kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Знакомство с буквами Ф, ф и звуками [ф] и [ф']

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Познакомить учащихся с буквами Ф, ф и звуками [ф] и [ф'].

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Знакомство с буквами Ф, ф и звуками [ф] и [ф']»

Рожнева Т.И.

учитель начальных классов,

МАОУ СОШ №21, г.Кунгур

Тема: «Знакомство с буквами Ф, ф и звуками [ф] и [ф']».

Цель: Познакомить учащихся с буквами Ф, ф и звуками [ф] и [ф'].

Формирование универсальных учебных действий:

1. Личностные УУД

Формирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценки; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

2. Регулятивные УУД

Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.

3. Познавательные УУД

Формирование: умения объяснять значение слова; сопоставлять слова, различающиеся одной или несколькими буквами; умения определять в звучащем слове твёрдый и мягкий звуки; читать слоги с изменением буквы гласного; объяснять значение слова, составление слов с изученными буквами.

Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя разные цвета; устанавливать количество и последовательность звуков в словах; различать звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие.

Делить слова на слоги; анализировать слово: определять место ударения в слове.

Различать звонкие и глухие согласные звуки.

Воспринимать на слух литературное произведение.

Осознавать смысл текста при его прослушивании.

4. Коммуникативные УУД

Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач.

Ход урока

Мотивационный этап:

I. Психологический настрой.
— Представьте, что мы на лесной полянке. Мороз щиплет вас за щёчки. (Дети делают щипательные движения руками за щёчки). У вас замёрз носик и ушки. Потрите носик и ушки. Вам стало тепло и весело. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Передайте ваше тепло и радость окружающим. Я желаю вам сохранить это тепло и радость на протяжении всего урока.

II. Ситуация успеха.

— При помощи улыбок вы передали друг другу радость и тепло, а Матушка-Зима решила подарить лесу мягкие пушистые снежинки, чтобы и животным, и растениям был не страшен мороз. Но снежинки не простые, а буквенные.

1) Повторение изученного о буквах и звуках.

— Назовите буквы, записанные на снежинках.

р л, а м н б п в к д з с

— Найдите лишнюю букву? (Буква а.)

— По какому общему принципу объединены оставшиеся буквы? Согласные буквы)

— Работая в парах, скажите, чем отличаются согласные от гласных звуков?

— Проверим (Слушание ответов детей: При произношении согласных звуков встречаются препятствия: зубы, губы, язык, а гласные говорятся открыто.

— На какие гpуппы можно разделить эти согласные?

(р, л, м, н, в, б, д, з — звонкие; п, к, с — глухие, б-п, з-с, д, в, к — парные; р, л, м, н — непарные.)

— Молодцы, ребята. Вот и в лесу потеплело. И кто-то хочет вас поблагодарить. Кто это?

а) Послушайте и отгaдайте загадку:

Днём он молчит,
Ночью кричит,
По лесу летает,
Прохожих пугает. (филин)

— А кто такой филин? Где можно найти толкование слова?

б) найди филина

— Возьмите карточку № 1. (рис. воробей, филин, сорока, ворона) Найдите на ней рисунок филина.
— Обведите и раскрасьте его. (самопроверка)
— Сравните, верно ли вы выбрали?
Вывешиваю на доску картинку с изображением филина.
— Сегодня он прилетел к нам на урок, чтобы познакомить вас с новыми звуками и буквой.
— А как вы думаете с какой?

в) Выделение нового звука из слова филин.

— Произнесите это слово и поставьте ударение.
— Сколько слогов в слове филин? (Два.)
— Назовите первый слог. (Фи.)
— Назовите второй слог. (лин)
— Какой первый звук слышится в этом слове? (Звук [ф'].)
— Произнесите его.

г) — Дайте характеристику этому звуку.

(Звук [ф'] — согласный, потому что его нельзя петь; глухой — потому что произносится только с шумом; в этом слове он мягкий, но в других словах может быть и твёрдым.)

— Молодцы! Определите, чем мы будем сегодня заниматься.
— Опираясь на слова — помощники сформулируйте цели нашего урока:

познакомимся…..
учиться отличать….
учиться читать…..

Дети: Мы познакомимся со звуками [ф], [ф’], буквой, которая их обозначает. Будем учиться отличать звуки [ф], [ф’] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв. Будем учиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой.

Игра «живые звуки»

3) Игра «Узнай звук».

— Послушайте стихотворение. Скажите о ком оно и назовите слова, в которых встречается новый звук [ф'].

Филин серый, филин cтapый,
А глаза горят, как фары.
Филин прыг, филин скок,
Филинёнку дал флажок.
Филинёнок рад, рад,
Два фонарика горят.

— Кто такой филинёнок? (Детёныш филина.)

Вывешиваю на доску картинку с изображением филинёнка.

С чем сравнивает автор глаза филина? (С фарами.)
— Почему? (Они, как фары светятся в темноте.)
— Как называется такой литературный приём? (сравнение)
— Чем похожи слова: фары, флажок, фонарики? (Звуком [ф] в начале слова.)
— Как произносится звук [ф] в этих словах? (Твёрдо.)
— Составьте схемы к этим словам (по рядам: фары, флажок, фонарики) (взаимопроверка)

4) Обобщение

— С какими новыми звуками мы познакомились? (Звук [ф], [ф'].)

5) Введение буквы Ф(эф)

— Молодцы, ребята, а теперь пора познакомиться с буквой, которая их обозначает.
Но сначала давайте отдохнём и поиграем в игру вместе с филином и филинёнком.

6) Физминутка. Игра «Совушка-сова»

Филин спал в дупле глухом.
Вдруг услышал где-то звон.
Вылез он и посмотрел
Всю округу оглядел.
Повернулся, посидел.
Вдруг вспорхнул и улетел.
В каждый глянул уголок,
Прилетел, и спать залёг.

III. Конкретизация

1) Знакомство с новой буквой.

— Звуки [ф], [ф] обозначаются буквой «ЭФ».

Показ печатной буквы в домике.

— На что похожа буква «ЭФ»?

— А сейчас ребята вам расскажут, где ещё они увидели букву Ф.

Саша: С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу.

Федя: Федя ходит руки в боки.
Значит, выучил уроки.

Аня: Всем известно без подсказки:
Буква Ф — как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.

2) Корректурная проба

— Ребята, маленький филинёнок тоже хочет научиться писать букву Ф, но он не может никак её найти. Поможем ему?

— Ваша задача — найти буквы Ф и зачеркнуть.

(у каждого карточка № 2, работают самостоятельно, взаимопроверка)

а п л т н г д, а ц у е в д ы ф ч т х н к
п б ф п н е в ы д э ж т е к у м и с я ф
р ф и в ы ч с б н п в у т ф э ю т ь к н
т н т, а в ф с б т и м, а ф б о л д п, а в



5) Местонахождение буквы Ф на ленте букв.

— Определите место буквы Ф на ленте букв.
Почему её место под буквой в? (Они образуют пару.)

8) Чтение слогов с доски: ФА ФИ ФУ ФЫ ФЕ ФЁ ФО. АФ ИФ УФ ЫФ ЕФ ЁФ ОФ.

9) Отработка навыка чтения слогов с новой буквой.

— Прочитайте слоги на доске:

  • шепотом

  • громко

  • вопросительно

  • торжественно

— На какие группы их можно разделить?
— По какому признаку? — Какие гласные обозначают мягкий звук?

11) Физминутка Игра «ТОМ и ТИМ»

— Если вы услышите в словах мягкий согласный звук, то встают друзья ТИМА (девочки), а если твёрдый-то друзья ТОМА (мальчики).

СЛОВА: факел, финиш, фигурное катание, фехтование,

Что объединяет эти слова?

Буква ф любит играть в футбол, а вы?

Работа с текстом на стр. 120 букваря.

Самостоятельное чтение и чтение по ролям

V. Рефлексия

— Что нового узнали для себя на уроке?
— Что понравилось на уроке?
— В чём испытывали затруднения?
— О чем еще хотели узнать?
оцените себя снежинкой на оценочной шкале




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Знакомство с буквами Ф, ф и звуками [ф] и [ф']

Автор: Рожнева Татьяна Ивановна

Дата: 06.08.2015

Номер свидетельства: 224478

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "конспект на тему " Знакомство со звуками и буквой " В в" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-na-tiemu-znakomstvo-so-zvukami-i-bukvoi-v-v"
    ["file_id"] => string(6) "169746"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423465991"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока на тему: "Буква ё. Звуки буквы ё. Написание слогов и слов с буквой ё"."
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-na-tiemu-bukva-io-zvuki-bukvy-io-napisaniie-sloghov-i-slov-s-bukvoi-io"
    ["file_id"] => string(6) "252187"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447341743"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме: «Знакомство со звуком [ш] и буквой Ш». "
    ["seo_title"] => string(125) "konspiekt-zaniatiia-po-razvitiiu-riechi-v-podghotovitiel-noi-k-shkolie-ghruppie-po-tiemie-znakomstvo-so-zvukom-sh-i-bukvoi-sh"
    ["file_id"] => string(6) "212545"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431869877"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Знакомство со звуком [У] и буквами У,у "
    ["seo_title"] => string(36) "znakomstvo-so-zvukom-u-i-bukvami-u-u"
    ["file_id"] => string(6) "240022"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444918070"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект ОД в подготовительной группе  «Знакомство со звуком и буквой У »"
    ["seo_title"] => string(63) "konspiektodvpodghotovitielnoighruppieznakomstvosozvukomibukvoiu"
    ["file_id"] => string(6) "271803"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451801536"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства