: нужно дополнить и прочитать стихотворение Константина Бальмонта «Осень».
Стаи птиц …… Прочь, за синее море. Все …… блистают В разноцветном уборе
Слова для справок: улетают, деревья.
-Подберите проверочные к словам с безударной гласной (улетают-полёт, деревья-дерево).
- Расскажите как не ошибиться в написании безударной гласной? (Подобрать однокоренное слово или изменить форму слова).
-Вот ещё один гриб.
Слайд №22
-Вот мы и привели Лунтика к дедушке с бабушкой, да ещё с полной корзиной грибов.
Слайд №23
- А грибы – это наши знания.
-Скажите, какие знания мы закрепили? (правописание безударной гласной в корне слова)
- Какие молодцы!
11. Подведение итогов урока.
-Расскажите, как вы пользуетесь правилом в написании безударной гласной?
Последовательность определения безударной гласной:
• Прочитай слово.
• Поставь ударение.
• Выдели корень.
• Определи безударную гласную.
• Подбери проверочное слово.
-Итак, скажите, что мы знаем о правописания слов с безударной гласной в корне слова? (Чтобы правильно написать безударные гласные О-А, Е-И-Я в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение)
-А что мы умеем? (умеем проверять слова с безударной гласной в корне и правильно их писать)
12. Домашнее задание (на выбор).
Соедини слово с нужной буквой. Спиши в тетрадь.
гр..чи а др..зды р..ка о тр..ва п..тно е п..ла р..ды и ..са ст..на я в..да зм..я м ..чи
Разграничь в тексте предложения. К словам с безударными гласными подбери проверочные.
Осень.
Наступила осень в з..леной л..стве д.ревьев появились ж..лтые пряди а сколько гр..бов появилось в л..су х..р..ши нарядные подосиновики.
Составить рассказ про путешествие Лунтика поздней осенью, используя слова с безударными гласными в корне. 6-8 предложений.
Леса, деревья, красноватая, березовые, светит, не греет, собираются в стаи, улетают, ласточки, гуси, журавли, холодный, морозно.