Тема урока. Правописание слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу.
Тема урока. Правописание слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу.
Цели деятельности учителя. Закреплять представления о твердых согласных звуках [ж], [ш]; упражнять детей в традиционном написании сочетаний жи–ши с буквой и, ча–ща с буквой а, чу–щу с буквой у.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные:
научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу и их обозначение буквами; находить в словах эти сочетания, подбирать примеры слов; писать слова с сочетаниями жи–ши, ча–-ща, чу–щу;
получат возможность научиться: оценивать результаты выполненных заданий, работать со страничкой для любознательных.
Метапредметные:
познавательные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;
коммуникативные – развивать способность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;
регулятивные – оценивает свои достижения на уроке.
Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Образовательные ресурсы. Презентация «Правописание слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу», «Путевой лист» с заданиями для групповой работы, карточки для индивидуальной работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема урока. Правописание слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу. »
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ
УМК «Школа России»
Учитель
начальных классов
Петрова Ирина Игоревна
МОСКВА 2014
Тема урока. Правописание слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу.
Цели деятельности учителя. Закреплять представления о твердых согласных звуках [ж], [ш]; упражнять детей в традиционном написании сочетаний жи–ши с буквой и, ча–ща с буквой а, чу–щу с буквой у.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные:
научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу и их обозначение буквами; находить в словах эти сочетания, подбирать примеры слов; писать слова с сочетаниями жи–ши, ча–-ща, чу–щу;
получат возможность научиться: оценивать результаты выполненных заданий, работать со страничкой для любознательных.
Метапредметные:
познавательные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;
коммуникативные – развивать способность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;
регулятивные – оценивает свои достижения на уроке.
Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Образовательные ресурсы. Презентация «Правописание слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу», «Путевой лист» с заданиями для групповой работы, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока.
I. Организационный момент. (Слайд 1)
Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно.
II. Актуализация знаний. (Слайд 2)
Дети садятся по группам. Выбирают консультанта. Консультант берёт у учителя «Путевой лист».
- Прочитайте название свое группы. Какую орфограмму увидели в названии?
1 группа – ЖИГУЛИ, 2 группа – ДЖИП, 3 группа – ДЖИЛИ, 4 группа – ЧАЙКА.
- Повторим правила работы в группе.
1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.
2. Не согласен – объясни, почему.
3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.
4. Говори только по делу.
5. Работайте дружно, помогайте друг другу.
- Взяли руль и поехали на улицу Правописания. Прочитайте слова. Разделите их на 3 группы, поместив в домики.
жираф ерши дача щука чудо роща
Какие слова отнесли к 1 группе? Ко 2 группе? К 3 группе?
Какой еще признак объединяет эти слова?
Сформулируйте тему и задачи урока по схеме.
Узнаю…
Буду учиться….
III. Словарная работа. (Слайд 3)
- Отправляемся на улицу Словарная.
- Сегодня познакомимся с новым словом, но для этого вам нужно разгадать ребус. (Дан ребус на слово «машина»)
- Что же такое машина?
Толкование слова. (Электронное приложение к учебнику)
- На самом деле слово «машина» не означает только вид транспорта. Слово «машина» пришло из французского языка и означало «махина» или «сооружение». А в словаре дается такое понятие слову «машина» - «механическое устройство, совершающее полезную работу».
Пальчиковая гимнастика.
Запись слова «машина» в тетрадь с последующим анализом.
Количество слогов.
Определение ударного слога.
Определение безударной гласной.
Определение орфограмм в слове.
- А какое еще слово с орфограммой жи-ши спряталось в слове «машина»? (Шина)
Работа с пословицей
- Прочитайте пословицу.
Какая о машине забота, такая и её работа.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Запись пословицы в тетрадь.
IV. Изучение нового материала.
- Едем на улицу Учебная.
1. Работа с учебником. (Стр. 115 упр.1)
- Что нужно знать, чтобы выполнить упражнение?
Дети списывают один столбик. Подчеркивают орфограммы.
Взаимопроверка.
2. Чтение правила.
3. Составление рифмовки для запоминания правила.
Для каждой группы в конверте слова рифмовки. Дети должны составить рифмовку и выразительно прочитать.
- Проверяем работу групп. Вспомним правила обсуждения.
Правила обсуждения ответов.
- Будьте внимательны. Представитель группы отвечает, а вы слушаете и…(слышите), смотрите и…(видите), думаете и…(оцениваете).
Знаем твердо, что ЖИ – ШИ, Пишем только с гласной И!
4. Работа по «Страничке для любознательных». Сведения о языке.
- Отправляемся на улицу Любознательных.
- Почему ж, ш твердые звуки, а рядом с ними мы всегда пишем и?
-Почему ч, щ всегда мягкие, а мы пишем рядом с ними а и у?
Чтение сведений о языке.
- Что узнали нового?
5. Упражнение «Вставь пропущенную орфограмму». Проверка при помощи сигнальных карточек. (Слайд 5)
- Поедем отдыхать на природу. А для чего на улицах года установлены светофоры?
__сто в __ще я и__ Ягодку малинку. Я мол__, мол__, мол__, Все кладу в корзинку. Вот уже закрыто дно. Вот уж серединка. Я и__, и__, и__. Пока__сь, малинка!
Проверка при помощи сигнальных карточек.
Отгадывание загадок. Физминутка.
- А сейчас мы отправляемся по дороге загадок. Отгадки вы можете найти в классе.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник.)
Два березовых коня По снегам несут меня. Кони эти рыжи, А зовут их … (Лыжи.)
Точно мы должны ходить, Можем рано разбудить. Бить умеем, но не вас.
Отбиваем каждый час. (Часы.)
Щи люблю я из капусты. Но и с Ним бывает вкусно! Витаминов — прямо клад! Я бываю очень рад, Скушать кисленький листок. Я б, конечно, больше смог! Но… поем со щами Витаминный …. щавель.
Стой, плотва и караси! И пощады не проси: Я хозяйка здесь в пруду, На охоту я иду. (Щука.)
Белая чашка, Зелёное блюдце, Красивая, хрупкая, Не тонет, не бьётся.
(Кувшинка.)
Работа по развитию речи. (Слайд 6)
- Отправляемся на улицу Пословиц.
- У каждой группы на столе лежит кружок определенного цвета. Возьмите его и подойдите к конверту того же цвета. Из слов в конвертах нужно составить пословицу и с помощью клея приклеить на лист. Найти слова с шипящими и вставить гласную, используя правила, которые мы сегодня повторили.
1. Век ж_ви, век учись.
2. Ш_ла в мешке не утаишь.
3. Не спеш_ языком — торопись делом.
4. Ж_знь дана на добрые дела.
- Сколько слов в предложении? Как вы понимаете смысл пословицы?
Отчёт групп о проделанной работе.
7. Самопроверка знаний. (Слайд 7)
- Остановимся проверить наши знания.
В каком слове слог жи ударный?
1. Живот
2. Жираф
3. Моржи
После какой буквы не пишется буква ы?
1. п
2. ж
3. н
Найти слово с ошибкой
Шына
Малыши
Лужица
Машина
V. Рефлексия. (Слайд 8)
Давайте подведём итоги урока.
Ребята выбирают любое высказывание и продолжают его.
-Сегодня я узнал… (для чего нужны правила, что правила появляются там, где есть что-то необычное)
-У меня получилось… ( написать тест без ошибок… и т.д)
Мы много путешествовали, а теперь каждый водитель отправит свой автомобиль на автостоянку. Если на уроке было интересно, всё получалось, ставим машину на автостоянку «Солнышко», если возникали затруднения на автостоянку «Тучка».