Тема: «Знакомство со звуком [ у ] и буквой У, у.
Цель: ознакомление с графическим изображением звука [у] – печатного
Задачи:
Образовательная: Познакомить учащихся с гласным звуком [у] и способом его обозначением на письме с помощью буквы у.
Развивающая:
- учить отвечать на вопросы;
- развивать речь, образное мышление, фонематический слух;
- обогатить словарный запас обучающихся,
- помочь в овладении выразительными средствами языка;
- развивать умение выражать свои мысли и чувства;
Воспитательная:
- воспитывать внимание, аккуратность, старание, сознательное отношение к учебе.
Оборудование: рисунок утенка, улитки, магнитная азбука, «фишки», «волшебный мешочек», карточки со словами, магнитофон, кассета, буквы У с рожицами: веселой и грустной.
Ход урока:
I. Организационный момент. Сегодня мы , как гостеприимные хозяева, вначале окажем гостям внимание. Повернитесь к гостям, поприветствуйте их. А теперь можно тихо сесть. Мы гостей сегодня ждали, И с волнением встречали. Хорошо ли мы умеем: И читать, и отвечать? Не судите очень строго, Ведь учились мы немного Давайте настроим себя на работу. Мы – дружные! Мы – умные! Мы – внимательные! Мы – старательные! В 1 классе учимся, Всё у нас получится.
II. Актуализация знаний. Сегодня работу мы начнём с игры «Полубуковка» Угадайте, какие буквы спрятались на полке.
А Я О Ё
- что объединяет эти буквы?
(они - гласные)
- почему?
(я ставлю на доске синюю и зеленую фишки)
- разделите все буквы на 2 группы в зависимости от назначения
(после синей - буквы а, о; после зеленой – я ,ё)
III. Постановка учебной задачи.
- Сегодня у нас праздник нового звука и новой буквы. Его мы узнаем, если разгадаем загадку. Послушайте загадку:
Пушистый матросик,
Лопаточкой носик.
На коротких ножках
Красные сапожки.
(утенок) - рисунок
- как догадались?
- назовите первый звук в слове.
- догадались о каком звуке пойдет речь на уроке?
- сегодня мы познакомимся с этим звуком
IV. Открытие детьми нового знания. З Знакомство с новым звуком мы начнём с фонетической зарядки. Давайте вспомним, как воет волк?(У-у-у) - это гласный или согласный звук?
- как догадались что этот звук гласный?
(он тянется, струя воздуха не встречает во рту преграды) А, сейчас игра «Кто внимательный? Послушайте сказку и запомните слова , в которых слышится звук[ у ] Называется она «Маленький паучок» На берегу пруда в укропе жил маленький-маленький паучок, который больше всего на свете боялся мух. Все жуки, улитки, ужи, лягушки , утята и даже сами мухи смеялись над ним, а его братья-большие пауки называли его лодырем. «Надо доказать всем, что я не лодырь», решил маленький паучок. И однажды ночью он нарвал большой букет красных маков и выкрасил ими всю паутину в саду. « Вот обрадуются утром братья, -подумал он, ведь это так красиво- красная паутина!» Но увы! Наутро злые презлые большие пауки, страшно ругаясь, отмывали свои паутины. Мухи сразу замечали красные сети и ни одна из них не попалась А маленький паучок так испугался, что убежал далеко-далеко. И теперь никто не знает , где он есть. Назовите слова по картинкам, в которых вы слышите звук [у] А, сейчас по первым звукам слов, угадайте имя девочки (Уля) И г р а «Кто больше?». 1. Придумайте слова со звуком [у] в начале (улица, утро, ужин), в середине (руки, груша, капуста), в конце слова (хожу, несу, внизу). 2. Придумайте слова, в которых звук [у] второй (лужа, сук А, сейчас игра «Доскажи словечко» Вот пришла и осень, И придут метели, И с прощальным криком Птицы… (улетели). * * * Я осла узнаю сам По его большим… (ушам). * * * И тогда наверняка Вдруг запляшут облака. И кузнечик запиликает на скрипке, С голубого ручейка Начинается река, Ну а дружба начинается с… (улыбки) Уходят очень милые, Веселые и гладкие! Значит, я надежный друг – Электрический… (утюг). * * * Динь-динь-динь – звенит звонок. Начинается… (урок). * * * Заяц под кустом на опушке Навострил свои длинные… (ушки. Работа в группах. Назовите слова по картинкам, в которых вы слышите звук [у] А, сейчас по первым звукам слов, угадайте имя девочки (Уля) (утка, лак, яблоко) А сейчас мы с вами разучим одну скороговорку с движениями. - поучимся быстро говорить скороговорку и запомним слова с изучаемым звуком. Я бегу, бегу, бегу,
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Я стучу, стучу, стучу,
Я лечу, лечу, лечу
Опоздать я на урок не хочу.
- какие еще слова с этим звуком вы услышали?
V. Первичное закрепление. Ребята, звук у на письме обозначается буквой Уу Посмотрите на неё. На , что похожа эта буква. Похожи между собой буквы у? Давайте вышьем букву У. Послушайте рассказ и угадайте, почему букву у назвали »у»
Рассказ про У. (Учитель задаёт вопросы детям, а они вместе с буквой (у) отвечают) Однажды букве (у) стали задавать вопросы, а она на них отвечала: - Чего ты боишься? ( уколов, укусов) - Когда ты просыпаешься? (утром) - Каких животных ты знаешь? (уж, улитка, удав) - Что ты любишь кушать? (уху) - Что есть у тебя дома? (утюг, умывальник)
Давайте прочитаем слоги и слова с буквой У Работа с учебником. С.42, рисунок.
Дети по очереди выходят к доске, составляют схему слова ТРУБА, СТУЛ
- а сейчас вы поработаете самостоятельно: составьте схему слова УТКА, УТЯТА .
(один ребенок работает у закрытой доски)
Проверка. Какая схема относится к каждому слову? Составление рассказа по картинкам. Работа в паре. «Подбери пару» Ученик умный Учитель удачливый Урок удивительный Улица узкая Рефлексия. -Что нового узнали на уроке? Оцените себя.
Подарок имениннице букве У
|