Преподаватель – Каранова Анна Михайловна Учитель начальных классов Квалификационная категория: высшая |
Образовательное учреждение: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 р.п.Татищево» Татищевского района Саратовской области . |
Электронный адрес: [email protected] |
Предмет: русский язык. |
Тема урока: «Правописание гласных после шипящих ». |
Класс: 1. |
Учебник: Система учебников «Начальная школа ХХI века». С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова «Русский язык 1 класс» Издательство "Вентана - Граф" Москва 2010 г. |
Дидактическое обоснование урока |
Урок разработан в свете ФГОС НОО. Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке русского языка в 1 классе. Система учебников «Начальная школа ХХI века». |
Тема урока: «Правописание гласных после шипящих». |
Тип урока: урок «открытия» нового знания. |
Дидактическая цель: создание условий для «открытия» нового знания. |
Методические задачи урока: |
Систематизировать знания учащихся правописании гласных после шипящих Учить правильно записывать сочетания ча-ща, чу-щу, определять, каким правилом регулируется написание, применять это правило. Обогащать активный словарь учащихся. Формирование познавательных УУД: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с печатным источником; умения структурировать знания; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умения наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операций анализа и синтеза, подведение под понятие; умение строить логическую цепь рассуждений. Формирование логических УУД: умение выполнять целеполагание, планирование, контроль и коррекцию, оценку деятельности. Формирование личностных УУД: формировать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; Формирование коммуникативных УУД: воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; умение адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища. Планируемые результаты: Предметные: ученик научится распознавать имена собственные и нарицательные, правильно записывать имена собственные. Метапредметные: ученик, умеющий организовать своё рабочее место, пользоваться учебником как источником информации по алгоритму, умеющий наблюдать, анализировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность. Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом. Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданиями. |
Технологическая карта урока |
Этап | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Солнце яркое проснулось, В гости к нам пришло с утра, Всем ребятам улыбнулось, Начинать урок пора. - Ребята! Мы начнем наш урок, как всегда, с минутки чистописания. Откройте тетради на странице 19. - Посмотрите, что мы сегодня будем дорисовывать? Правильно, это чашка. Посмотрите внимательно на первую чашку, запомните её детали. Дорисуйте 2,3,4 чашки самостоятельно. Кто дорисовал, может раскрасить. - Какие буквы написаны на первой строке? Напишите их также до конца строки. - Что написано на второй строке? Напишите ещё по 3 раза. - Что написано на третьей строке? Напишите ещё 1раз. | Организация учащихся, установка на эффективную работу, включение в деловой ритм. Подведение к озвучиванию учебных задач, темы урока. | Психологическая подготовка к уроку, к восприятию нового материала. | Личностные УУД: самоопределение. Регулятивные УУД: целеполагание. Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли. Познавательные УУД: поиск и выделение информации. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | б) Словарная работа (на слайдах). (в презентации) В русской речи, в русской речи Есть волшебная страна, Та, которая словами, Как людьми населена. Правит ими государь… По прозванию Словарь. - Посмотрите на экран. Какое первое слово мы запишем?(огурец) Какое второе?(помидор) Какое третье?(морковь) Давайте поставим ударение и подчеркнем буквы, написание которых нужно запомнить. - Что общего у этих слов? А если делить на множества, сколько множеств вы бы сделали? Почему? - Составьте предложение с одним из слов, запишите (один ученик записывает на доске), подчеркните главные члены предложения. В это время несколько человек работают по карточкам.(в приложении) | Актуализация знаний учащихся: определение уровня знаний. Мотивирование учащихся на решение учебных задач. | Выполнение дидактического упражнения, фиксация знаний и не знаний, затруднений. | Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка. Познавательные УУД. Общеучебные универсальные действия: умение внимательно слушать. Логические универсальные действия: анализ материала; вывод-ответ. Осознание проблемы и желания ее решить. |
3.Постановка учебной задачи. | - Ребята посмотрите, наш знакомый герой Незнайка тоже составил предложение (на слайде), (в презентации). Прочитайте его. Скажите: Незнайка правильно написал предложение, у него есть ошибка? Проблема: как пишутся сочетания ча-ща, чу-щу? Физминутка пальчиковая. Как живешь? Вот так! (дети показывают большой палец) Как идешь? Вот так! (дети «шагают пальцами по ладошке) Как даешь? Вот так! (дети показывают раскрытые ладошки) Как берешь? Вот так! (дети сжимают ладошки) Как бежишь? Вот так! (дети имитируют бег сидя)) Ночью спишь? Вот так! (дети показывают, как они спят) Как молчишь? Вот так! (дети закрывают рот ладошками) Как грозишь? Вот так! (дети грозят соседу по парте указательным пальцем) | Введение учителем проблемной ситуации (задачи). | Уточнение темы урока. | Регулятивные УУД: целеполагание. Коммуникативные УУД: планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками). |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | - Правильно в слове учатся после ч нужно писать букву а, а почему? Что мы знаем о звуках ч и щ? (повторение о правописании ча – ща, чу - щу) а) – Откройте учебник на странице 117. Давайте выполним упражнение 4. Прочитайте задание. Какие слова, которые заканчиваются на слог чай, можно составить? Скажите, эти слова будут являться родственными, почему? . Какие слова, которые начинаются на слог чай, можно составить? Скажите, а эти слова будут являться родственными? А какие из них родственные, а какое слово лишнее. Запишите все составленные слова, выделите сочетание ча. В это время несколько человек работают по карточкам. (в приложении) б) - Выполняем упражнения 6, 7 устно. Упражнение 6: подбери слова к словосочетаниям. Упражнение 7: прочитать предложения выразительно. Физминутка (на слайде), (в презентации). Рыбка плавает в водице, Хочет рыбка поиграть. Ах ты, рыбка, озорница! Я хочу тебя поймать! | Организация учащихся на изучение нового материала; построение проекта выхода из затруднений. | Выполнение заданий. | Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль в форме сличения, коррекция. Познавательные УУД: логические универсальные действия: решение проблемы. Коммуникативные УУД: сотрудничество, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
5.Первичное закрепление. | - Ребята, какие рыбы вы ещё знаете? а)- Посмотрите, какие рыбы есть ещё в природе (на слайде), (в приложении). А какая из этих рыб хищная рыба? Правильно щука. Запишите слово щука и подберите к нему однокоренные или родственные слова (щуренок, щучья). б)- Давайте с вами немного поиграем в игру в игру «Найди пару». На доске написаны в два столбика словосочетания. I вариант внимательно читает словосочетания первого столбика, а II вариант – словосочетания второго столбика, несколько раз читаем, ребята. Теперь составляем предложения: сначала говорит предложение ученик с первого варианта, а ученики во второго варианта добавляют свое, подходящее по смыслу словосочетание. сегодня наступило большую щ…ку побежал в рощ… ч…десное утро дети поймали белый заяц | Установление осознанного восприятия. Обобщение. | Разрешение проблемной ситуации. Комплекс упражнений для снятия утомления с глаз. | Регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные УУД: общеучебные –логические (анализ, классификация, подведение под понятие, вывод.) |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | - Запишите предложение, которое вам понравилось, подчеркните сочетания чу-щу. (если выполнил быстро, дополнительное задание: подчекнуть главные члены предложения). Но сначала вспомним правило оформления предложения на письме. | Организация деятельности по применению новых знаний. | Контролировать свою деятельность. | Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные УУД: самоопределение. |
7.Рефлексия деятельности (итог урока) | - Ребята над какой темой мы сегодня работали? Как пишутся сочетания ча – ща? Как пишутся сочетания чу – щу? Как пишутся сочетания жи - ши? - Итак, ребята , наш урок подошел к концу. Как вы себя сегодня чувствовали на уроке? Как вы думаете, как вы работали сегодня на уроке? Возьмите цветочки и оцените свою работу Быстро, правильно и самостоятельно. Правильно, но медленно. Правильно, но с помощью других. Быстро, но не правильно. | Организация рефлексии. | Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степени их соответствия. | Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные УУД: рефлексия. Личностные УУД: смыслообразование. |