Цель урока:
- Познакомить со словами, в которым нельзя задать вопрос.
- Развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, грамматическое чутьё.
- Воспитывать уважительное отношение к ответам учащихся, аккуратность в тетрадях.
Ход урока:
- Организация класса
- Работа в тетрадях: (запись числа, классная работа)
- Работа с группой слов:
- Прочитайте слова:
Кружились, фу, кувшин, ах, дружили, пушистый, чаща, частный, ой, чувство.
- На какие группы можно разделить эти слова?
1. По количеству слогов -2 -3 слога.
2. По орфограммам (жи, ши, ча)
- Какое правило надо помнить при написании?
3. По вопроса: Что? Что делали? Какой?
Кувшин кружились пушистый
чаща дружили частый
чувство
- Меня заинтересовало слово чувство. Как вы понимаете значение этого слова?
В.Даль – «Чувство – состояние того, кто чувствует что-либо» (Чувство боли, радости, любопытства. У человека 5 органов чувств: ухо, нос, язык, кожа).
Ожегов – Чувство – способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия, а также самое такое ощущение.
Все в своей жизни переживали -чувство гордости, достоинства, юмора, любови.
- Какие чувства может испытывать человек в разных ситуациях?
Радость, удовольствие, испуг, страх, неудовольствие.
- Оставшиеся слова прочитайте, запишите их. (фу, ах, ой).
- А можно ли к этим словам поставить вопрос?
- Что выражают эти слова? (чувство)
IV. Сообщение темы урока:
Сегодня мы познакомимся со словами к которым нельзя задать вопрос, как они называются, какую роль выполняют речи.
V. Практическая работа: (подготовка к изучению нового)
- Что это? ( на доске фото цветка)
-Послушайте, что скажут об этом цветке дети. ( к доске выходят трое детей)
- Ах, какая прелесть! ( Полина)
-Ой, правда необычный цветок! (Катя)
-Фу, обыкновенный цветок (Дима).
- Какое чувство передала Полина по отношению к цветку? ( радость, восторг.
- Какое чувство передала Катя по отношению к цветку? (удивление)
- Какое слово помогло понять её чувство? (ах)
- Какое слово помогло Диме понять чувство?
- Какое чувство передал он по отношению к цветку? ( безразличие)
VI. Беседа:
- Ребята как часто вы употребляете в своей речи слова – ах, фу, ой?
- Что они передали, выразили этими словами? (своё отношение, свои чувства)
- Слова, которые вызывают чувства и к ним нельзя поставить вопрос называются МЕЖДОМЕТИЕ ( на доску)
- Знаете ли вы другие слова, при помощи которых можно передать свои чувства?
Радость, удивление –ух
Страх-ой
Восторг –ах
Насмешка –ха-ха, хе-хе.
Радость, ликование –эх
Радость, удивление – ух
VII. Работа в учебнике: Задание: упр. 103 стр. 66
- Прочитайте задание.
- Предложение про себя (чтение в слух)
Ах, как хорошо! – Какое чувство передали? Радости
Ох, и устал я сегодня! - Какое чувство передали? Усталости
-Какое слово помогло передать чувство усталости? Ох
Ух, как страшно! - Какое чувство передали? страха.
- Что мы не сказали про эти слова?
(эти слова на письме выделяются запятыми)
-Прочитаем предложения без междометий.
- Что заметили? (предложения стали бледнее и не всегда можно понять, как прочитать и с какой интонацией).
-Как думаете, для чего в речи нужны эти слова?
Вывод:
С помощью междометий можно выразить чувства. Эти слова делают речь ярче, эмоциональнее, богаче.
- Запишите эти предложения, обратите внимание на знаки препинания в предложениях.
Упр. 104 стр. 67
-Прочитайте задание, внимательно посмотрите на схемы предложений.
- Что заметили? ( эти слова могут быть целыми предложениями, после таких маленьких слов ставится восклицательный знак). Это зависит от того, с каким чувством произносит говорящий.
Составит предложения (иллюстрация)
-Кого вы видите? ( к схеме второго предложения составить предложение)
Ах! Очень красивые цветы
Ух! Как хорошо! Ух! Как страшно!
- Какое чувство передали?
-Какое слово помогло? ( запишите эти предложения).
VIII. Словарная работа.
- Прочитайте слова, подберите подходящее слово:
Ясная
Дождливая
Солнечная
Холодная п__года.
- Назовите 1-ый, 2-ой, 3-ый слог
-Произнесём с ударением
-На какой слог падает ударение?
-Произнесём гласный звук 1-го слога.
Стр.157 –словарь
-Какой буквой может обозначаться?
-Как понимаете значение слова погода?
Погода-состояние природы в определённом месте, определённое время.
Слово образовалось с помощью приставки ПО –ОТ-ГОД- подходящее, благоприятное время.
Первоначально словом погода называли только благоприятное состояние природы, а словом непогода- ненастье.
-Сейчас значение слова расширилось:
Хороша погода, плохая погода.
-Какая сегодня погода?
-Составьте предложение употребляя междометия.
Ах, _______ _________! Ой! Какая погода!
-Какие слова помогли передать чувства?
-Менялись ли чувства?
-Запишите 2 предложения. (проверка)
IX.Итоги:
- Почему эти слова особые? (нельзя задать вопрос)
- Что выражают? (чувства)
- Как называются эти слова?
- Как эти слова выделяются на письме?
Слова, к которым нельзя задать вопрос, выражают различные чувства называются междометиями.
- Какие проявляются чувства, когда заканчивается урок?
-Ответьте предложением (схема)
- Какие слова помогли передать чувства?