МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пермский край
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Онылская основная общеобразовательная школа
ПРОГРАММА
по экологии
«Лес и человек»
5 класс
Составитель:
Закирова Алла Иосифовна
Учитель биологии и географии
2013
Пояснительная записка.
Данное тематическое планирование составлено согласно Программы МО Российской Федерации «Экология» по теме «Лес и человек».
Факультатив рассчитан на 34 часа, по 1 часу в неделю согласно школьного расписания. Курс сформирован из учащихся пятого класса.
В данной программе лес рассматривается в разных аспектах: естественно-историческом – как природное явление, техническом, медицинском, эстетическом.
Цель факультатива – вовлечение учащихся в деятельность по изучению и охране лесных экосистем.
Задачи: - углубление знаний о взаимодействии общества и природы,
- обогащение ценностных ориентаций учащихся;
- формировать умения, связанные с изучением и охраной окружающей среды;
- воспитание чувства прекрасного, любви к родной природе.
В данный курс введены 5 часов по изучению темы «Общее сведение о биосфере».
На факультативных занятиях используются формы и методы ведения занятий, применяемые как на уроках, так и во внеклассной работе.
Программа состоит из трёх разделов. Каждый раздел охватывает вопросы по определённой тематике. Это и история леса, его ресурсы и влияние на жизнь людей. В программе предложен интересный и занимательный материал. Много экскурсий.
Предусмотрена работа по выбору профессий связанных с лесом.
Дети выполняют много практических работ: альбомы, презентации, работа с природным материалом, сажают деревья, создают закладки, буклеты, памятки для учащихся младших классов.
№ п/п Кол-во часов Тема занятия Практическая работа
1. 1 Введение
Общее сведение о биосфере
2.
3.
4.
5.
6.
1
1
1
1
1
Что такое биосфера?
Основные среды жизни.
Зональное распределение живых организмов на суше.
Немного об эволюции леса.
Жизнь лесного сообщества.
Экскурсия в лес.
Подбор рисунков животных и растений обитающих в разных средах жизни.
Составление схемы зонального распределения живых организмов.
Многообразие лесного сообщества.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
1
3
1
1
2
1
1
1
1
Лес держит экзамен.
Разнообразие лесных растений.
Экскурсия в лес
Елочка живи
Из жизни деревьев.
Строение коры деревьев и кустарников.
О чём могут рассказать круги на пне.
Изучение типов повреждения растений.
Целебные растения леса.
Коллекция осенних листьев. Создание из них картин.
Работа с определительными карточками.
Создание новогодней елочки
Работа с гербарием деревьев.
Определение по коре породы деревьев и кустарников.
Экскурсия в лес.
Создание буклетов.
Лес и человек.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
1
4
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
Состояние лесов Земли
Традиционные народные промыслы, связанные с лесом.
Дары леса.
Лес и его обитатели на полотнах художников.
Лес, его обитатели в стихах, песнях, сказках, былинах, рассказах.Пословицы и поговорки.
Звуки леса. Влияние леса на эмоции человека.
Правила поведения в лесу.
День посадки лесов.
Что мы сажаем, сажая леса?.
Профессии, связанные с лесом.
Заключительный урок.
Резервное время.
Подготовить сообщение.
Создание альбома, фотоальбома. Экскурсия в Пармайлово.
Презентации.
Галерея художников.
Чтение стихов, басен, сказок, рассказов.
Прослушивание в записи звуков леса: голоса птиц, шум деревьев и т.д.
Составление памятки, закладки, буклеты
Сажаем деревья.
Презентации.
Введение.
Что такое лес?
Важная составная часть леса – растительное сообщество.
Зелёные растения – посредники между Солнцем и Землёй.
Лес кормит, лечит, одевает, согревает.
Эстетическое воздействие леса на человека.
Общее сведение о биосфере.
Что такое биосфера.
Основные среды жизни: водная, воздушно-наземная, почвенная, организменная.
Зональное распределение живых организмов на суше: распределение леса от тундры до субтропиков.
Таёжная зона. Дубравы.
Немного об эволюции леса. Псилофиты. Папоротникообразные. Хвойные деревья, например гинкго двулопастный. Покрытосеменные растения. Влияние ледника на развитие леса.
Жизнь лесного сообщества. Воздействие леса на людей. Стабильность лесного сообщества и его влияние на окружающую природную среду. Пищевые связи.
Многообразие лесного сообщества.
Лес держит экзамен. Осенняя пора в лесу: листопад, ветвепад у осины, его значение. Сколько лет живёт хвоинка. Подготовка животных леса к зиме.
Разнообразие лесных растений. Разнообразие растений по величине, по способу размножения, по потребностям к условиям среды. Древесный ярус. Видовой состав деревьев. Отношение к свету. Размножение.
Кустарниковый ярус.
Из жизни деревьев. Плачущее дерево –ива, берёза –символ России, лиственница – самое выносливое дерево, ель – лесная красавица, сосна – совершенное творение природы, липа –дерево любимое пчёлами, дуб – символ силы, осина – трусиха.
Строение коры деревьев и кустарников. Отчего берёза белая. Кора сосны молодой и зрелого дерева, кора ели, осины.
О чём говорят круги на пне.
Изучение типов повреждения растений. Ветровал. Повреждения от деятельности человека: вырубка, пожары, мусор… Повреждения насекомыми.
Целебные растения леса. Берёзовый сок. Способ его сбора. Хвоя сосны. Кора осины, ивы. Черёмуха, рябина, калина.
Ёлочка живи.
Лес и человек.
Состояние лесов Земли. Уменьшение площади лесов. Деградация лесов. Усыхание лесов.
Традиционные народные промыслы, связанные с лесом. Золотая хохлома. Русское деревянное зодчество. Лозоплетение. Музей деревянного зодчества Хохловка, музей деревянной скульптуры под открытым небом в Пармайлово, Пермский край.
Дары леса. Сбор грибов, ягод. Двадцать загадок о грибах. Лесная ягода: черника, земляника, голубика, черёмуха, малина. Ядовитая ягода: вороний глаз, волчье лыко, воронец колосистый, красные ягодки ландыша.
Лес и его обитатели на полотнах художников. Картины Шишкина, Левитана, Васнецова, Константина Юона…
Лес, его обитатели в стихах, песнях, сказках, былинах, рассказах.
Пословицы и поговорки.
Звуки леса. Влияние леса на эмоции человека.
Правила поведения в природе.
День посадки деревьев.
Что мы сажаем, сажая леса?. .
Профессии, связанные с лесом. Лесник, сборщик живицы, вальщик, машинист трелёвочной машины.
Заключительный урок. Урок –соревнование.
Литература:
- Балбышев И.Н. Из жизни леса – Л.: Лениздат,1987.
- Вагин А.А. Работа биолога в пионерском лагере.- М.:Учпедгиз,1969.
- Голованова Т.И. Защищай. Береги. Умножай. – М.: Молодая гвардия, 1989.
- Горощенко В.П. Природа и люди. – М.: Просвещение, 1976.
- Минин А.А., Семенюк Н.В. Лесной покров Земли. – М.: 1991-(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Биология»; №1)
- Надеждина Н.А. «Моревизор» уходит в плавание: научно-художественная лит-ра – М.:Дет.лит., 1986.
- Петров В.В. Лесные тайны. – М.: Лес. пром-ть, 1989.
- Плешаков А.А. Зелёные страницы. – М.: Просвещение, 1994.