kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по познанию мира "Лес природное сообщество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока «Лес – природное сообщество».

   Цели: познакомить детей с понятием  « природное сообщество»; закрепить знания об особенностях леса, его животном и растительном мире; показать разнообразие обитателей леса и взаимосвязи в лесном сообществе ( ярусы, цепочки питания); развивать познавательный интерес, умение рассуждать, учиться видеть красоту леса; воспитывать чувство бережного отношения к обитателям леса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по познанию мира "Лес природное сообщество" »

Тема урока «Лес – природное сообщество».

Цели: познакомить детей с понятием « природное сообщество»; закрепить знания об особенностях леса, его животном и растительном мире; показать разнообразие обитателей леса и взаимосвязи в лесном сообществе ( ярусы, цепочки питания); развивать познавательный интерес, умение рассуждать, учиться видеть красоту леса; воспитывать чувство бережного отношения к обитателям леса.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы урока: наглядные, исследование, рассуждение, обобщение.

Форма урока: групповая.

Оборудование: учебник, индивидуальные карточки, магнитофон, компьютер, проектор, коллекция плодов деревьев, кустарников, листьев, гербариев, толковый словарь С. И. Ожегова, компьютерная программа с презентацией, карта природных зон, иллюстрации животных, птиц, растений, лекарственных трав, грибов; выставка журналов, имеющихся в школьной библиотеке.

Ход и содержание урока.

  1. Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать

И получать оценку «пять»!



Минутка календаря

Сообщение детей о погоде на сегодня (под музыку, по карте Казахстана).

  1. Проверка домашнего задания.

Учитель:

- На прошлом уроке шла речь о почве. Что это такое?

- Мы говорили о том, что в природе происходит круговорот веществ. Сейчас вы должны будете ответить на вопросы текста.

Тест по теме «Почва»

1.Почва является домом для следующих животных:_____________.

2. Подумай и напиши, какая катастрофа случилась бы в природе, если бы:

Исчез углекислый газ в воздухе - не смогли бы расти ____________.

Исчезли растения - не смогли бы жить _________________________.

Исчезли микробы – никто не разрушал бы ________________________.

  1. Что придаёт почве плодородие и тёмный цвет?____________________.

- Главная часть почвы – перегной, из которого под действием микробов образуются соли. Эти соли используют растения, которыми питаются животные. Когда растения и животные умирают, то, что от них остаётся, попадает в почву и под действием микробов превращается в перегной.

Потом из перегноя снова образуются соли, и так далее. Происходит круговорот веществ в природе.

Почва – основное наше богатство.

Она даёт нам продукты питания, одежду, лекарство, стройматериалы.

Без почвы погибнет жизнь.

Мы проводили опыты, которые помогли нам узнать состав почвы. Давайте вспомним, из чего она состоит.

Учитель обобщает ответы учащихся:

- Почва – это верхний рыхлый слой земли тёмного цвета, который состоит из остатков растений и животных, содержит воду, воздух, глину, песок и минеральные соли. Почва пропускает воду лучше, чем глина, но хуже, чем песок. Но главное свойство почвы – плодородие.

3. Объяснение нового материала.

1. Учитель включает звуки леса.

- Вот огромный дом стоит,

Он со всех сторон открыт.

Заходи в зелёный дом-

Чудеса увидишь в нём!

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня? ( О лесе.)

- А что это такое? ( Лес – это наряд нашей земли. Там, где лес, там чистый воздух. Лес – это дом для зверей и птиц.)

- Я прочитаю вам такое определение: « Лес – сообщество древесных и травяных растений, различных животных, грибов». Какие непонятные слова встретились вам в этом определении? ( Слово сообщество.)

- В толковом словаре С. И. Ожегова это слово означает группу растительных и животных организмов, живущих вместе. Значит, все обитатели леса живут вместе, сообща, связаны друг с другом.

Давайте вспомним обитателей леса: какие растения и каких животных вы знаете?

- Кто ещё обитает в лесу?

- О чудесах и загадках леса, о его жизни мы и будем говорить сегодня.

Работа с картой лесной зоны.

- В наших краях лес расположился на поймах реки Урал. Каким цветом окрашена на карте лесная полоса?

- Как расположены растения в лесу? Если внимательно приглядеться, то мы увидим, что растут они ярусами-этажами.

Сообщение ученика:

Лес состоит из трёх ярусов. Верхний ярус образуется кронами деревьев. Листья высоких деревьев потребляют много солнечной энергии.

Более низкие деревья получают меньше солнечных лучей. Эти деревья и кустарники составляют средний ярус леса. Они растут в тех местах, где высокие деревья не закрывают их от солнца.

Травянистые и цветковые растения, мхи и папоротники составляют нижний ярус леса. Здесь растениям надо приспосабливаться, чтобы получить достаточное количество солнечной энергии для своего развития.

Самостоятельное выполнение учащимися задания «Распредели по этажам растения» с последующей проверкой.

Растения: сосна, смородина, малина, шиповник, сирень, ясень, рябина, дуб, мать-и-мачеха, клён, земляника, берёза, ива, тополь.

Этажи (ярусы)леса: деревья, кустарники, травы.

-А сейчас послушайте отрывок из рассказа Ю. Дмитриева « Один художник решил нарисовать лес».

- Что такое лес? – размышлял он. - Конечно, деревья!

Нарисовал берёзы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похоже они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка – лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.

-Это не лес! – послышался голос старичка – лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!

Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.

- Как вы думаете, ребята, почему засох лес? Кого ещё должен был нарисовать художник? (Животных. С ними лес наполняется жизнью.)

Физминутка ( под музыку «Голоса птиц):

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад.

- Оказывается, без животных лес жить не сможет. А каких животных леса вы знаете – как больших, так и самых маленьких? ( Дети называют животных.)

- Все эти животные очень разные. А теперь попробуйте распределить названных мной животных на группы:

Медведь, жук, волк, паук, белка, олень, лиса, синица, ворона, воробей, лось, заяц, дятел, муха, комар.

- Как называется каждая из этих групп? ( Звери, насекомые, птицы)

- Если присмотреться к пище этих животных, их также можно поделить на группы . А какие это группы, нам поможет вспомнить сценка.

Выступление кукольного театра детей.

Заяц: Как здорово убежать далеко в поле в солнечный денёк! Что за странный запах? Это вовсе не запах травы.

Мышь: Не ешь меня, не ешь меня, пожалуйста, не ешь меня! Я вовсе не хотела забираться в твои владения. Я тебя больше не побеспокою, если ты только не съешь меня прямо сейчас.

Заяц: Так – так. Это, значит, я тебя сейчас нюхал? Твой запах здорово отличается от запаха травы.

Мышь: О, да! И на вкус мышки тоже совсем другие. Они не такие вкусные, как травка.

Заяц: Ну, об этом мне никогда не узнать. Я не ем мышей. Да и не смог бы съесть мышку, даже если бы захотел.

Мышь: Не смог бы? Почему?

Заяц: Ты когда–нибудь видела заячьи зубы? Они совсем не приспособлены для того, чтобы кусать мышей или других животных.

Мышь: Тогда для чего они приспособлены?

Заяц: Для того чтобы есть траву, листья, кору деревьев, то есть растения.

Мышь: Я не знала этого. Если мне не надо заботиться о том, чтобы ты меня не съел, то я вернусь на луг побегать.

Заяц: Пожалуйста, сколько хочешь, Пока! (Мышь убегает.) Может быть, я должен был предупредить мышку о лисе, которая бродит по полю? Я знаю, что эта лиса не прочь слопать меня на обед. А на десерт она, пожалуй, закусила бы той маленькой мышкой. Будет лучше, если я найду мышку и предупрежу её об опасности.

Лиса: (мышке): Ничего себе! Что ты здесь прогуливаешься? Знаешь ли ты, что я могу тебя в один миг съесть?

Мышь: Ты не можешь меня съесть, даже если захочешь. Заяц сказал, что зубы предназначены для пережёвывания зелёных растений, а не мышек.

Лиса: Его зубы предназначены для пережёвывания растений. А мои – для того чтобы есть животных, таких как зайцы и мыши.

Мышь: Т-т-ты п-п-полагаешь, что с-с-сможешь с-с-съесть м-м-меня? Ай-ай-ай!

Лиса: Ха-ха-ха! Этой маленькой мышке повезло. Сейчас я не голодна. Подумать только, она вообразила, что мои зубы не годятся для того, чтобы есть животных!

Заяц (мышке): О, как я рад, что нашёл тебя.

Мышь: Я должна спросить тебя кое о чём. Почему ты мне не сказал, что твои зубы отличаются от зубов лисы?

Заяц: Я как раз собирался сделать это. Но большинство животных знают об этом. Лисы – плотоядные животные, а зайцы – травоядные. Плотоядные – такие, как лисы, едят других животных. Зубы у них острые, клыки развитые. А у травоядных зубы широкие, плоские, приспособлены для пережёвывания травы, листьев, коры – кто что любит.

Мышь: Теперь я всё поняла! Прежде всего надо взглянуть на зубы животного, и тогда я пойму, сможет оно меня съесть или нет.

Заяц: Для тебя будет лучше, если ты спросишь меня. Я отлично знаю плотоядных и травоядных зверей, даже не глядя на их зубы.

Мышь: Вот и замечательно. Я обязательно буду спрашивать тебя.

Заяц: Бежим, а то лиса вернётся.

-Ребята, на какие группы можно разделить животных выделенного нами первого столбика? Как они зависят друг от друга? ( В каждой группе есть хищники и поедаемые ими животные.)

-А теперь давайте составим цепь питания, которая складывается в лесу (работа с учебником).

Задание. Найдите ошибку в цепи питания.

Мышь------дуб------ лиса.

Осина------лиса------заяц.

-А сейчас я проверю, внимательны ли вы.

Загадки-обманки.

Неуклюжий, косолапый,

Он в берлоге лижет лапу.

Знаем, нас не проведёшь –

Этот зверь, конечно,… (медведь).



Вот забавный недотрога,

Он иголок носит много.

Этот маленький зверёк

Называется… (ёж).



У бедняжки нет берлоги,

От врагов спасают ноги.

Он привык к зиме белеть.

Догадались? Он… (зайка).



Эта рыжая плутовка

Кур ворует очень ловко.

Её не скажешь: «Ну – ка, брысь!».

Этот зверь, конечно,…(лиса).



Над цветами я летаю,

Мёд янтарный собираю.

Всем обидчикам гроза,

Кто я, дети?...(пчела).



Я зимой в пушистой шубе

Ем грибы на старом дубе.

Мне на месте не сидится,

Потому что я… (белка).



-А теперь отгадайте такую загадку:



Шапка набекрень,

Спрятался за пень.

Как проходит близко,

Кланяется низко (гриб).

-А что такое грибы? ( Сообщение ученика о грибах.)

-Теперь давайте, ребята , дослушаем рассказ о художнике.

-А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка.

Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

-Нужны птицы, а ещё – кусты, ягоды и грибы, не унимался лесовичок.

Дорисовал художник всё это, но всё равно лес стал чахнуть.

-Нарисуй жабу и ящерицу!

-Нет, - сказал художник.

Долго они спорили, наконец художник согласился и дорисовал ещё много разных зверей.

- Вот теперь это лес! – сказал старичок – лесовичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся в нём тысячи жителей. И все они и есть лес.

– Что же такое лес? (Чтение учебника.)

-Ребята, а надо ли заботиться о лесе?

Краткий рассказ учителя:

- Много лет люди нещадно эксплуатировали леса. Их большая часть на Земле уже уничтожена. В Казахстане лесов не так уж много, они быстро исчезают. Для их сохранения организуются заповедники.

Заповедники лечат, охраняют и берегут лесничие. Они следят за правильностью вырубки, за соблюдением сроков и правил охоты, ведут заготовку кормов для диких животных в трудное время года.

В природе всё взаимосвязано и если исчезнет одно из звеньев – это приведёт к гибели других.

- А теперь давайте послушаем нашего библиотекаря, которая покажет нам журналы о природе. (Выступление школьного библиотекаря. На доске – выставка журналов о природе рядом – небольшая аннотация.)

- Ребята, посмотрите журналы во время перемены. Эти журналы есть в нашей библиотеке, их можно взять, почитать.

  1. Подведение итогов урока.

- Что вы узнали сегодня на уроке?

Заключительное слово учителя:

Любите родную природу-

Озёра, леса и поля,

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живём мы с тобою на ней,

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей!

  1. Домашнее задание.

  1. Ответы на вопросы учебника;

  2. задание по выбору:

-изготовить книжку-малышку «Зелёная аптека» (о лекарственных растениях);

-найти пословицы, поговорки, загадки о птицах, животных;

- нарисовать плакаты в защиту леса и лесного сообщества;

- подготовить сообщение о любом насекомом, животном или птице лесного сообщества.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока по познанию мира "Лес природное сообщество"

Автор: Тагаева Нурлы Бакытжановна

Дата: 26.01.2015

Номер свидетельства: 161561

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока познания мира на тему: "Растения и животные лесов и тугаёв" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-poznaniia-mira-na-tiemu-rastieniia-i-zhivotnyie-liesov-i-tughaiov"
    ["file_id"] => string(6) "204774"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429722108"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Растения  и  животные  лесов  и  тугаев"
    ["seo_title"] => string(43) "rastieniia-i-zhivotnyie-liesov-i-tughaiev-1"
    ["file_id"] => string(6) "275664"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452608030"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конспекты уроков по теме: "Европа. Общий обзор." "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekty-urokov-po-tiemie-ievropa-obshchii-obzor"
    ["file_id"] => string(6) "103773"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402632122"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства