Нахождение прямой речи и слов автора а) - Откройте учебник на стр. 83, упр. 83 - Кто автор этих стихотворных отрывков? ( А.С. Пушкин) - Определите по рисункам на пазлах, из каких сказок здесь строки? - Прочитайте первый отрывок. - Кому принадлежат выделенные слова? (Царю, рыбке, царице) -Как называется эта речь? б) Чтение определения. Прямая речь – это передача чужой речи дословно, без изменения. – Прочитайте в предложениях только прямую речь. – Почему эта речь получила такое название? – Что ещё есть в предложениях с прямой речью? (Часть, в которой назван тот, кто говорит, автор этой прямой речи.) Учитель сообщает, что такие слова называются словами автора. – Сделайте общий вывод: из чего состоят предложения с прямой речью? (Из слов автора и прямой речи.) в) Работа над определением. – Прочитайте определение в рамке (с. 84). – Назовите ключевые слова. – Какие сокращения вводятся для них? (Буквы А (слова автора) и П (прямая речь).) – Задайте вопрос к каждой части. – В какой из них содержится ответ на вопрос: что такое прямая речь? Что такое слова автора? (Во второй части.) 2. Пунктуационное оформление предложений с прямой речью. а) – Понаблюдаем, как оформляются на письме предложения с прямой речью. – Как выделена прямая речь в отрывках из упр. 83? (Жирный шрифт, кавычки.) – Как вы думаете, почему прямая речь заключается в кавычки? (Чтобы легко было узнать говорящего, определить границы прямой речи.) – Какой ещё знак «сигнализирует», предупреждает: дальше будет прямая речь? (Двоеточие.) б) Сравните свой вывод с авторским (в рамке в учебнике на с. 85). – О чём ещё, не отмеченном вами, здесь говорится? (О знаках в конце прямой речи.) – Как вы думаете, от чего зависит выбор знака – точка, вопросительный, восклицательный, многоточие? (От содержания прямой речи, цели высказывания, интонации.) – Обратите внимание! Где стоят эти знаки? Все ли занимают одинаковое положение? (Нет, точка стоит после последних кавычек, а все остальные знаки перед кавычками.) |