Урок по окружающему миру по теме «Лес и его обитатели».
Урок по окружающему миру по теме «Лес и его обитатели».
В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности, формирование основ исторической памяти, формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения, развитие морально-этического сознания — норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.
Изучение предмета способствует принятию учащимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.
На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Но достижение цели возможно только через формирование универсальных учебных действий (УУД) (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
-личностных (появление интереса в поиске ответов на заданные вопросы, умение самооценки своих действий и успешности выполнения полученных знаний и т. д.),
-коммуникативных (формирование умения работать в группах, парах, умение выслушивать и принимать мнения и ответы других учеников и т. д.),
-регулятивных (формирование умений выполнять задания с наглядно- образным, словесно-логическим материалом, сотрудничая с учителем и одноклассниками и др.
-познавательных (формирование знаний по изучаемому материалу, развитие кругозора учащихся т. д.)
Мною разработан урок по окружающему миру по теме «Лес и его обитатели», 3 класс.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-уметьназывать ярус, перечислять растения, обосновывать и перечислять животных, которые живут в этом ярусе
Метапредметные:
Личностные УУД
- пониматьзначение леса в жизни животных и людей
Коммуникативные УУД:
- умение работать в группе
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
Регулятивные УУД:
-Понимать и удерживать учебную задачу урока,
-Оценивать достижения свои и ребят в классе
Познавательные УУД:
- находить информацию в тексте учебника, готовить рассказ,
анализировать, обобщать и делать выводы
Средства обучения: учебник, тетради на печатной основе, хрестоматия, тетрадь для самостоятельной работы, мультимедийная презентация.
Ход урока.
I.Орг. момент(проверка готовности к уроку)
II.Актуализация знаний
(звучит музыка «Звуки леса») на её фоне учитель читает отрывок
(Слайд № 2)
Есть просто храм, Есть храм науки. А есть природы храм – С лесами тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам.
(Смирнов)
2.1 Беседа
- Ребята, как вы думаете, о каком храме природы говорится в стихотворении?
(о лесе)
- Широко раскинулся на карте нашей Родины зелёный океан. Плещутся в этом огромном океане белоствольные березовые рощи, темные сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таёжные дебри. И всё это есть русские леса.
- Какие виды лесов вы знаете? (Лиственные, хвойные, смешанные)
-Чем отличаются эти леса?(Лиственные леса – лиственные деревья, хвойные – хвойные деревья, смешанные – это лиственные и хвойные деревья)
(Слайд № 3)
- Назовите представителей лиственного леса.(Дуб, берёза, осина, рябина, липа)
- Что вы знаете о смешанном лесе?
(Это лес, в котором растут и лиственные, и хвойные деревья)
(Слайд № 4)
- Назовите деревья хвойного леса. (Ель, сосна)
(Слайд № 5)
- Как называются леса нашего края?(Тайга)
- Что такое тайга? (Тайга – это дремучий лес, много бурелома, там всегда темно, много ёлок …)
- Точное значение этого слова,где можно узнать? (из словаря в конце учебника)
(Слайд № 6)
- Кто может сказать, что такое лес?(Лес – это место, где растёт много деревьев, растут грибы, водятся медведи и т. п.)
- Уточнить ваши ответы поможет текст на с.43. Прочитайте его и
продолжите предложение на слайде
Лес называют «царством деревьев». Но лес невозможно представить___________________(без кустарников, травянистых растений, папоротников, мхов и лишайников)
(Слайд № 7)
-Сформулируйте тему урока. (Лес) Проверьте свое предположение с названием по содержанию учебника
-А что необходимо обитателям леса для жизни? (Свет, влага, воздух, питательные вещества)
-А как им удаётся получать всё это, если в лесу растут высокие деревья, которые закрывают свет, а их корни впитывают много влаги с питательными веществами? (затрудняются ответить)
III.Формулирование цели урока
- Почему вам не удаётся ответить на этот вопрос?(мало знаний)
-Давайте сформулируем цель урока (нам надо узнать, как обитатели леса приспособились жить рядом сообща, не мешая друг другу?)
IV.Физминутка из СаНПиН)
V. Познавательная деятельность учащихся
- Костя Погодинзаметил, что в лесу растения разной высоты растут как бы в несколько «этажей», или ярусов. Дети, вы согласны с мнением Кости?
-какое незнакомое слово встретилось нам в тексте «ярус»;
- где можно узнать о значении этого слова? (в словаре Ожегова)
5.1Задание.Хрестоматия, с. 86, прочитать текст
- Что вы узнали из него о ярусах? (Существует 5 основных ярусов.Ярусы считают сверху вниз. 1 ярус образуют самые высокие деревья, 2 ярус – низкорослые деревья, 3 ярус – кустарники , 4 ярус - травы, 5 ярус – мхи. лишайники,)
5.2Работа в группах.
Учитель предлагает 5 карточек с номерами ярусов леса. Представители от групп выбирают их.
Задание для групп
1группа:Как называется ярус, где растут самые высокие деревья?
Кто кроме растений живёт в лесу, и на каком ярусе?
Чтобы заполнить таблицу, необходимо прочитать текстна стр.44-47.
Ярус
Растения
Почему растут в этом ярусе?
Кто живёт в лесу
2группа:Как называется ярус, где растут низкорослые деревья?
Кто кроме растений живёт в лесу и на каком ярусе?
Чтобы заполнить таблицу, необходимо прочитать текстна стр.44-47.
3группа:Как называется ярус, где растут кустарники?
Кто кроме растений живёт в лесу и на каком ярусе?
Чтобы заполнить таблицу, необходимо прочитать текстна стр.44-47.
4группа:Как называется ярус, где растут травы
Кто кроме растений живёт в лесу и на каком ярусе?
Чтобы заполнить таблицу, необходимо прочитать текстна стр.44-47.
5группа:Как называется ярус, где растут мхи и лишайники
Кто кроме растений живёт в лесу и на каком ярусе?
Чтобы заполнить таблицу, необходимо прочитать текстна стр.44-47.
Правила работы в группе (критерии)
Умейте слушать и слышать.
Умейте спорить, но не ссориться.
Правильно распределяйте обязанности между членами группы.
Помните, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый в отдельности.
Не шумите, что бы не мешать работе других групп
Для выполнения работы необходимо распределить роли:
Исследователь- (тот, кто читает текст)
Председатель группы -(тот, кто обсуждает выбор правильного ответа)
Куратор времени – (тот, кто контролирует процесс выполнения задания и следит за временем)
Эксперт - (тот, кто заносит найденный ответ в таблицу и предъявляет результат работы всей группы)
Выводы групп
1группа:мы узнали из текста, что самые высокие деревья занимают 1-ый ярус, здесь гнездятся птицы…. и подтверждают это цитатами из текста
2группа:мы узнали из текста, что низкорослые деревья занимают 2 –ярус, здесь кормятсядрозды, славки, снегири, синицы, белки, бурундуки …
3группа:мы узнали из текста, что кустарники занимают 3-ярус, здесь питаются более крупные звери – лось, косуля, кабан, заяц …
4группа:мы узнали из текста, что травы занимают 4-ярус, здесь живут грызуны, ежи …
5группа:мы узнали из текста, что мхи и лишайники занимают 5-ярус, здесь обитают черви, улитки, клещи, насекомые, змеи, ящерицы …
Общие выводы:растениям помогает жить рядом, не мешая друг другуярусность; в лесу живут медведь, лиса, волк, мышка, ёж, червяки. В лесу они находят корм, строят себе жилище, выводят потомство.
Оцените работу групп по правилам (критериям)
VI. Включение новых знаний в систему знаний
6.1 Самостоятельная работа. Тетрадь для самостоятельных работ, с. 16, № 18
6.2Игра «Верю – не верю»
- Сейчас вспомним, о чём мы говорили на этом уроке. А поможет нам игра «Верю – не верю».
Если высказывание верное – показываете зелёную карточку, если не верно – красную.
- Первый ярус – это сосна, ель, осина, берёза. (В)
- Все растения, расположенные ниже верхнего яруса - светолюбивые. (Н)
- В лесу 4 яруса. (Н)
- Черви и улитки обитают во 2 ярусе. (Н)
- На нижнем ярусе живут мхи и лишайники. (В)
- Второй ярус образуют низкорослые деревья. (В)
- Глубже всех расположены корни низкорослых деревьев. (Н)
- Более крупные звери питаются в 3 ярусе. (В)
VII.Итог урока. Рефлексия.
Какую учебную задачу перед собой ставили?
Нам надо было узнать, как обитатели леса приспособились жить рядом сообща, не мешая друг другу?
Закончите предложения
-Теперь я знаю, что…………
-Теперь я смогу сам………..
- Где пригодятся мне знания, полученные на уроке………..
Самооценка(критерии)
Выполнял задание сам/помогали
Было трудно/легко
Своей работой на уроке я доволен/не доволен
VIII.Домашнее задание.
Учебник, с. 47. прочитать.
На выбор:
- подготовить сообщение о животных леса.
- составить кроссворд о животных нашего леса.
(Слайд № 9)
IV. Список литературы
Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова - М. : Просвещение, 2008.- 151 с.
Сериков, В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб.пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр “Академия”, 2008. – 256 с. – (Профессионализм педагога).
Окружающий мир:3 кл. : Учебник: В 2 ч. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царёва. – М.: Академкнига/Учебник, 2013. – 144 с.
Окружающий мир:3 кл. : Хрестоматия / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – М.: Академкнига/Учебник, 2013. – 160 с.
Петрова, И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника / И. В. Петрова // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 151-155.
Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.Н. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2011. – 120с. – (Стандарты второго поколения)
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [Сост. Е.С. Савинов]. - М., 2010. –204 с. -(Стандарты второго поколения.)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение.2010 г.
http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/20/1456/(Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира).
http://mou019.omsk.edu.ru/progr_nach_school/otdeln_glavi_1.doc (Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования) Деятельность учителя по формированию учебных универсальных действий: [Электронный ресурс] / ir-zhi.ru. Режим доступа: http://ir-zhi.ru/
Приложение № 1
Ярус
Растения
Почему растут в этом ярусе?
Животные, живущие в этом ярусе
_______
__________________
___________________
___________________
___________________
___________________
___________________
___________________
___________________
___________________
___________________
___________________
___________________
___________________
___________________
___________________
___________________
___________________
___________________
___________________
___________________
___________________
___________________
___________________
___________________
___________________
___________________
___________________
Приложение № 2
Правила работы в группах.
Умейте слушать и слышать.
Умейте спорить, но не ссориться.
Правильно распределяйте обязанности между членами группы.
Помните, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый в отдельности.