kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по окружающему миру по теме «Лес и его обитатели».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности, формирование основ исторической памяти, формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения, развитие морально-этического сознания — норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.

Изучение предмета способствует принятию учащимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.
На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

   Но достижение цели возможно только через формирование универсальных учебных действий (УУД) (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

-личностных (появление интереса в поиске ответов на заданные вопросы, умение самооценки своих действий и успешности выполнения полученных знаний и т. д.),

-коммуникативных (формирование умения работать в группах, парах, умение выслушивать и принимать мнения и ответы других учеников и т. д.),

-регулятивных (формирование умений выполнять задания с наглядно- образным, словесно-логическим материалом, сотрудничая с учителем и одноклассниками и др.

-познавательных (формирование знаний  по изучаемому материалу, развитие кругозора учащихся т. д.)

Мною разработан урок по окружающему миру по теме «Лес и его обитатели», 3 класс.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру по теме «Лес и его обитатели». »

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 36»














Урок окружающего мира «Лес и его обитатели».

(УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)























Выполнила: Саидова С.Ф.





Новокузнецк, 201

Урок окружающего мира в 3 классе

Тема урока.Лес и его обитатели.

Цели урока:

-Формирование представлений о многообразии растительного мира леса и возможности их совместного обитания;

-развитие познавательного интересасредствами предмета окружающий мир;

- воспитание культуры общения

Планируемые результаты

Предметные:

-уметьназывать ярус, перечислять растения, обосновывать и перечислять животных, которые живут в этом ярусе

Метапредметные:

Личностные УУД

- пониматьзначение леса в жизни животных и людей

Коммуникативные УУД:

- умение работать в группе

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

Регулятивные УУД:

-Понимать и удерживать учебную задачу урока,

-Оценивать достижения свои и ребят в классе

Познавательные УУД:

- находить информацию в тексте учебника, готовить рассказ,

анализировать, обобщать и делать выводы

Средства обучения: учебник, тетради на печатной основе, хрестоматия, тетрадь для самостоятельной работы, мультимедийная презентация.



Ход урока.

I.Орг. момент(проверка готовности к уроку)


II.Актуализация знаний

(звучит музыка «Звуки леса») на её фоне учитель читает отрывок

(Слайд № 2)

Есть просто храм, 
Есть храм науки.
А есть природы храм – 
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.

(Смирнов)


2.1 Беседа

- Ребята, как вы думаете, о каком храме природы говорится в стихотворении?

(о лесе)

- Широко раскинулся на карте нашей Родины зелёный океан. Плещутся в этом огромном океане белоствольные березовые рощи, темные сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таёжные дебри. И всё это есть русские леса.

- Какие виды лесов вы знаете? (Лиственные, хвойные, смешанные)

-Чем отличаются эти леса?(Лиственные леса – лиственные деревья, хвойные – хвойные деревья, смешанные – это лиственные и хвойные деревья)

(Слайд № 3)

- Назовите представителей лиственного леса.(Дуб, берёза, осина, рябина, липа)

- Что вы знаете о смешанном лесе?

(Это лес, в котором растут и лиственные, и хвойные деревья)

(Слайд № 4)

- Назовите деревья хвойного леса. (Ель, сосна)

(Слайд № 5)

- Как называются леса нашего края?(Тайга)

- Что такое тайга? (Тайга – это дремучий лес, много бурелома, там всегда темно, много ёлок …)

- Точное значение этого слова,где можно узнать? (из словаря в конце учебника)

(Слайд № 6)

- Кто может сказать, что такое лес?(Лес – это место, где растёт много деревьев, растут грибы, водятся медведи и т. п.)

- Уточнить ваши ответы поможет текст на с.43. Прочитайте его и

продолжите предложение на слайде

Лес называют «царством деревьев». Но лес невозможно представить___________________(без кустарников, травянистых растений, папоротников, мхов и лишайников)

(Слайд № 7)

-Сформулируйте тему урока. (Лес) Проверьте свое предположение с названием по содержанию учебника

-А что необходимо обитателям леса для жизни? (Свет, влага, воздух, питательные вещества)

-А как им удаётся получать всё это, если в лесу растут высокие деревья, которые закрывают свет, а их корни впитывают много влаги с питательными веществами? (затрудняются ответить)


III.Формулирование цели урока

- Почему вам не удаётся ответить на этот вопрос?(мало знаний)

-Давайте сформулируем цель урока (нам надо узнать, как обитатели леса приспособились жить рядом сообща, не мешая друг другу?)


IV.Физминутка из СаНПиН)


V. Познавательная деятельность учащихся

Костя Погодин заметил, что в лесу растения разной высоты растут как бы в несколько «этажей», или ярусов. Дети, вы согласны с мнением Кости?

-какое незнакомое слово встретилось нам в тексте «ярус»;

- где можно узнать о значении этого слова? (в словаре Ожегова)


5.1Задание.Хрестоматия, с. 86, прочитать текст

- Что вы узнали из него о ярусах? (Существует 5 основных ярусов.Ярусы считают сверху вниз. 1 ярус образуют самые высокие деревья, 2 ярус – низкорослые деревья, 3 ярус – кустарники , 4 ярус - травы, 5 ярус – мхи. лишайники,)



5.2Работа в группах.

Учитель предлагает 5 карточек с номерами ярусов леса. Представители от групп выбирают их.

Задание для групп

1группа:Как называется ярус, где растут самые высокие деревья?

Кто кроме растений живёт в лесу, и на каком ярусе?

Чтобы заполнить таблицу, необходимо прочитать текстна стр.44-47.

Ярус

Растения

Почему растут в этом ярусе?

Кто живёт в лесу







2группа:Как называется ярус, где растут низкорослые деревья?

Кто кроме растений живёт в лесу и на каком ярусе?

Чтобы заполнить таблицу, необходимо прочитать текстна стр.44-47.



3группа:Как называется ярус, где растут кустарники?

Кто кроме растений живёт в лесу и на каком ярусе?

Чтобы заполнить таблицу, необходимо прочитать текстна стр.44-47.



4группа:Как называется ярус, где растут травы

Кто кроме растений живёт в лесу и на каком ярусе?

Чтобы заполнить таблицу, необходимо прочитать текстна стр.44-47.



5группа:Как называется ярус, где растут мхи и лишайники

Кто кроме растений живёт в лесу и на каком ярусе?

Чтобы заполнить таблицу, необходимо прочитать текстна стр.44-47.


Правила работы в группе (критерии)

  • Умейте слушать и слышать.

  • Умейте спорить, но не ссориться.

  • Правильно распределяйте обязанности между членами группы.

  • Помните, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый в отдельности.

  • Не шумите, что бы не мешать работе других групп


Для выполнения работы необходимо распределить роли:

Исследователь- (тот, кто читает текст)

Председатель группы -(тот, кто обсуждает выбор правильного ответа)

Куратор времени – (тот, кто контролирует процесс выполнения задания и следит за временем)

Эксперт - (тот, кто заносит найденный ответ в таблицу и предъявляет результат работы всей группы)

Выводы групп

1группа:мы узнали из текста, что самые высокие деревья занимают 1-ый ярус, здесь гнездятся птицы…. и подтверждают это цитатами из текста

2группа:мы узнали из текста, что низкорослые деревья занимают 2 –ярус, здесь кормятсядрозды, славки, снегири, синицы, белки, бурундуки …

3группа:мы узнали из текста, что кустарники занимают 3-ярус, здесь питаются более крупные звери – лось, косуля, кабан, заяц …

4группа:мы узнали из текста, что травы занимают 4-ярус, здесь живут грызуны, ежи …

5группа:мы узнали из текста, что мхи и лишайники занимают 5-ярус, здесь обитают черви, улитки, клещи, насекомые, змеи, ящерицы …

Общие выводы:растениям помогает жить рядом, не мешая друг другуярусность; в лесу живут медведь, лиса, волк, мышка, ёж, червяки. В лесу они находят корм, строят себе жилище, выводят потомство.

Оцените работу групп по правилам (критериям)


VI. Включение новых знаний в систему знаний

6.1 Самостоятельная работа. Тетрадь для самостоятельных работ, с. 16, № 18

6.2Игра «Верю – не верю»

- Сейчас вспомним, о чём мы говорили на этом уроке. А поможет нам игра «Верю – не верю».

Если высказывание верное – показываете зелёную карточку, если не верно – красную.

- Первый ярус – это сосна, ель, осина, берёза. (В)

- Все растения, расположенные ниже верхнего яруса - светолюбивые. (Н)

- В лесу 4 яруса. (Н)

- Черви и улитки обитают во 2 ярусе. (Н)

- На нижнем ярусе живут мхи и лишайники. (В)

- Второй ярус образуют низкорослые деревья. (В)

- Глубже всех расположены корни низкорослых деревьев. (Н)

- Более крупные звери питаются в 3 ярусе. (В)


VII.Итог урока. Рефлексия.

Какую учебную задачу перед собой ставили?

Нам надо было узнать, как обитатели леса приспособились жить рядом сообща, не мешая друг другу?

Закончите предложения

-Теперь я знаю, что…………

-Теперь я смогу сам………..

- Где пригодятся мне знания, полученные на уроке………..


Самооценка(критерии)

  1. Выполнял задание сам/помогали

  2. Было трудно/легко

  3. Своей работой на уроке я доволен/не доволен


VIII.Домашнее задание.

Учебник, с. 47. прочитать.

На выбор:

- подготовить сообщение о животных леса.

- составить кроссворд о животных нашего леса.

(Слайд № 9)













































IV. Список литературы


  1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова - М. : Просвещение, 2008.- 151 с.

  2. Сериков, В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб.пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр “Академия”, 2008. – 256 с. – (Профессионализм педагога).

  3. Окружающий мир:3 кл. : Учебник: В 2 ч. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царёва. – М.: Академкнига/Учебник, 2013. – 144 с.

  4. Окружающий мир:3 кл. : Хрестоматия / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – М.: Академкнига/Учебник, 2013. – 160 с.

  5. Петрова, И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника / И. В. Петрова // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 151-155.

  6. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.Н. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2011. – 120с. – (Стандарты второго поколения)

  7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [Сост. Е.С. Савинов]. - М., 2010. –204 с. -(Стандарты второго поколения.)

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение.2010 г.

  9. http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/20/1456/(Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира).

  10. http://mou019.omsk.edu.ru/progr_nach_school/otdeln_glavi_1.doc (Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования)
    Деятельность учителя по формированию учебных универсальных действий: [Электронный ресурс] / ir-zhi.ru. Режим доступа: http://ir-zhi.ru/















Приложение № 1



Ярус

Растения

Почему растут в этом ярусе?

Животные, живущие в этом ярусе

_______




















__________________

___________________

___________________

___________________

___________________

___________________

___________________

___________________

___________________




___________________

___________________

___________________

___________________

___________________

___________________

___________________

___________________

___________________




___________________

___________________

___________________

___________________

___________________

___________________

___________________

___________________

___________________



















Приложение № 2


Правила работы в группах.


  • Умейте слушать и слышать.

  • Умейте спорить, но не ссориться.

  • Правильно распределяйте обязанности между членами группы.

  • Помните, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый в отдельности.

  • Не шумите, что бы не мешать работе других групп












14



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по окружающему миру по теме «Лес и его обитатели».

Автор: Саидова Светлана Фёдоровна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 102933

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Урок окружающего мира по теме: "Природные зоны. Черноморское побережье Кавказа", 4 класс"
    ["seo_title"] => string(100) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-prirodnyie-zony-chiernomorskoie-pobieriezh-ie-kavkaza-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "267464"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450374660"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Урок окружающего мира по теме: "Природные зоны. Черноморское побережье Кавказа", 4 класс"
    ["seo_title"] => string(102) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-prirodnyie-zony-chiernomorskoie-pobieriezh-ie-kavkaza-4-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "267465"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450374669"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока окружающего мира на тему: "Разнообразие растений на Земле" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-raznoobraziie-rastienii-na-ziemlie"
    ["file_id"] => string(6) "234990"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443555123"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Технологическая карта урока окружающий мир 3 класс "Природные сообщества "Лес и его обитатели" ""
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_okruzhaiushchii_mir_3_klass_prirodnye_soobshchest"
    ["file_id"] => string(6) "523675"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1571740789"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока с презентацией на тему: " Лес- природное сообщество" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-s-priezientatsiiei-na-tiemu-lies-prirodnoie-soobshchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "158528"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421758313"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства