Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37 город Новочеркасск
Конспект
занятия по развитию речи
в подготовительной к школе группе по теме:
«Знакомство со звуком [ш] и буквой Ш».
Подготовила:
Кокоревич Р. Н., воспитатель.
Цель: ознакомление детей со звуком « ш » и буквой Ш.
Задачи:
образовательные
- формировать у детей представлений о звуке и букве Ш, его характеристике;
развивающие
- развивать фонематический слух, внимание, координацию речи и движения, мелкую моторику рук;
- упражнять детей в составлении и чтении слогов;
воспитательные:
- воспитывать доброжелательность и самостоятельность.
Материал:
- игра В.Воскобовича «Складушки»;
- диск « Песенки Складушки»;
- магнитофон;
- приложение к коврографу «Ларчик» «Забавные буквы»;
- карточки с заданием на составление слогов;
- простой карандаш;
- плоскостное изображение сказочного персонажа «Лопушок»
- комплект «Разноцветные веревочки».
Ход занятия
Лопушок встречает детей в дверях фиолетовой комнаты.
Лопушок: Здравствуйте, ребята! Я очень рад видеть вас в сказочном лесу. У нас сегодня цирковое представление и я приглашаю вас в цирк. Входным билетом на это необычное представление будет исполнение гласной песенки. Давайте все вместе ее споем.
( Дети, стоя вокруг Лопушка, исполняют гласную песенку).
Лопушок: А теперь занимайте места. ( Дети проходят и садятся за столы).
Воспитатель: Под звуки марша, под свет синих прожекторов на арену друг за другом выходят артисты-акробаты и выстраиваются в ряд.
( Лопушок представляет каждого артиста).
Лопушок: Ребята, вы узнали этого артиста-акробата? Кто это?
Дети: Это Арлекин.
Лопушок: Какая любимая песенка Арлекина? Помогайте Арлекину петь.
Дети: А-а-а.
Лопушок: А этого акробата вы узнали? Поможем ему спеть его любимую песенку.
Дети: Это Орлекин и его любимая песенка О-о-о.
Лопушок: Следующий акробат. Кто же это? И какая его любимая песенка?
Дети: Это Урлекин и его песенка У-у-у.
Лопушок: А вот и следующий артист-акробат. Споем с ним его песенку.
Дети: Это Эрлекин и его песенка Э-э-э.
Лопушок: Зазвучали фанфары и вот перед каждым артистом появились волшебные сундучки.
Открывает свой сундучок Арлекин и на зрителей посыпались: ананасы, апельсины.
Что еще? ( Дети продолжают).
Лопушок: Что может появиться из сундучка Орлекина?
Дети: окно, облако, обруч и т.д.
Лопушок: Открывает свой сундучок Урлекин. Что же появилось из его сундучка?
Дети: Улитка, улыбка, утка и.д.
Лопушок: Внимание, внимание! А теперь открывает свой сундучок Эрлекин и из него на зрителей посыпались разные предметы. Что же появилось из его сундучка?
Дети: Экскаватор, этаж.
Лопушок: Аплодисменты нашим артистам. А сейчас антракт.
( Дети выходят из-за столов.) Физминутка.
Чтоб спина могла прогнуться
Надо очень потянуться.
Руки вверх, руки вниз,
Не спеши, не торопись!
Руки в боки, руки шире
На пенек мы сесть решили.
Нет пенька, ну, ничего!
Мы придумаем его!
Лопушок: Продолжаем представление. ( Дети садятся за столы).
Лопушок: Во втором отделении на арену выходит новый артист. А узнать его поможет песенка «Складушка». Подумайте, какой звук встречается в ней чаще других? ( Дети слушают песенку).
Дети: Звук «ш».
Воспитатель: Давайте произнесем звук «ш» все вместе. Когда мы его произносим, язык стоит «чашечкой» за верхними зубами, зубы сближены, а губы
округлены. Значит, во рту есть преграда для его произношения. Как вы думаете звук «ш» - гласный или согласный?
Дети: согласный.
Воспитатель: Каким цветом мы будем его обозначать?
Дети: Синим.
Воспитатель: Приложите руку к горлышку и произнесите этот звук. Определите: звонкий он или глухой?
Дети: Он глухой.
Воспитатель: Твердый или мягкий это звук?
Дети: Твердый.
Воспитатель: Верно. Это согласный твердый глухой звук. И этот звук никогда не бывает мягким.
А сейчас давайте поиграем в игру « Кто внимательный»? Вы будете поднимать синий кружок, как только услышите звук «ш».
( Из набора дети выбирают синий кружок).
Ш, с, ш, з, т, д, ш.
Ша, са, шу, за, ты, дэ, ту, шо.
Санки, шарик, коса, шишка, стоять, широкий.
Лопушок: Вы были внимательными и справились с заданием. Антракт.
Пальчиковая гимнастика « Каша».
Маша кашу наварила,
Маша кашей угостила:
Мишку, кошку,
Петушка Алешку,
Серого зайчишку и маленькую мышку.
Лопушок: Занимайте свои места. Представление продолжается.
Внимание! В третьем отделении вы увидите необычное музыкальное представление. ( На коврографе выставляется буква Ш).
Артист Ш вместе с акробатами исполнит веселые песенки.
Воспитатель: У вас лежат карточки, на которых нарисована таблица. С ее помощью мы услышим эти песенки. Возьмите в руки карандаши и начинаем сочинять.
Первым артист Ш исполнит песню с Арлекином. Проводим дорожку от буквы Ш к букве А. Что у вас получилось?
Дети: Ша.
Лопушок: А теперь песенка звука Ш и У. Что получилось?
Дети: Шу.
Лопушок: Следующая песенка артиста Ш и Орлекина. Что получилось?
Дети: Шо.
Лопушок: А это песенка звука Ш и Э. Что получилось?
Дети: Шэ.
Лопушок: В нашем представлении могут принимать участие и зрители. Давайте произнесем и протопаем чистоговорки. ( Дети встают).
Ша –ша - ша – на столе стоит лапша.
Шу – шу – шу – мы поели всю лапшу.
Ши – ши – ши – мы теперь сидим в тиши.
Шо – шо – шо – в цирке хорошо.
Лопушок: Наше представление подходит к концу. Пусть на память у вас останутся портреты нашего нового артиста Ш. Эти портреты вы сделаете своими руками. ( На ковролине с помощью разноцветных выкладывают букву Ш).
Лопушок: Что у вас получилось?
Дети: буква Ш.
Лопушок: А теперь придумайте к своей букве слово, в котором есть звук «ш».
( Дети называют слова).
Лопушок: Представление закончилось. До встречи, друзья!