kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Слова, которые выражают различные чувства, их роль в речи. Междометие»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить учащихся с междометиями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Слова, которые выражают различные чувства, их роль в речи. Междометие»»

Тема урока: «Слова, которые выражают различные чувства, их роль в речи. Междометие».


Цель урока: познакомить учащихся с междометиями.


Задачи урока: рассмотреть на примерах, какие чувства могут выражать междометия; выяснить, какова роль междометий в речи; совершенствовать орфографические навыки; развивать умение выражать свои мысли в устной и письменной форме.


Ход урока.


  1. Организационный момент.

На того дождик удачи льется,

Кто улыбается и смеется.



Подарите друг другу улыбку, а я вам подарю капельку удачи. Разотрите ее в ладонях и прикоснитесь друг к другу ладонями и пожелайте удачи. Капелька сейчас маленькая, но к концу урока, надеюсь, она станет большой. т. к. знаний у нас будет больше.


-Ребята, задача нашего урока – открытие новых знаний. Я уверена, что они вам пригодятся в жизни, в дальнейшей учебе, вы будете грамотнее.


2. Словарная работа.

-Решите грамматические задачи. Запишите в тетрадь слова, выделите орфограммы.

1) Это слово обозначает неодушевленный предмет. В его написании три буквы А. Оканчивается слово на твердый шипящий звук.

2) Это слово обозначает неодушевленный предмет. Состоит из двух слогов. Начинается и оканчивается на мягкий глухой согласный. Вы ежедневно пользуетесь этим предметом. Можно сказать, что это - ваше лицо.

3) Это слово обозначает одушевленный предмет. Состоит из трех слогов. Начинается с сонорного звука. Опасное место в первом слоге.

4) Это слово состоит из двух слогов. Обозначает неодушевленный предмет. Начинается с мягкого согласного п. Если вы допустите ошибку в написании безударной гласной, то это слово превратится в глагол.

5) Данное слово обозначает неодушевленный предмет. Состоит из трех слогов. В его написании под ударением гласная О во втором слоге. Синоним – слово труд.

( Карандаш, тетрадь, ребята, пенал, работа.)

Учитель(У.): Прочитайте слова. Сравните ваши подчеркнутые буквы с буквами, которые записаны на доске. ( А, а, е, е, е, а.) У кого есть ошибки? Если работа выполнена верно, поставьте себе знак «+». Что вы можете сказать о данных словах?

Дети (Д.): Все слова на тему « Школа».

У.: А слово работа лишнее?

Д.: Учеба – это наша работа.

ПОВТОРЕНИЕ ЧАСТЕЙ РЕЧИ НА ДОСКЕ КЛАСТЕРЫ


3. Создание проблемной ситуации.

У.: Хорошо, я согласна… Ребята, представьте, что на уроке математике я дала задание – начертить прямоугольник. Все работают, и вдруг у кого-то из вас ломается карандаш. Какова реакция этого ученика? Составьте предложение.

Дети составляют предложения. Удачное записываем на доске и в тетради

Д.: Сломался карандаш!

- Ой, сломался карандаш!

- Эх, карандаш сломался!

У.: Представьте себе другую ситуацию. К нам на урок пришла завуч – посмотреть, чему вы научились за первую четверть. После урока она взяла тетрадь одной нашей ученицы и начала просматривать работы. В тетради были одни пятерки, записи аккуратные. Как вы думаете, что могла сказать завуч, просмотрев эту тетрадь? Составьте предложения.

Д.: Какая аккуратная тетрадь!

-Молодец, девочка!

-Ах, прекрасная тетрадь!

( Одно предложение записываем в тетрадь и на доску )

У.: Обозначьте части речи в записанных предложениях.

Дети называют части речи и вдруг останавливаются в затруднении ( возникает проблемная ситуация ).

У.: В чем дело, ребята?

Д.: Мы не можем определить части речи у слов ой, ах.

У.Сформулируйте, попытайтесь сформулировать цель урока.

Д. Цель. Изучение новых слов

У. А я сформулировала тему урока, но у меня получилось вот что.

Слайд.1 Как трудно жить на свете,

Не усвоив …………………

У. Мне тоже пока непонятно, что же надо усвоить. Предлагаю конкретизировать вашу задачу на урок.

Слайд2 Д. Нам необходимо узнать, что же надо усвоить, «без чего трудно жить на свете». Надо понять, что обозначают новые слова, на какие вопросы отвечают, какую работу выполняют.

4. Этап исследования, открытия нового знания. Решение задачи выхода из затруднения.

ГРУППОВАЯ У.Разделимся на группы «Существительные», «Прилагательные», «Глагол» и поисследуем. Попробуйте «забрать» к себе в группу эти слова. Примерьте привычный алгоритм по определению частей речи:

Слайд. (алгоритм)

На какой вопрос отвечает?

Что обозначает?(предмет, признак или действие)

У. Получилось «забрать» эти слова в какую либо из трёх групп? Почему НЕТ?

Д. (Ответы из групп) На наш вопрос эти слова не откликаются и ничего не обозначают.

У. Поздравляю, ребята! Вы сейчас на уроке сделали маленькое, но очень важное открытие, о том, что есть в русской речи такие слова, к которым нельзя задать вопрос.

На этом этапе вам уже понятно, что это за слова?

Д. Нет.

У. Сформулируйте текущую задачу.

Д. Надо ответить на вопрос, какую же работу они выполняют в речи?
У. Для этого мы с вами понаблюдаем за новыми словами. Вспомните героев мультфильма «Ох и Ах»

Д. Ах и Ох. Это имена собственные.

РАБОТА ПАРАМИ

У. Запишите их имена в разные строчки
У. Назовите слова, которые помогли героям выразить свои чувства. (ах и ох)
-У.Какие чувства выразили эти слова? Пользуясь словариком чувств в минигруппах, распределите их между героями

Ах……………………………..

Ох………………………………

(Словарик чувств раздаётся в каждую минигруппу: радость, умиление, неуверенность, восхищение, восторг, усталость, болезненность )

Вывод: На вопросы не отвечают, ничего не обозначают. Но выражают чувства!

У. А сейчас уже достаточно знаний, чтобы завершить фразу «Как трудно жить на свете, не усвоив …………………»?

Д. Нет.

КАРТОЧКА №2 У. Внимательно ПРОЧИТАЙТЕ стихотворение А.Тетивкина, а самое главное, попробуйте найти ответ здесь:

Разрешите доложить

Всем без исключения,

Что могу я говорить

Только лишь с волнением.

Выражаю поощренья,

Похвалу, упрёк, запрет,

Благодарность, восхищения,

Возмущение, привет . . .

Те, которых гложет страх,

Произносят слово «Ах!»

Кто пасует перед бедой,

Произносит слово «Ой!»

Кто отстанет от друзей,

Произносит слово «Эй!»

Кто задерживает вздох,

Произносит слово «Ох!»

У кого захватит дух,

Произносит слово «Ух!»

Интересно жить на свете,

Если знаешь междометья.

У. Теперь понятно, как называются такие слова и для чего они нужны в нашей речи?

Слайд. Как трудно жить на свете,

Не усвоив междометия.

Д. Междометия – слова, которые выражают различные чувства, но не называют их.

Работа с информационными источниками.

У. Что выражают междометия, мы теперь знаем. А что обозначает само слово «междометие»? Если нам не хватает своих знаний, что можно предпринять?

Д. Обратиться к другим источникам. Например, толковый словарь, интернет, учитель, учебник…

У. Попробуйте найти ответ на свой вопрос в разных источниках.
Неспроста слова ОЙ, АХ мы не могли определить к какой части речи они относятся, они были словно брошенные.И действительно слово междометие с латинского языка так и переводится «брошенный между».


У.: Посмотрите на таблицу, прочитайте слова:

Ну, ах, хо-хо, хи-хи, бу-бу-бу, баю-бай, ох, эх, о, ого, фу, ура, эй, ой…


-Как будут называться эти слова?

Д.: Междометия.

У.: Почему стоит многоточие?

Д.: Междометия записаны не все, их в языке больше.


6. Физминутка.

У. В роли исследователей мы побывали. Сейчас предлагаю переместиться в театр и артистично сыграть.

Вот лицо мы в ручки взяли
И по щечкам постучали.
И при этом говорим: м-м-м-м-м.
А теперь глазки закрыли,
Улыбнулись мы пошире.
Рот закрыли на замок,
Бровки приподняли.
Правый глазик открываем, им моргаем.
Левый глазик открываем, им моргаем.
Глазки шире открываем и моргаем, и моргаем.
Поморгали, щечки надуваем, воздух выдыхаем.
Еще раз щечки надуваем,
Воздух тонкой струйкой выдыхаем.
Молодцы, дети, вы очень хорошо потренировали свою мимику.


У.: Ребята, представьте, что завтра каникулы. Выберите из таблицы нужное междометие и составьте предложение

Д.: Ура, завтра каникулы!

У.: Какое чувство выражает междометие ура?

Д.: Чувство радости, восторга.

У.: Какое междометие вы выберете, если я вам скажу, что завтра у вас будет четыре урока литературы?

Д.: Ого! Четыре урока!

У.: Какое чувство выражает междометие ого?

Д.: Чувство удивления, недоверия.


8. Самостоятельная работа со взаимопроверкой по эталону. Применение открытых знаний. Работа в тетрадях.

У. Запишите через запятую междометия вместо предложенных мною выражений.

Ты больно укололся. (Ой)

Тебе подарили огромную гору подарков(Ого!)

Ты недоволен. (У-у-у)

Ты восхищён. (О-о), (Ах)

Ты обрадовался. (Ура!)

Ты ударился. (Ай)

Ты согласен с другом. (Ага)

Ты что-то разбил. (Ох).


9. Итог урока ( 2 мин.)

1.В результате исследования случилось ли у вас сегодня открытие нового знания? Оцените свой вклад на этом важном этапе (шкала успеха в тетрадях).

2.Что узнали о междометиях?

(Не отвечают на вопросы, ничего не обозначают. Выражают чувства, но не называют их. Делают нашу речь эмоциональней, краше)

11. Домашнее задание вариативное:

Составить словарь междометий

Придумать сказку про междометия

Д.М.Упр№88



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
«Слова, которые выражают различные чувства, их роль в речи. Междометие»

Автор: Данилова Альфия Абударовна

Дата: 13.09.2015

Номер свидетельства: 230541

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока русского языка по теме "Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи""
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_po_tiemie_slova_kotoryie_vyrazhaiut_razlichnyie_chuvstva_i_ikh_rol_v_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "345048"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1474479498"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Слова, которые выражают различные чувства, их роль в речи. (по программе «Школа 2100»)"
    ["seo_title"] => string(90) "slova-kotoryie-vyrazhaiut-razlichnyie-chuvstva-ikh-rol-v-riechi-po-proghrammie-shkola-2100"
    ["file_id"] => string(6) "131415"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416149858"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока: "Слова, к которым нельзя задать вопрос" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-slova-k-kotorym-niel-zia-zadat-vopros"
    ["file_id"] => string(6) "104546"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402731372"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Урок русского языка "Междометия""
    ["seo_title"] => string(33) "urokrusskoghoiazykamiezhdomietiia"
    ["file_id"] => string(6) "273256"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452174889"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Междометие- особая часть речи "
    ["seo_title"] => string(35) "miezhdomietiie-osobaia-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "203455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429499196"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства