kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку по теме «Определение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 4 «Б» классе

по теме «Определение»

Цели: -  дать понятие об определении, его основных свойствах;

        - развивать навык самостоятельной работы при обобщении                                           

         материала;

        - продолжить работу над развитием речи учащихся,

- воспитывать  толерантность, чувство взаимопомощи.

Тип урока: проблемный постановочный.

Методы урока: частично – поисковый, наглядный.

Оборудование: учебники, тетради, опорный материал, карточки для самостоятельной работы, карточки – подсказки разных уровней сложности, мультимедийные картинки в качестве наглядного материала.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Психологический настрой.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво.

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнем урок, друзья!

Речь учителя.

 - Я думаю, что настроение у вас сегодня радостное, приподнятое, весеннее, ведь наступила настоящая весна и урок у нас сегодня необычный. Нам предстоит решить проблему, которая касается темы нашего урока.

- Ребята обратите внимание у вас на партах лежат кружки трех цветов:

красный – работал на отлично;  зеленый – работал хорошо, но могу больше; оранжевый – испытывал трудности. В конце урока вы сами оцените свою работу с помощью кружков.

 Открываем тетради  и приступаем к работе (число, классная работа). Слайд 1 Давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание.

3.Проверка дом. задания:

Игра «Я - учитель» (ученик в роли учителя)

1. Начнем повторение с теории.

- Назовите главние члены предложения. Как их еще называют?

- Назовите второстепенные члены предложения?

- На какие вопросы отвечает дополнение? (Вопросы косвенных падежей)

- А какие падежи мы называем косвенными? (Все, кроме именительного)

- На какие вопросы отвечает обстоятельство? Определение?

Молодцы!

2. Проверим домашнее задание. Вы дома составили предложения к схемам. Прочитайте, пожалуйста, что получилось. (2-3 чел.)         Слайд 2

_____ =====  _ _ _ _      _ _ _ _.  (Ребята ждали прилёта скворцов)

_ _ _ _    ====== _______. (В зоопарке живут медведи)   слайд 1

- Давайте сделаем вывод.       Слайд 3

4.Словарная работа.

Игра-соревнование «Кто больше запомнит»

Нам предстоит сегодня на уроке совершить новые открытия, узнать много интересного, а для этого вы должны быть очень наблюдательны и иметь хорошую память. Проверим, хорошая ли у вас память? Сейчас узнаем, как вы запомнили словарные слова.

Переходим к словарно-орфографической работе.

    1.Кто больше запомнит слов. Ребята посмотрите на доску в течение 2 мин. и затем запишите, сколько слов запомнили:       Слайд 4

Аптека, вагон, вокзал, кастрюля, квартира, запад, завтрак, картина, народ, ракета, растение.

Поставьте ударения в словах.

    3. Взаимопроверка.

    4. Проверка на доске.                 Слайд 5

5.Знакомство с новым словом.

1) Мы сегодня познакомимся еще с одним словарным словом хороший.

 Слайд 6

Спишите его, поставьте ударение, подчеркните «опасные места». Назовите ударный и безударные слоги.

2) Как вы понимаете значение этого слова? (В словаре Ожегова)

Хороший – вполне положительный по своим качествам, такой, как следует, например, работник, голос, характер.         Слайд 7

3)_Обратимся к этимологии этого слова – поможет нам Дильназ.

Это слово древнерусское, имело значение красивый или чистый, известно с XI века. Существует несколько версий относительно происхождения данного слова. Согласно одной из них, слово образовалось на базе общеславянского корня чистый, убранный. Согласно другой – оно было заимствовано из языков жителей Кавказа. В современном языке слово употребляется в значении «то, что не приносит вреда, то, что внушает доверие».      Слайд 8

4) Вспомните пословицы, в которых употребляется это слово.

Хорошее дело само светится.

Хорошая книга – лучший друг.

Хорошая речь лучше меда.  Слайд 9

6.Чистописание.

     1. Переходим к минутке чистописания.

1) Отгадайте загадку: Красная девица по небу ходит.  (Солнце).  

Слайд 9

- Орфограмма?

2) Сейчас мы с вами определим, какую букву будем писать на минутке чистописания. Эта буква обозначает в слове «солнце» согласный, глухой, парный, твёрдый звук. (Буква «С») Мы напишем её с буквами, которые являются в алфавите её соседями.

На экране запись: с р т СС   р т с Р Р   т р с ТТ      Слайд 10

 - Хорошо, справились с заданием. А сейчас мы приступим к самому главному: вы должны подумать и сделать вывод о том, какова тема сегодняшнего урока. Для этого  выполним следующее  задание.

7. Новый материал

Внимание на экран.            Слайд 11

Я к нашему слову « солнце»  добавила ещё 3. Прочтите их.

Доска: солнце, весенний, аллея, осветило.-?

1) Посмотрите на доску и составьте предложение к этой схеме (она состоит  из вопросов):

1. Какое?.    2. Что?.     3. Что делало?.    4. Что?.    Слайд 11

Давайте его запишем в тетради и на доске. (Под схемой) – 1 ученик у доски

- Разберите предложение по членам предложения и частям речи (объяснение после выполнения)

- Назовите слова, которые являются главными членами предложения? (солнце осветило).

- Как еще мы называем их? (Грамматическая основа предложения)   Слайд11

- Как одним словом назвать все остальные члены предложения? (Второстепенные) Слайд11

- Какой известный второстепенный член нам встретился? (Дополнение)

- А есть ли здесь ещё второстепенный член?

- С каким второстепенным членом мы недостаточно знакомы? Кто знает, как он называется?

- Так вы догадались,  какова тема урока?

(Вт. член - определение)

8.Самостоятельная работа по карточкам:

 – Нам необходимо собрать все сведения об определении, и вы это сделаете сами. Для этого будете работать самостоятельно по карточкам по рядам. Каждый ряд получит предложение (см. приложение). Каждый из вас прямо в карточке поработает с ним, разберет синтаксически. Подайте сигнал, когда будете готовы.         Слайд 12

По очереди ученики выходят и делают вывод

1. Пришла долгожданная весна!                               

2. Мелькнул лисий хвост.

3. Зелёным ковром покрылась земля?

- С каким членом предложения согласуется определение в 1 и 2 предложениях? (с подлежащим)

- С каким еще членом предложения может согласоваться определение? (дополнение).

 Вот какое ещё мы знание для себя открыли.

А сейчас соберите все сведения об определении и попытайтесь сделать вывод о том, что же называется определением.

Физкультминутка

- Я вижу, вы немного устали,  проведем разминку. Я буду называть словосочетание. Если в нем есть дополнение, все приседаем; если определение – хлопаем.

Растёт в саду, густая трава, тонкий лёд, освободиться ото льда, греться на солнышке, хороший день.

Потянулись все, вдох-выдох.

9. Работа по учебнику:

Мы сделали вывод об определении, давайте познакомимся с теорией в учебнике. Откроем стр. 153, почитаем правило:

- Что вы  узнали о второстепенном члене предложения - определении?

Признак предмета или явления

Обозначает определение.

«Чей?» и «Какой?» вопросы просты

Лишь не хватает волнистой черты.

10. Закрепление.

- Выполним упражнение 489, страница 155.        Слайд 13

Прочитайте задание (один ученик читает задание).

Прочитаем текст (один ученик читает)

- Какие второстепенные члены предложения нужно использовать для описания страны, куда попала Элли?

- Скажите, пожалуйста, нужны ли нам определения в речи? Будет ли понятен смысл предложения без определений?

- Давайте вставим пропущенные определения и запишем определения на доске. Устно ставьте вопросы к определениям. Выделите окончания.

- Докажи, что это текст описание. Какую роль играют в нем определения?

- Сделаем вывод, какой текст точнее рисует картину: с определениями или без них?

- А как называется определение, создающее образное представление о предмете, рисующее картину? (Эпитет)

11. Творческая работа:

3) - Запишем предложение.         Слайд14

Наступила долгожданная многоголосая весна.

 - Найдем определения. Чем они выражены? Какое слово поясняют?  Есть ли среди них эпитет? Назовите.

4) А теперь вам предстоит  поработать творчески. Напишите  мини-сочинение из 3 предложений, используя определения. Первое предложение у вас уже есть. Подумайте, кто по какому варианту будет работать: 1 вар – пишу сам, 2 вар – прошу помощи, 3 вар – прошу большой помощи. Кто пойдет по 3 варианту? Возьмите подсказки. Кто по 2 вар?          Слайд 15

 Проверка 2-3 учащихся читают свои сочинения.

12. Итоги

- С каким второстепенным членом мы сегодня познакомились?

- Что такое определение?

- Чем может быть выражено определение?

- Для чего нужны определения в речи?

13.Оценивание:

- Ребята оцените свою работу на уроке, у вас на партах лежат кружки трех цветов: красный – работал на отлично;  зеленый – работал хорошо, но могу больше; оранжевый – испытывал трудности. В конце урока вы сами оцените свою работу с помощью кружков.                    Слайд 16

14.Рефлексия:

У каждого на столе рисунок с солнышком. Подумайте и нарисуйте, какую погоду сделало ваше участие на уроке: ясную, облачную или пасмурную. Слайд 17

15. Дом. задание:

 с. 154 правило.

Спасибо за урок, вы хорошо поработали сегодня. Урок окончен, встали.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме «Определение» »

Конспект урока по русскому языку в 4 «Б» классе

по теме «Определение»


Цели: - дать понятие об определении, его основных свойствах;

- развивать навык самостоятельной работы при обобщении

материала;

- продолжить работу над развитием речи учащихся,

- воспитывать толерантность, чувство взаимопомощи.

Тип урока: проблемный постановочный.


Методы урока: частично – поисковый, наглядный.


Оборудование: учебники, тетради, опорный материал, карточки для самостоятельной работы, карточки – подсказки разных уровней сложности, мультимедийные картинки в качестве наглядного материала.


Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Психологический настрой.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво.

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнем урок, друзья!

Речь учителя.

- Я думаю, что настроение у вас сегодня радостное, приподнятое, весеннее, ведь наступила настоящая весна и урок у нас сегодня необычный. Нам предстоит решить проблему, которая касается темы нашего урока.

- Ребята обратите внимание у вас на партах лежат кружки трех цветов:

красный – работал на отлично; зеленый – работал хорошо, но могу больше; оранжевый – испытывал трудности. В конце урока вы сами оцените свою работу с помощью кружков.


Открываем тетради и приступаем к работе (число, классная работа). Слайд 1 Давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание.


3.Проверка дом. задания:

Игра «Я - учитель» (ученик в роли учителя)

1. Начнем повторение с теории.

- Назовите главние члены предложения. Как их еще называют?

- Назовите второстепенные члены предложения?

- На какие вопросы отвечает дополнение? (Вопросы косвенных падежей)

- А какие падежи мы называем косвенными? (Все, кроме именительного)

- На какие вопросы отвечает обстоятельство? Определение?

Молодцы!

2. Проверим домашнее задание. Вы дома составили предложения к схемам. Прочитайте, пожалуйста, что получилось. (2-3 чел.) Слайд 2

_____ ===== _ _ _ _ _ _ _ _ . (Ребята ждали прилёта скворцов)


_ _ _ _ ====== _______ . (В зоопарке живут медведи) слайд 1

- Давайте сделаем вывод. Слайд 3


4.Словарная работа.

Игра-соревнование «Кто больше запомнит»

Нам предстоит сегодня на уроке совершить новые открытия, узнать много интересного, а для этого вы должны быть очень наблюдательны и иметь хорошую память. Проверим, хорошая ли у вас память? Сейчас узнаем, как вы запомнили словарные слова.

Переходим к словарно-орфографической работе.

1.Кто больше запомнит слов. Ребята посмотрите на доску в течение 2 мин. и затем запишите, сколько слов запомнили: Слайд 4

Аптека, вагон, вокзал, кастрюля, квартира, запад, завтрак, картина, народ, ракета, растение.

Поставьте ударения в словах.

3. Взаимопроверка.

4. Проверка на доске. Слайд 5


5.Знакомство с новым словом.

1) Мы сегодня познакомимся еще с одним словарным словом хороший.

Слайд 6

Спишите его, поставьте ударение, подчеркните «опасные места». Назовите ударный и безударные слоги.

2) Как вы понимаете значение этого слова? (В словаре Ожегова)

Хороший – вполне положительный по своим качествам, такой, как следует, например, работник, голос, характер. Слайд 7

3)_Обратимся к этимологии этого слова – поможет нам Дильназ.

Это слово древнерусское, имело значение красивый или чистый, известно с XI века. Существует несколько версий относительно происхождения данного слова. Согласно одной из них, слово образовалось на базе общеславянского корня чистый, убранный. Согласно другой – оно было заимствовано из языков жителей Кавказа. В современном языке слово употребляется в значении «то, что не приносит вреда, то, что внушает доверие». Слайд 8

4) Вспомните пословицы, в которых употребляется это слово.

Хорошее дело само светится.

Хорошая книга – лучший друг.

Хорошая речь лучше меда. Слайд 9


6.Чистописание.

1. Переходим к минутке чистописания.

1) Отгадайте загадку: Красная девица по небу ходит. (Солнце).

Слайд 9

- Орфограмма?

2) Сейчас мы с вами определим, какую букву будем писать на минутке чистописания. Эта буква обозначает в слове «солнце» согласный, глухой, парный, твёрдый звук. (Буква «С») Мы напишем её с буквами, которые являются в алфавите её соседями.

На экране запись: с р т СС р т с Р Р т р с ТТ Слайд 10

- Хорошо, справились с заданием. А сейчас мы приступим к самому главному: вы должны подумать и сделать вывод о том, какова тема сегодняшнего урока. Для этого выполним следующее задание.


7. Новый материал

Внимание на экран. Слайд 11

Я к нашему слову « солнце» добавила ещё 3. Прочтите их.

Доска: солнце, весенний, аллея, осветило.--?


1) Посмотрите на доску и составьте предложение к этой схеме (она состоит из вопросов):


1. Какое?... 2. Что?... 3. Что делало?... 4. Что?... Слайд 11


Давайте его запишем в тетради и на доске. (Под схемой) – 1 ученик у доски

- Разберите предложение по членам предложения и частям речи (объяснение после выполнения)

- Назовите слова, которые являются главными членами предложения? (солнце осветило).

- Как еще мы называем их? (Грамматическая основа предложения) Слайд11

- Как одним словом назвать все остальные члены предложения? (Второстепенные) Слайд11

- Какой известный второстепенный член нам встретился? (Дополнение)

- А есть ли здесь ещё второстепенный член?

- С каким второстепенным членом мы недостаточно знакомы? Кто знает, как он называется?

- Так вы догадались, какова тема урока?

(Вт. член - определение)

8.Самостоятельная работа по карточкам:

– Нам необходимо собрать все сведения об определении, и вы это сделаете сами. Для этого будете работать самостоятельно по карточкам по рядам. Каждый ряд получит предложение (см. приложение). Каждый из вас прямо в карточке поработает с ним, разберет синтаксически. Подайте сигнал, когда будете готовы. Слайд 12

По очереди ученики выходят и делают вывод.

1. Пришла долгожданная весна!

2. Мелькнул лисий хвост.

3. Зелёным ковром покрылась земля?

- С каким членом предложения согласуется определение в 1 и 2 предложениях? (с подлежащим)

- С каким еще членом предложения может согласоваться определение? (дополнение).

Вот какое ещё мы знание для себя открыли.


А сейчас соберите все сведения об определении и попытайтесь сделать вывод о том, что же называется определением.


Физкультминутка

- Я вижу, вы немного устали, проведем разминку. Я буду называть словосочетание. Если в нем есть дополнение, все приседаем; если определение – хлопаем.

Растёт в саду, густая трава, тонкий лёд, освободиться ото льда, греться на солнышке, хороший день.

Потянулись все, вдох-выдох.


9. Работа по учебнику:

Мы сделали вывод об определении, давайте познакомимся с теорией в учебнике. Откроем стр. 153, почитаем правило:

- Что вы узнали о второстепенном члене предложения - определении?


Признак предмета или явления

Обозначает определение.

«Чей?» и «Какой?» вопросы просты

Лишь не хватает волнистой черты.


10. Закрепление.

- Выполним упражнение 489, страница 155. Слайд 13

Прочитайте задание (один ученик читает задание).

Прочитаем текст (один ученик читает)

- Какие второстепенные члены предложения нужно использовать для описания страны, куда попала Элли?

- Скажите, пожалуйста, нужны ли нам определения в речи? Будет ли понятен смысл предложения без определений?

- Давайте вставим пропущенные определения и запишем определения на доске. Устно ставьте вопросы к определениям. Выделите окончания.

- Докажи, что это текст описание. Какую роль играют в нем определения?

- Сделаем вывод, какой текст точнее рисует картину: с определениями или без них?

- А как называется определение, создающее образное представление о предмете, рисующее картину? (Эпитет)


11. Творческая работа:

3) - Запишем предложение. Слайд14

Наступила долгожданная многоголосая весна.

- Найдем определения. Чем они выражены? Какое слово поясняют? Есть ли среди них эпитет? Назовите.


4) А теперь вам предстоит поработать творчески. Напишите мини-сочинение из 3 предложений, используя определения. Первое предложение у вас уже есть. Подумайте, кто по какому варианту будет работать: 1 вар – пишу сам, 2 вар – прошу помощи, 3 вар – прошу большой помощи. Кто пойдет по 3 варианту? Возьмите подсказки. Кто по 2 вар? Слайд 15

Проверка 2-3 учащихся читают свои сочинения.


12. Итоги

- С каким второстепенным членом мы сегодня познакомились?

- Что такое определение?

- Чем может быть выражено определение?

- Для чего нужны определения в речи?


13.Оценивание:

- Ребята оцените свою работу на уроке, у вас на партах лежат кружки трех цветов: красный – работал на отлично; зеленый – работал хорошо, но могу больше; оранжевый – испытывал трудности. В конце урока вы сами оцените свою работу с помощью кружков. Слайд 16


14.Рефлексия:

У каждого на столе рисунок с солнышком. Подумайте и нарисуйте, какую погоду сделало ваше участие на уроке: ясную, облачную или пасмурную. Слайд 17


15. Дом. задание:

с. 154 правило.

Спасибо за урок, вы хорошо поработали сегодня. Урок окончен, встали.









ПРИЛОЖЕНИЕ.


Задания на карточках для самостоятельной работы:

1 ряд

Пришла долгожданная весна!

1. Подчеркните все члены предложения

2. Найдите определение

3. Какое слово оно поясняет?

4. На какой вопрос отвечает?

5. Чем выражено?

6. Определите падеж, род, число определения

7. Дайте характеристику предложению:

(по интонации – восклицательное, невосклицательное

по цели высказывания – повествовательное, вопросительное, побудительное,

по наличию второстепенных членов – распространенное, нераспространённое)






























2 ряд

Мелькнул лисий хвост.

1. Подчеркните все члены предложения

2. Найдите определение

3. Какое слово оно поясняет?

4. На какой вопрос отвечает?

5. Чем выражено?

6. Определите падеж, род, число определения

7. Дайте характеристику предложению

(по интонации – восклицательное, невосклицательное

по цели высказывания – повествовательное, вопросительное, побудительное,

по наличию второстепенных членов – распространенное, нераспространённое)



























3 ряд

Зелёным ковром покрылась земля?

1. Подчеркните все члены предложения

2. Найдите определение

3. Какое слово оно поясняет?

4. На какой вопрос отвечает?

5. Чем выражено?

6. Определите падеж, род, число определения

7. Дайте характеристику предложению

(по интонации – восклицательное, невосклицательное

по цели высказывания – повествовательное, вопросительное, побудительное,

по наличию второстепенных членов – распространенное, нераспространённое)



































Карточки – подсказки для слабых учеников по уровням:


2 вариант. ПРОШУ ПОМОЩИ

Пригревает солнышко. Проталинки появились. Журчат ручьи. Возвратились птицы.


3 вариант. ПРОШУ БОЛЬШОЙ ПОМОЩИ

Кругом тает …. снег. Звенит … капель. Всюду журчат …. ручьи.









15



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока по русскому языку по теме «Определение»

Автор: Мусина Алия Тулегеновна

Дата: 29.05.2015

Номер свидетельства: 216228

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока русского языка Тема урока: Закрепление.Имя существительное."
    ["seo_title"] => string(76) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_tema_uroka_zakreplenie_imia_sushchestvitelnoe"
    ["file_id"] => string(6) "577484"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1617566591"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока русского языка. Тема: "Местоимение" 7 класс "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-miestoimieniie-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "159743"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421942015"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока русского языка "Письмо заглавной и строчной буквы Б, б.""
    ["seo_title"] => string(68) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_pismo_zaglavnoi_i_strochnoi_bukvy_b_b"
    ["file_id"] => string(6) "489714"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1544352054"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414687582"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства