3. Воспитывать патриотические чувства. Воспитывать интерес к
предметам естественно-научного цикла.
Оборудование: карточки с сеткой кроссворда (по количеству учащихся), комплекты табличек с цифрами от 0 до 3, физическая карта Казахстана, слайды для использования на интерактивной доске, грамоты для награждения.
I. Орг. момент.
II. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Ж.Жабаева «Казахстан»:
Казахстан.
Есть земля - и на ней живёт
Славных воинов гордый род,
По зелёным её полям
Бродит тучный и сытый скот.
Есть страна, где велик простор
Океанов полей и гор,
И прозрачных, как лунный свет,
И безбрежных, как даль, озёр.
Там лесов недоступных тень,
Там зелёных жайляу сень,
Там в широкой степи, акын,
Ты встречаешь и ночь, и день.
Есть земля, что в себе хранит
Медь, железо, свинец, гранит.
И об этой земле твоя
Молодая домбра звенит.
Вступительное слово учителя: Действительно, наша страна велика и прекрасна. Природа Казахстана очень разнообразна: есть и реки, и озёра, и леса, пустыни и бескрайние степи. На уроках познания мира мы изучали различные природные зоны Казахстана, говорили о богатствах его недр, о его городах, реках, озёрах. Сегодня мы узнаем, чьи знания наиболее прочные, кто может считаться настоящим знатоком Казахстана.
III. Первый тур.
В первом туре участвуют все ученики класса. Каждый получает листок с кроссвордом и задания к нему. На выполнение даётся 10-12 минут.
1. Город в Костанайской области, центр добычи алюминиевой руды – боксита.
2. Город, расположенный на полуострове Мангыстау.
3. Центр Жамбылской области.
4. Озеро Казахстана, терпящее экологическую катастрофу.
5. Полупресноводное озеро в восточной части Казахстана.
6. Озеро, в котором берёт начало Иртыш.
7. Река, на берегу которой расположены города Усть-Каменогорск и Семей.
8.Горный массив, часть которого расположена на востоке Казахстана.
9. Крупнейшее в Казахстане месторождение медной руды.
Учащиеся сдают работы, жюри подсчитывает количество правильных ответов. Во время подсчёта ученики дают правильные ответы, показывают географические объекты на карте.
Жюри подводит итоги, во второй тур выходят 5-6 учащихся.
IV. Второй тур.
Учащиеся получают таблички с цифрами от 0 до 3. Тому, кто первым поднимет табличку с номером правильного ответа, присуждается 1 балл. Табличку «0» ученик поднимает в том случае, если считает, что правильного ответа нет. Если ответов два, поднимают две таблички.
а) Какое из перечисленных озёр самое большое?
1. Маркаколь 2. Балхаш 3. Зайсан
(ответ: 2.Балхаш)
б) Какой город не является центром по добыче угля?
1. Экибастуз 2. Караганда 3.Семей
( ответ: 0 )
в) Какие реки протекают в черте города Усть-Каменогорска?
1. Ульба 2. Иртыш 3. Ишим
( ответ: 1. Ульба, 2. Иртыш )
г) Какое из трёх названий не является названием одного и того же города?
1. Целиноград 2. Актобе 3. Астана
( ответ: 2. Актобе)
д) Какой из городов не является областным центром?
1.Усть-Каменогорск 2. Семей 3. Костанай
(ответ: 1. Семей)
Подводятся итоги. В третий тур выходят 3-4 участника.
V. Третий тур.
Задание: составить из букв названия трёх городов.
ж т з к а т о
а е г з ы а к
л м а н а б е
( Жезказган, Алматы, Актобе)
По итогам третьего тура, двое учащихся, быстрее других справившиеся с заданием выходят в финал.
VI. Финал.
Участники финала отвечают на вопросы, балл получает тот, кто первым даст правильный ответ. Остальные учащиеся класса комментируют и дополняют ответы участников.
а) Сколько областей в Республике Казахстан?
(14 областей)
б) Какой город был столицей Казахстана до 1997 года?
( Алматы)
в) Какая гора является высочайшей точкой Алтая?
(гора Белуха, на казахском языке - Мұзтау)
г) Перечисли страны, которые граничат с Казахстаном.
(Россия, Китай, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан)
д) Какое место по площади Казахстан занимает в мире?
(9 место в мире)
Подводятся итоги, вручаются грамоты, наиболее активным ученикам выставляются оценки.