2 | Формирование темы урока, постановка цели. Мозговая атака. | - Что же станет предметом исследования в нашей лаборатории, вы скажете мне сами, прослушав стихотворение. Ученик читает стихотворение. Здравствуй лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес. Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что там шепчет на заре Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой не утаи Ты же видишь - мы свои! -О чем идет речь в стихотворении? (о Лесе) А о ком говориться? ( о его обитателях) - Давайте определим цели дальнейшей работы. (Узнать какие растения растут в лесу, и какие животные живут в нем). Составьте план работы -Открытие нового -Повторение ранее изученного. -. Информация о домашнем задании. - Обобщение и систематизация знаний - Что мы сейчас делали? (Планировали свою работу) | С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель урока. | Познавательное УУД -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; Регулятивные УУД - Определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно) |
3. 4. 5 6. 7 | Усвоение новых знаний и способов действий Физминутка Практическая работа с гербарием. Физминутка Самостоятельная работа | Какие ассоциации у вас вызывает слово «лес»? (высказывания детей записываются на кластере). Сравните свои записи и найдите, какое слово чаще всего у вас встречается. Без чего не может существовать лес? ( без деревьев) Вот мы с вами оказались в лесу. - Отгадав загадки, мы узнаем, какие деревья произрастают в нашей местности. Первая загадка… Крепок, строен и силён, Ведь владыка леса он. Он для нас живой свидетель В лету канувших столетий. Из него добротен сруб. Угадали? Это …дуб Как вы определили , что это дуб? (На холст, прикрепляется картинка дуба) Русская красавица стоит на поляне, В зелёной кофточке, в белом сарафане. Берёза (На холст прикрепляется картинка березы). Что вы знаете о березе? Что же это за девица: Не швея не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. | Елка | (На холст прикрепляется картинка березы) Все знают, что у елки Не листья, а иголки, И так же, как она С иголками ... | Сосна | (На холст прикрепляется картинка березы) -А какие ещё есть деревья, которые мы не включили в нашу картину, но они растут в лесу? Посмотрите на картинки. (Клен, вяз ) – логопедическая дорожка. Тренажер Базарного 2. А сейчас проведем практическую работу. Работать будем в группах. Каждая группа получит гербарий растения. Вам надо будет определить, что это за растение? Учитель раздает гербарий растений (дуб, клен, береза) и веточки сосны, ели. - 1 Группа. Гербарий, какого растения перед вами? (дуб) - Как вы это определили? (по форме листа, по соцветиям, а у клена еще и по плодам). -2 группа. А у вас какие растения? (сосна, ель) - Как определили? (по иголкам у сосны, по плоду шишке у ели) - Чем отличается сосна от ели? (у сосны иголки длиннее, чем у ели) -На какие 2 группы можно их разделить? (лиственные и хвойные) -Теперь назовите многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. Посмотрите на картинки.(логопедическая дорожка). Что вы видите? Как можно назвать это одним словом? (это кустарники) Прикрепляют кустарники к панно. - Как вы думаете, какие растения леса у нас растут у самой земли? (травы) - Назовите травы, которые растут в лесах нашего края? (зверобой, ландыш, чистотел, чабрец и др.) Прикрепляют кустарники к панно. Внимательно рассмотрите лес. С чем вы его можете сравнить? (С лестницей, будто ступеньки поднимаются вверх.) - Чем является лес для живых организмов? (Для живых организмов лес является домом). - А какой это дом? (Большой, многоэтажный.) - Давайте выделим этажи леса. (Самый высокий ярус - это деревья.) Он занимают 1 ярус. Кустарники занимают 2 ярус. И третий ярус это травы. -Так как мы говорили о деревьях, то давайте побудим деревьями. Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, глаза закройте. - Представьте, что вы дерево. - Ноги – корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно. Ствол – тело – ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви – руки – свободно колышутся вдоль ствола, листья – пальцы – легко шелестят, слегка задевая друг друга.- Вы – прекрасное могучее дерево, вы уверены в себе и спокойны. В нашей лаборатории мы создали красивую картину. А кого еще не хватает на нашей картине. - Конечно, в лесу кроме растений встречаются еще звери, птицы, насекомые. Игра «Знатоки» - Мы с вами разбились на группы. 1 группа – птицы, 2 группа – звери, 3группа – насекомые. Наша лаборатория продолжает свою работу. Обсудите в группе и придите к единому мнению. Кто не может жить в нашем лесу, и объясните почему. Звери: лиса, волк, кабан, заяц, верблюд, слон, тюлень, белка. Птицы: дятел, соловей, сова, снегирь, страус, колибри, павлин, синица. Насекомые: божья коровка, комар, муравьи, бабочка, майский жук, тля, гусеницы, термиты, скорпионы. Проверим правильность ваших ответов. (сенсорные кресты) Остается оживить наш лес и наполнить ее лесными звуками. (Фонограмма «Звуки леса») | Дети загадывают загадки Отгадывают загадки. Информация о елке. Крепят деревья к картине Информация о сосне 2 ученика работают по тетрадям Беседа по вопросам. Сравнивают деревья. Делают зарядку 2 ученика работают по тетради Работа по группам | Познавательные УУД: Логические: постановка и решение проблемы, Работа с информацией Коммуникативные УУД: Разрешение конфликтов, управление поведением партнера. Стимулирование познавательной активности за счет организации работы в группах с помощью наглядных средств и необходимой информации Личностные УУД. действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
8. | Первичное закрепление во внешней речи | - Скажите, что же такое лес? Лес целый мир. В нём обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, но ещё больше скрыто от наших глаз. Лес – дом для растений и животных, как для нас – наши квартиры. - Давайте послушаем Брусенского Дениса. Он приготовил к сегодняшнему уроку стихотворение, которое так и называется «Что такое лес?». Что такое лес? Сосны до небес, Берёзы и дубы, Ягоды, грибы... Звериные тропинки, Пригорки и низинки, Мягкая трава, На суку сова. Ландыш серебристый, Воздух чистый-чистый И родник с живой Ключевой водой. - Значит лес это…..? А какие правила поведения в лесу вы знаете? Перед вами картинки соберите их в той последовательности, в какой они должны быть? Наша лаборатория заканчивает свою работу. Где мы с вами побывали? | Чтение стихотворения одним учеником - работа в паре Диф. работа -Природа и человек № 4 Ученик работает с интерактивной доской | Познавательное УУД. (Логическое УУД.) поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения, , классификации объектов; Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания Преобразовывать информацию из одной формы в другую Регул. Осуществлять действия по реализации плана, прилагая усилия для преодоления трудностей, сверяясь с целью и планом, поправляя себя при необходимости, если результат не достигнут Коммуник. Преобразовывать информацию из одной формы в другую Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи |
9. | Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Вспомните учебные задачи, которые вы сформулировали в начале урока. Как вы считаете, наш урок достиг цели? А какими способами? (Вместе, самостоятельно) - Где будете применять полученные знания? - Кому сегодня сопутствовал успех? - Как вы думаете, почему? - Заполните таблицу: Урок | Я на уроке | Итог | 1. интересно | 1. работал | | | 2. скучно | 2. отдыхал | | | 3.безразлично | 3.помогал другим | | | Оцените урок и свою работу на уроке У меня есть корзина с шишками. Подумайте, если вы все узнали о лесе и его обитателях, то пусть ваша шишка останется лежать в корзине. Если вам хочется узнать больше, и вы считаете, что еще мало знаете, то возьмите шишку из корзины в руки. Кстати, о шишках вам расскажет Паша.(Сообщение) Наша кожа просто усыпана всевозможными рецепторами, и массаж биологических точек на руках может существенно помочь нашему организму: повысить иммунитет, улучшить кровообращение, оказать антистрессовое воздействие. Шишка, вполне сгодится на роль абсолютно экологического массажёра для рук. Обыкновенная шишка может успокоить человека, если ее просто покатать между ладонями. | Отвечают на вопросы учителя, рассказывают, что узнали , знают, смогли. Фиксируют самооценку своей деятельности. | Развитие рефлексии. Словесный метод (беседа). Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД: контроль, оценка. Стимулирование познавательной активности |