Просмотр содержимого документа
«Знакомство с буквами Ф, ф и звуками [ф] и [ф']»
Рожнева Т.И.
учитель начальных классов,
МАОУ СОШ №21, г.Кунгур
Тема: «Знакомство с буквами Ф, ф и звуками [ф] и [ф']».
Цель: Познакомить учащихся с буквами Ф, ф и звуками [ф] и [ф'].
Формирование универсальных учебных действий:
1. Личностные УУД
Формирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценки; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
2. Регулятивные УУД
Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.
3. Познавательные УУД
Формирование: умения объяснять значение слова; сопоставлять слова, различающиеся одной или несколькими буквами; умения определять в звучащем слове твёрдый и мягкий звуки; читать слоги с изменением буквы гласного; объяснять значение слова, составление слов с изученными буквами.
Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя разные цвета; устанавливать количество и последовательность звуков в словах; различать звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие.
Делить слова на слоги; анализировать слово: определять место ударения в слове.
Различать звонкие и глухие согласные звуки.
Воспринимать на слух литературное произведение.
Осознавать смысл текста при его прослушивании.
4. Коммуникативные УУД
Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач.
Ход урока
Мотивационный этап:
I. Психологический настрой. — Представьте, что мы на лесной полянке. Мороз щиплет вас за щёчки. (Дети делают щипательные движения руками за щёчки). У вас замёрз носик и ушки. Потрите носик и ушки. Вам стало тепло и весело. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Передайте ваше тепло и радость окружающим. Я желаю вам сохранить это тепло и радость на протяжении всего урока.
II. Ситуация успеха.
— При помощи улыбок вы передали друг другу радость и тепло, а Матушка-Зима решила подарить лесу мягкие пушистые снежинки, чтобы и животным, и растениям был не страшен мороз. Но снежинки не простые, а буквенные.
1) Повторение изученного о буквах и звуках.
— Назовите буквы, записанные на снежинках.
р л, а м н б п в к д з с
— Найдите лишнюю букву? (Буква а.)
— По какому общему принципу объединены оставшиеся буквы? Согласные буквы)
— Работая в парах, скажите, чем отличаются согласные от гласных звуков?
— Проверим (Слушание ответов детей: При произношении согласных звуков встречаются препятствия: зубы, губы, язык, а гласные говорятся открыто.
— На какие гpуппы можно разделить эти согласные?
(р, л, м, н, в, б, д, з — звонкие; п, к, с — глухие, б-п, з-с, д, в, к — парные; р, л, м, н — непарные.)
— Молодцы, ребята. Вот и в лесу потеплело. И кто-то хочет вас поблагодарить. Кто это?
а) Послушайте и отгaдайте загадку:
Днём он молчит, Ночью кричит, По лесу летает, Прохожих пугает. (филин)
— А кто такой филин? Где можно найти толкование слова?
б) найди филина
— Возьмите карточку № 1. (рис. воробей, филин, сорока, ворона) Найдите на ней рисунок филина. — Обведите и раскрасьте его. (самопроверка) — Сравните, верно ли вы выбрали? Вывешиваю на доску картинку с изображением филина. — Сегодня он прилетел к нам на урок, чтобы познакомить вас с новыми звуками и буквой. — А как вы думаете с какой?
в) Выделение нового звука из слова филин.
— Произнесите это слово и поставьте ударение. — Сколько слогов в слове филин? (Два.) — Назовите первый слог. (Фи.) — Назовите второй слог. (лин) — Какой первый звук слышится в этом слове? (Звук [ф'].) — Произнесите его.
г) — Дайте характеристику этому звуку.
(Звук [ф'] — согласный, потому что его нельзя петь; глухой — потому что произносится только с шумом; в этом слове он мягкий, но в других словах может быть и твёрдым.)
— Молодцы! Определите, чем мы будем сегодня заниматься. — Опираясь на слова — помощники сформулируйте цели нашего урока:
Дети: Мы познакомимся со звуками [ф], [ф’], буквой, которая их обозначает. Будем учиться отличать звуки [ф], [ф’] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв. Будем учиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой.
Игра «живые звуки»
3) Игра «Узнай звук».
— Послушайте стихотворение. Скажите о ком оно и назовите слова, в которых встречается новый звук [ф'].
Филин серый, филин cтapый, А глаза горят, как фары. Филин прыг, филин скок, Филинёнку дал флажок. Филинёнок рад, рад, Два фонарика горят.
— Кто такой филинёнок? (Детёныш филина.)
Вывешиваю на доску картинку с изображением филинёнка.
С чем сравнивает автор глаза филина? (С фарами.) — Почему? (Они, как фары светятся в темноте.) — Как называется такой литературный приём? (сравнение) — Чем похожи слова: фары, флажок, фонарики? (Звуком [ф] в начале слова.) — Как произносится звук [ф] в этих словах? (Твёрдо.) — Составьте схемы к этим словам (по рядам: фары, флажок, фонарики) (взаимопроверка)
4) Обобщение
— С какими новыми звуками мы познакомились? (Звук [ф], [ф'].)
5) Введение буквы Ф(эф)
— Молодцы, ребята, а теперь пора познакомиться с буквой, которая их обозначает. Но сначала давайте отдохнём и поиграем в игру вместе с филином и филинёнком.
6) Физминутка. Игра «Совушка-сова»
Филин спал в дупле глухом. Вдруг услышал где-то звон. Вылез он и посмотрел Всю округу оглядел. Повернулся, посидел. Вдруг вспорхнул и улетел. В каждый глянул уголок, Прилетел, и спать залёг.
III. Конкретизация
1) Знакомство с новой буквой.
— Звуки [ф], [ф] обозначаются буквой «ЭФ».
Показ печатной буквы в домике.
— На что похожа буква «ЭФ»?
— А сейчас ребята вам расскажут, где ещё они увидели букву Ф.
Саша: С этой буквой на носу Филин прячется в лесу.
Федя: Федя ходит руки в боки. Значит, выучил уроки.
Аня: Всем известно без подсказки: Буква Ф — как ключ от сказки. Никогда его у нас Не отнимет Карабас.
2) Корректурная проба
— Ребята, маленький филинёнок тоже хочет научиться писать букву Ф, но он не может никак её найти. Поможем ему?
— Ваша задача — найти буквы Ф и зачеркнуть.
(у каждого карточка № 2, работают самостоятельно, взаимопроверка)
а п л т н г д, а ц у е в д ы ф ч т х н к п б ф п н е в ы д э ж т е к у м и с я ф р ф и в ы ч с б н п в у т ф э ю т ь к н т н т, а в ф с б т и м, а ф б о л д п, а в
5) Местонахождение буквы Ф на ленте букв.
— Определите место буквы Ф на ленте букв. Почему её место под буквой в? (Они образуют пару.)
— Что нового узнали для себя на уроке? — Что понравилось на уроке? — В чём испытывали затруднения? — О чем еще хотели узнать? оцените себя снежинкой на оценочной шкале
object(ArrayObject)#864 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(209) "Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме: «Знакомство со звуком [ш] и буквой Ш». "
["seo_title"] => string(125) "konspiekt-zaniatiia-po-razvitiiu-riechi-v-podghotovitiel-noi-k-shkolie-ghruppie-po-tiemie-znakomstvo-so-zvukom-sh-i-bukvoi-sh"
["file_id"] => string(6) "212545"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1431869877"
}
}