Тема урока: К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыка Грига.
Тема урока: К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыка Грига.
Тема урока: К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыка Грига.
Цели урока: Продолжить работу над произведением К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками», помочь детям найти и осознать главную мысль рассказа.
Задачи: 1.Проанализировать произведение К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками», показать, как рождается музыка, как она может воздействовать на слушателя, о чем может рассказать; познакомить учащихся с музыкальными произведениями Эдварда Грига;
2. Развивать эмоциональный мир детей, музыкальный слух, воображение, память и мышление; расширять кругозор, обогащать словарный запас, приобщать их к искусству.
3. Воспитывать любовь к музыке, к родному языку, уважение к книге и литературному произведению.
Материалы к уроку:
Книга для чтения,мультимедийная презентация, корзина с еловыми шишками, костюмы для детей, участвующих в инсценировке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема урока: К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыка Грига. »
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыка Грига.
Цели урока: Продолжить работу над произведением К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками», помочь детям найти и осознать главную мысль рассказа.
Задачи: 1.Проанализировать произведение К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками», показать, как рождается музыка, как она может воздействовать на слушателя, о чем может рассказать; познакомить учащихся с музыкальными произведениями Эдварда Грига;
2. Развивать эмоциональный мир детей, музыкальный слух, воображение, память и мышление; расширять кругозор, обогащать словарный запас, приобщать их к искусству.
3. Воспитывать любовь к музыке, к родному языку, уважение к книге и литературному произведению.
Материалы к уроку:
Книга для чтения,мультимедийная презентация, корзина с еловыми шишками, костюмы для детей, участвующих в инсценировке.
Ход урока
I. Организационный момент.
Доброе утро! Возьмёмся за руки, мысленно пожелаемуспехов в сегодняшнем уроке. У нас прекрасное настроение - начинаем урок. Садитесь девочки, Егор.
II. Разминка.
Скороговорка: На елке - шишки, на столе - книжки. (презентация 1 СЛАЙД, на листках)
- Разомнем язычки.
а) читаем про себя
б) шепотом
в) хором
г) по очереди
III. Проверка домашнего задания.
- Сейчас я проверю, как вы запомнили содержание рассказа, заданного вам на дом.
- При правильном ответе на вопросы теста у вас получится слово, имеющее отношение к произведению, которое мы сейчас изучаем.
- Итак, я читаю вопрос, а вы записываете букву, соответствующую верному ответу.(СЛАЙДЫ 2-8)
- Проверим, что у вас получилось. (ответ в презентации, на листе)
-Да, верно! (Слайд 9)
IV. Актуализация знаний
- Так каким образом связано получившееся слово с нашим уроком?
("Корзина с еловыми шишками»- наше изучаемое произведение)
- Кто написал этот рассказ?
(Константин Георгиевич Паустовский)-Вероника
- О каком замечательном человеке К.Г.Паустовский написал в своем рассказе?
(о композиторе Эдварде Григе)-Алёна
_Посмотрите на этих великих людей (СЛАЙД 10)
- Как вы думаете, что заставляет людей писать музыку, стихи, рассказы, картины?
- Мир вокруг нас огромен, удивителен, необыкновенно красив и когда талантливый человек вдруг ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием, и он старается передать красоту мира словами, или красками, или музыкой. И люди, которые слушают стихи или музыку, тоже начинают видеть или чувствовать эту красоту и сами становятся добрее, красивее, лучше. Настоящие музыканты, писатели, поэты и художники умеют выразить то, что чувствуют, переживают люди. Искусство не дает жизни сделаться серой, скучной.
Писатель К. Паустовский и композитор Э. Григ великие мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства.
Тема нашего урока так и звучит:К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыка Грига. (СЛАЙД 11, на доске)
V. Работа над текстом
- А теперь обратимся к произведению и вспомним, сколько в нем частей.(4)
Вы дома озаглавили части этого рассказа.
Работаем над 1 частью рассказа.
-Как вы ее озаглавили? (Встреча)
Как вы представляете природу Норвегии?
Как об этом пишет Паустовский? Найдите в тексте. (стр. 47 второй абзац –Вероника)
Почему автор начал свой рассказ с описания природы?
Грига манила природа, он любил уединяться в лесу, где черпал вдохновение.
Давайте посмотрим на природу Родины Грига? (СЛАЙД 12)
А теперь мысленно перенесемся в осенний лес Бергена.
- Сейчас ребята напомнят нам эпизод встречи композитора и девочки.
(инсценирование. В это время звучит музыка "Песня Сольвейг" СЛАЙД 13 )
- Какой же подарок решил сделать композитор девочке?
(написать музыку)Вероника
- Почему он решил сделать ей подарок?
(у нее доброе сердце; умеет думать о других)Егор
- Почему он не захотел сделать его сразу?
(такие вещи не дарят маленьким детям, т.к. дети не всегда понимают сложную музыку)
Вывод: Грига покорила девочка – он решил написать для нее музыку.
VI. Физкультминутка. (Вероника)
А теперь ребята, встали! Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели вновь за дело.
Переходим ко второй части
- Как вы ее озаглавили? ( В доме композитора.Рождение музыки.)
- Что украшало дом композитора?
(рояль)
Посмотрите на сам дом и его обстановку (СЛАЙД 11)
- Дом был пустым. А счастлив ли был там Григ?
(да)
- Найдите в тексте, как он рассуждает.
(с.51, 2 абзац снизу–читает …Алёна……….
- Сколько же времени писал композитор музыкальное произведение для Дагни?
(больше месяца)
- Эдвард Григ сидел зимним вечером у себя дома. За окном падал снег, дома топилась печь, а он сочинял музыку для Дагни. Но Григ был не один. Кто же наблюдал за ним? Кто были его первые слушатели? Зачитайте отрывок из текста.( с. 52 3 абзац сверху)Егор
Вывод: Этих слушателей Григ ценил больше, чем нарядных и вежливых посетителей концертов. Почему, как вы думаете?
Переходим к 3 части. Как вы озаглавили самую маленькую часть рассказа? (Дагни в гостях.В гостях у тетушки.)
- Прошло время и Дагни покидает дом. А по какой причине она это делает?
(выборочное чтение)Алёна с 53 начало
- Итак, Дагни уехала из дома.
- Переходим к заключительной части. Как мы ее озаглавили?
(на концерте)
-Ребята, вспомните пожалуйста, после чего начался концерт?(после обычного выстрела из старой пушки в порту, который означал заход солнца)
СЛАЙД 15
-Дагни впервые слушала симфоническую музыку. А что такое симфоническая музыка, как вы понимаете?
- Давайте вместе с Дагни отправимся на концерт и послушаем отрывок музыкального произведения Эдварда Грига "Утро". Перед вами симфонический оркестр, оркестр, который играет симфонии или как вы сказали большие музыкальные произведения. А пока вы будете слушать, запоминайте, какие картины рисует ваше воображение.
- Какую картину нарисовало ваше воображение?
(ответы детей)
- Какие картины предстали перед глазами Дагни?
(поет ранним утром рожок, сильный порыв ветра, ее лес, ее родина, горы, море)с. 56, 3 абзац Вероника
-Так, значит, это был он! Тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину с еловыми шишками. Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант! И она его укоряла, что он не умеет быстро работать. (читает учитель)
-Какой же подарок был сделан Григом Дагни?
(ответы детей)
- Почему Дагни плакала? Что это были за слезы?
(слезы благодарности)
- О чем думала Дагни, выходя из парка? (с. 57,Алёна)
Вывод: не всегда подарок представляет из себя нечто материальное. Не менее важен дар, обогащающий нас духовно.
VII. Итог урока.
СЛАЙД 16
Прошло много лет с тех пор как не стало замечательного писателя Константина Паустовского и талантливого композитора Эдварда Грига, а мы продолжаем читать рассказы, слушать музыку, ведь произведения, созданные этими людьми БЕССМЕРТНЫ
- Так чему же учит это произведение?
(надо жить, принося радость другим людям)
VIII. Д/З
Изобразите наиболее понравившийся вам эпизод.
IX. Рефлексия.
- В произведении Паустовского Дагни собирала шишки. У вас тоже есть шишки. Они разного цвета: коричневые, желтые, зеленые,
Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали - прикрепите коричневую шишку к елке (самую спелую).
- Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получилось - желтую.
- Если вам было сложно разобраться, есть трудности - зеленую, надо немного созреть.
X. Оценки за урок.
Наш урок я хочу закончить слушанием музыки Эдварда Грига «Песня Сольвейг». (СЛАЙД 17)