Продуктивные приемы усвоения темы "Правописание гласных" мастер-класс.
Продуктивные приемы усвоения темы "Правописание гласных" мастер-класс.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ПОКРОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ИВНЯНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Районное методическое объединение
учителей русского языка и литературы
Мастер- класс
«Продуктивные приемы
усвоения темы «Правописание гласных»
Подготовила: учитель русского языка
и литературы Ладан Лариса Григорьевна
Декабрь
2014
Проблема глубоких и прочных знаний учащихся всегда актуальна для школы. Успешное решение её определяет, в частности, и уровень орфографической подготовки школьников. В становлении орфографического навыка решающее значение имеют звуко-буквеннные орфограммы, являющиеся самой представительной группой в области правописания. Из всего многообразия орфограмм остановимся на методике правописания безударных гласных в корне, проверяемых ударением. Эта орфограмма, изученная ещё в начальной школе, и в5-9 классах требует упорного, постоянного внимания: повторения и закрепления.
Хотя в этой области правописания сделано достаточно много, всё же она остаётся злободневной и сегодня. Учителю-словеснику постоянно приходится иметь дело с письменными работами, и он хорошо знает, что написание слов с этой орфограммой затрудняет в равной степени и пятиклассников, и выпускников школы. Причина плохого усвоения данной орфограммы объясняется, очевидно, не только частотностью употребления слов с безударными гласными, не только сложностью орфографического материала, но и несовершенством методики преподавания.
Формулировка орфографического правила о правописании проверяемой безударной корня, помещённая в учебнике для 5 класса, указывает на приём (что нужно сделать), но не раскрывает саму структуру орфографического действия (как нужно сделать). При этом оказывается ослабленным семантический акцент.
Решая ту или иную орфографическую задачу, школьник должен четко представлять себе структуру орфографического действия, или последовательность выполнения операций, формирующих навык правописания.
Первым и едва ли не важнейшим шагом по пути становления орфографического навыка следует назвать «распознавание грамматической природы орфограммы и подведение её под соответствующее правило»..Для этого нужна достаточно продолжительная работа, направленная на его становление. Чтобы ученик смог подвести орфограмму под соответствующее правило, он прежде должен её обнаружить, отнести к определённому виду. Большинство буквенных орфограмм имеет опознавательные признаки (буквы о-ё после шипящих в корне слов, правописание приставок на з и с и др.). У слов с корневой безударной гласной таких явных признаков нет. Поэтому учащиеся испытывают затруднения при вычленении слова с безударной гласной в корне из ряда слов, содержащих другие виды орфограмм в корне. Причина в том, что учащиеся зрительно не ощущают корня, выделяют его в уже написанном слове, не связывая этот корень с его значением, они ориентируются на такие, которые совпадают по ударениям; считают, что подобрать однокоренное – значит изменить слово и т.п. Обращая внимание лишь на внешнюю похожесть проверяемого и проверочного слов, они не учитывают главного: нужно выделять корень, опираясь на его значение.
Таким образом, оказывается, что сформированность двух умений: 1) видение названной орфограммы и 2) опора на семантику – взаимосвязанный процесс.
Умение видеть слова с анализируемой орфограммой отрабатывается в ходе целенаправленных упражнений. Полезны упражнения, основанные на сопоставлении и противопоставлении слов, содержащих другие виды орфограмм в корне, самостоятельном нахождении слов с данной орфограммой в тексте и т.п. Помимо целевого назначения, задания такого рода помогают повторить правописание других видов орфограмм в корнях слов.
Практика показывает, что задание обнаружить слова должно даваться применительно к словам с производной основой, осложнённой приставками и суффиксами, затем активнее вводятся слова с чередованием в корне, а также сложные слова(землетрясение, звонкоголосый и т.п.). В 6-8 классах привлекаются слова, правописание гласной в которых требует не только словообразовательного, но и частичного этимологического анализа: вдохновение, неистощимый и т.п.
Например, для учащихся 5 кл. эффективны следующие виды упражнений:
1. Почему выделенные гласные называются «проверяемыми»?
Стрела, мастерская, старик, движение, победитель, глядеть, загадать, жалеть
Какие способы проверки вы знаете? Запишите проверочные слова.
2. Вспомните корни с чередованием гласных в корне. Почему они называются чередующимися? Можно ли их проверить ударением? Распределите данные слова по виду орфограмм в корне. Отложить, отлежаться, подросла, подбежала, роскошный, росток, избирать, положить, половить.
3. Найдите и выпишите слова с проверяемой безударной гласной в корне из пословиц, помещённых в учебнике литературы.
4. Назовите, каким орфограммам соответствуют приведённые ниже слова:
А) причёска, шоссе, челка, желтый, чопорный;
Б) печальный, герой, талант, балкон;
В) расположение, выращенный, растение, слагаемое;
Г) новинка, объединение, наслаждение, увлекательный.
5. Из данных слов выпишите только те, которые относятся к орфограмме «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением». Подберите однокоренные проверочные слова.
6. Найдите однокоренные слова, сгруппируйте их, выделяя корень.
Дружный, снегопад, хожу, вязание, враги, ходоки, снежинки, друзья, хождение, вяжу, вражда.
Помимо упражнений, требующих зрительно вычленить орфограмму, необходимо использовать упражнения, формирующие умение распознавать ту или иную орфограмму на слух. Этот вид работы труден для учащихся, но эта форма работы крайне важна, так как готовит к написанию диктанта. Её необходимо проводить ежедневно, начиная с диктовки словосочетаний и коротких предложений, в которых встречается 2-3 слова с данной орфограммой, затем усложняя предложения и увеличивая количество слов. Эффективна также работа под названием «устный счет», когда ребята считают количество слов с безударной гласной в предложенном учителем тексте.
Второй этап в работе над правописанием проверяемых безударных гласных в корне – совершенствование умения подбирать однокоренные слова с опорой на ближнеродственное (победитель тот, кто одержал победу). Выявление вещественного значения корня через определение лексического значения слова позволяет правильно находить проверочное, опорное слово и тем самым предотвращать ошибки. Иначе обстоит дело в словах более сложной морфологической структуры. Корень, входящий в основу слова, осложнённую дополнительными аффиксами, несет лишь какую-то часть целостного лексического значения слова, поэтому вычленить вещественное значение корня в таких словах бывает нелегко, ибо на этом вещественном значении сказывается словообразовательное значение аффиксов. Следовательно, осуществить проверку безударной гласной в таких словах гораздо сложнее (ср,: зерно – зернистый; слепой – ослепительно).
Ещё большую трудность в орфографическом отношении представляют для учащихся слова, вещественное значение корня которых слабо проявляется в общем лексическом значении слова: извещать, посвящение, удивительный, раздражать – это III группа. Опорное слово для таких слов подобрать труднее, поскольку для этого проходится использовать элементы этимологического анализа. В эту же группу входят слова , которые благодаря совпадениям безударных гласных произносятся тождественно, но они различны по значению. Правильностью понимания их значения предопределяется и выбор корневой гласной. Внедрение принципа семантического анализа слова при выборе буквы для обозначения корневого безударного гласного даёт возможность вооружить учащихся надёжным критерием в подборе опорного слова, позволяет сразу находить проверочное слово. Самое яркое представление о роли семантического анализа дают слова, тождественные по своему звуковому образу, но различные по лексическому и графическому выражению , типа запевать – запивать, обвевать – обвивать и т.д. Поэтому работу по развитию умения подбирать однокоренные слова с опорой на ближнеродственное целесообразнее всего начинать на материале омофоничных слов, а начав с более простого в семантическом отношении словесного материала, постепенно усложнять условия, в которых протекает формирование навыка.
Примером упражнений, направленных на пробуждение семантического чутья, могут служить такие:
1. Какие из предлагаемых написаний вы выберете в следующих предложениях (текст проецируется на экране, затем даётся правильный вариант, который укажет на ошибки или их отсутствие).Чем объясняется разный выбор букв?
2. Учитывая значения слов, вставьте пропущенные буквы, рассуждая по образцу: прим..рять платье, т.е. мерять его, проверочное слово примерка.
Пос..деть на траве – пос..деть от горя и т.п.
3. Объясните правописание пропущенной гласной, используя однокоренное, более простое по структуре и значению слова. Образец: посв..тлеть – стать светлым.
4. Можно ли проверить безударную гласную в словах, расположенных справа, словами левого столбика? Почему?
Волна – вол
пласты – плоский
травить – травы
рядовой – рядом
частичный -. Частный
5. Выпишите только те пары слов, в которых одно слово является проверочным для другого. Чем вы объясняете свой выбор?
Число – чистый
спешить – спешка
ползти – польза
лепить – лепка
6.Чтобы навык правописания безударной гласной в корне с опорой на семантику формировался осознанно, полезно предлагать такие упражнения, которые выявляют способности ученика распределять слова по трудности их правописания:
Запишите данные слова в два столбика в зависимости от того, как в них проверяется безударный гласный: 1) изменением формы слова или 2) опорой на значение слова.
Таким образом, для успешного овладения навыком правописания проверяемых безударных гласных в корне необходимо сформировать у учащихся умение ощущать орфограммы как в зрительном, так и в слуховом восприятии, необходимо, чтобы семантический анализ слова стал основным приёмом в обучении правописанию слов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Продуктивные приемы усвоения темы "Правописание гласных" мастер-класс. »
Мастер-класс
Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ «Покровская ООШ» Ладан Лариса Григорьевна
Продуктивные приемы усвоения темы « Правописание гласных»
Цель:развитие орфографической зоркости, умения выделять безударные гласные в словах и запоминать их написание
А.В.Текучев
«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя,
а хорошо организованная работа»
УМК Программа Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М. Русский язык, 5-9 классы, Москва, « Просвещение», 2010 год Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2013 год авт. Тростенцова. Л.А. ,Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Григорян Л.Т., Кулибаба И. И.
Возможное начало урока
Игровые формы работы на уроке
Вывод
Самыми простыми упражнениями являются упражнения с заданием вставить пропущенную букву в слове, т. к. уже подсказана орфограмма, которая требует проверки, и ученик всё внимание направляет на неё. Они используются для тренировки учащихся в подборе проверочного слова.
Ребусы
ребус
Из названий картинок выделите соответствующие звуки и запишите буквы.
О
В
4
3
Г
А
Р
3
5
5
Вставьте пропущенные буквы в слова, переставьте их так, чтобы получилось слово.
Вывод: такие приемы поддерживают эмоциональный настрой ребенка, интерес, позволяет избежать процесса монотонности усвоения новых знаний, обеспечивает наилучший развивающий эффект и мотивацию к учению.
Поставить ударение, выделить корень, вставить пропущенную букву, подобрать проверочное слово,объяснить, почему её нужно писать
Работа по карточкам Нахождение ударной и безударной гласной в различных частях слова. Выпиши слова с ударной гласной в корне, суффиксе, окончании
Выпиши однокоренные слова парами, подчеркни те, в которых правописание гласных проверяется изученным правилом
Цель этих упражнений – научить школьников проводить морфемный анализ слова в специальных орфографических целях.
Работа с орфографическими словарями
Виды работы за компьютером
Указать слова, в которых на месте пропуска пишется буква О
Подбор однокоренных слов с учетом их семантики
Спиши, в однокоренных словах поставь ударение, среди однокоренных слов подчеркни те, в которых произношение гласной в корне не совпадает с её написанием.
Запись предложений с предварительным подсчетом слов с безударной гласной
важно научить находить в слове орфограмму, которая требует проверки. Поэтому значительное место на уроке надо отводить упражнениям, развивающим орфографическую зоркость: выборочным диктантам и выборочному списыванию, записи предложений с предварительным подсчётом количества слов с проверяемыми безударными гласными в корне, выписыванию из текста предложений со словами, в которых есть безударные гласные в корне.
Заключение:
Чтобы выработать у учащихся прочные навыки безошибочного и быстрого распознания безударной гласной в корне слов, умения их проверить и правильно написать, надо на каждом уроке русского языка включать упражнения на правописание слов с безударными гласными, включая их при изучении или повторении других тем