ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
открытого урока обучения грамоте в 1 классе на тему:
«Звуки [ д], [д'] и буква д».
интегрированный урок
(литературное чтение + русский язык)
Подготовила и провела
учитель высшей квалификационной категории,
Пивовар Светлана Анатольевна
г. Санкт-Петербург
2013-2014г.
Урок обучения грамоте (1 класс)
«Звуки [ д], [д'] и буква д».
интегрированный урок (литературное чтение + русский язык)
Цели деятельности педагога Познакомить учащихся с согласными звуками [д], [д'], буквой д;
Тип урока Урок ознакомления с новым материалом.
Планируемые результаты образования. Предметные: организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новой темы; познакомить учащихся с новыми звуками [д], [д'], и буквой д, учить выделять эти звуки в речи, находить буквы в словах, читать слова с новыми буквами; обогащать словарный запас учащихся; способствовать формированию навыков правильного и осознанного чтения и письма.
Личностные: формировать культуру общения, прививать навыки работы в паре, группе; способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти, воображения учащихся; воспитывать интерес и желание читать.
Метапредметные (критерии сформированности/ оценки
компонентов универсальных учебных действий - УУД) Регулятивные: пробуждать интерес к учебному материалу; развивать умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока и условиями их реализации; формировать первоначальные умения выполнять учебные действия в устной речи и адекватно оценивать результат своих действий, в случае необходимости корректировать их.
Познавательные: продолжить работу по освоению учащимися активных форм познавательной деятельности (классификация, выделение «лишнего», подведение языкового факта под понятие анализ, синтез, сравнение);
продолжить работу по формированию первичных навыков работы с информацией (ориентирование в заданиях и страницах учебника).
Коммуникативные: развивать устную и письменную речь, фонематический слух; умение сотрудничества с учителем и сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; управлять поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
Личностные: способствовать формированию компонентов учебной деятельности, приёмами рефлексии и самооценки.
Формы и
методы обучения Фронтальные, парные, индивидуальные, групповые;
Объяснительно-иллюстративный, наглядно-практический, частично-поисковый, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
Основные содержания темы, понятия и термины. Классификация звуков русского языка; звуко-буквенный анализ, корень слова, письмо с комментарием, соединения букв на письме.
Образовательные ресурсы Печатные пособия: учебник «Букварь, «Мои волшебные пальчики» прописи №4.
Технические средства обучения: интерактивная доска «SMART Board», классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления наглядности.
Сценарий урока
(1-й урок)
Этап урока
Цель этапа урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Осуществляемые
действия Формируемые умения учебной деятельности.
1 2 3 4 5
1.Орг. момент
Самоопределе
ние к деятельности Рефлексия
Мотивировать учащихся на изучение темы
Организует ситуацию самооценки
обучающимися готовности к
предстоящей деятельности (на уроке)
Руки? (На месте)
Ноги? (На месте)
Локти? (У края!)
Спина? (Прямая!)
Приветствие.
- Всем, всем доброе утро! Прочь с дороги наша лень! Не мешай трудиться, не мешай учиться!
Проверяют готовность к уроку.
Интерактивно взаимодействуют с педагогом и друг с другом.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок!
Улыбнулись, подтянулись!
Друг на друга посмотрели
И спокойно тихо сели.
Формируемые УУД:
(коммуникативные, познавательные)
Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха
доверия.
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться.
2.Актуализа-ция знаний, мотивация.
Организовать актуализацию умений давать полные ответы.
Управляет ситуацией самооценки.
- Сегодня на уроке мы продолжим путешествовать по Стране букв.
- Когда мы общаемся друг с другом, что мы используем? (Речь)
Какая бывает речь? (Устная и письменная).
-Из чего состоит речь? (Из предложений)
Из чего состоят предложения (Из слов)
Из чего состоят слова? (Из слогов)
-Из чего состоят слоги в устной речи? (Из звуков).
- Чем обозначаются звуки на письме?( Буквами)
-На какие группы делятся звуки речи?
(гласные и согласные)
Интерактивно взаимодействуют с педагогом и друг с другом.
Формируют УУД:
(коммуникативные,
регулятивные,
познавательные,
личностные)
Умение ориентироваться в системе знаний.
3.Постановка учебной задачи Организует
ситуацию формулирования учебной задачи.
Создает эмоциональный настрой на урок
а) –Помогите закончить предложения:
(Интерактивная доска)
Тут наш …(дом)
Над домом…(дым)
У дома растёт…(дерево)
На дереве…(дупло)
У дупла…(дятел)
К дому ведёт…(дорожка)
У дома сидит…(дед)
-Это отдельные предложения или текст?
Побуждает к высказыванию своего мнения.
-Придумайте заголовок.
(В деревне. У дома.)
Постановка учебной проблемы.
Вычленение звука в устной речи.
б) -Назовите слова, которые понадобились, чтобы создать эту картину. (Дом, дуб, дятел, дым, дорожка, дедушка)
- Послушайте слова: дом, дым, дорожка. Что общего в этих словах? (Начинаются с твёрдого согласного звука [д])
-Что общего в словах: дятел, дед? (Начинаются мягкого согласного звука [д'])
Объясняют выбор
Анализ объектов с целью выделения признаков характеризующих
данный звук.
Определяют твердость-мягкость первого звука.
Сотрудничество с учителем и детьми
4.Решение учебной
задачи.
Моделирование.
Фиксация в
модели существенных
отношений изучаемого объекта.
Организует ситуацию формирования темы и целей урока.
С помощью слов-помощников определить цели урока.
(1.Познакомиться со звуками и буквой,…,
которая их обозначает.
2.Учиться отличать звуки … от других звуков.
3. Учиться читать и писать слоги, слова с новой буквой)
Побуждает к высказыванию своего мнения.
Организует ситуацию решения учебной
задачи
а) –В русском языке звуки [д], [д'] обозначаются буквой д. На что похожа буква д?
ФИЗМИНУТКА.
-«Оживите» букву Д. На что она похожа?
б) -Раскрасьте схему «человечка» в Букваре
на с.92.
в) Работа в паре.
- Подберите «друзей» звукам [д], [д'].
(На партах листы со схемой-человечком
буквы д)
Озвучивают тему урока
«Звуки [д], [д']и буква, которая их обозначает»
Озвучивают цель и задачи урока.
(1.Познакомиться со звуками[д], [д'] и
буквой, которая их обозначает.
2.Учиться отличать звуки[д], [д'] от других звуков.
3. Учиться читать и писать слоги, слова с новой буквой)
Моделируют букву.
Высказывают предположения.
Объясняют выбор
Осмысление соответствия звука букве.
Проговаривают правило работы в паре.
Предъявляют результаты, оценивают полученные результаты, делают вывод. Самостоятельное формулирование познавательной цели (задачи)
Самооценка своих действий.
Умение оформить свои мысли в устной речи.
Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения
Умение объяснять свои действия
Осознание алгоритма своего действия: перевод внешней речи на внутренний план.
5. Первичное
закрепление
(Применение
алгоритма на практике)
Первичный контроль за правильностью выполнения способа действий.
а) Игра «Поймай звук» [д]-встают мальчики, [д']-девочки. (Орден, домино, Дюймовочка, подушка, дети, солдат, гвоздика, Денис, звезда, белочка, дедушка)
Контролирует выполнение работы.
б) Работа по букварю.
(Интерактивная доска)
-Самостоятельно прочитать первый столбик слов и найдите слово похожее на слово МЫСЛЬ (дума). Слово обозначающее Женщину (дама). Действие, которое производят наши лёгкие, нос (дышит).
- Что общего у этих слов? Какое слово лишнее? Прочитайте слова, у которых все звуки звонкие.
Работа с 3 столбиком слов.
-Какое слово лишнее? Я утверждаю, что эти слова однокоренные? С помощью какой части слова образовано слово ДЫМОК, ДЫРКА?
Работа со словами: дар, дарит, подарит, подарок.
Что объединяет эти слова? Прочитайте слова с приставкой.
ФИЗМИНУТКА
-Кто любит получать подарки – встаньте!
-А кто любит дарить - подпрыгните!
На слух определяют согласный звук произносится твёрдо или мягко.
Обсуждают ответы одноклассников.
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы. уточнять непонятное).
Развитие речи, внимания, мышления, воображения.
Модель «сигнал».
Самопроверка и самоконтроль.
6.Переход к этапу решения
частных задач. Организует учебное взаимодействие учеников и следующее обсуждение составленных моделей.
а) Звуко -буквенный анализ слова ПОДАРОК.
Предлагает выполнить систему тренинговых заданий. Организует самооценку усвоения детьми нового знания.
б) Работа в группах. «Шифровальщики».
Как можно больше составить слов из букв слова ПОДАРОК.
-Есть вопросы? Выполняйте!
Проверка.
- Молодцы!
Алгоритм выполнения действий.
Проговаривают правила работы в группе.
Предъявляют результаты, оценивают полученные результаты, делают вывод.
Исследуют условия
учебной задачи.
Развивают мышление, речь, демонстрируют и развивают кругозор, умение принимать учебную задачу.
7. Обобщение усвоенного и включение его в систему раннее усвоенных знаний. Коррекция отработки способа и контроль Организует ситуацию включения нового знания в систему знаний.
Предлагает выполнить систему тренинговых заданий.
а) Прописи с.14. Работа по картинке.
- Назовите слова со звуком [д]. Выполните штриховку синим цветом.
-Назовите слова со звуком [д']. Выполните штриховку зелёным цветом.
б) -Мы познакомились с новой буквой, какую
работу теперь мы можем выполнить? (Научиться писать новую букву)
Показ учителя.
Письмо на ладошке.
Письмо в воздухе.
Письмо элементов строчной буквы.
Анализ написания буквы.
Осуществляют самоконтроль и самооценку своей работы.
Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. Высказывают своё мнение. Развивают личностные качества: самостоятельность, самоконтроль, самооценка.
8.Итог урока. Рефлексия
деятельности. Организует беседу, связывая результаты
урока с его целями.
Побуждает к высказыванию своего мнения
Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.
-Кто работал и было интересно? (улыбающийся смайлик)
- Кто понял не достаточно хорошо? (грустный смайлик)
Анализируют и осмысливают, проговаривают свои достижения.
Используют «сигнальные карточки» Формирование развитие личностных качеств: самооценки и самоконтроля.
Умение формулировать речевое высказывание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Урок. «Звуки [ д], [д'] и буква д»»