Урок литературного чтения в 4 классе с применением технологии здоровьесбережения по теме "К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»"
Цели урока: 1. Продолжить работу по совершенствованию навыка осмысленного выразительного чтения. 2. Показать, что человек становится по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира.
1.Организационный момент. Звучит музыка Грига.
- Сегодня у нас необычный урок чтения. Мы будем не только читать художественное литературное произведение, но и будем учиться слушать и понимать музыку.
- Посмотрите на экран. ( На экране слова: “Волшебник и великий музыкант”)
- О ком сказаны эти слова? (Об Э.Григе.)
- Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока?
Дети: Мы прочитали рассказ К.Паустовского “Корзина с еловыми шишками” и, наверное, узнаем что- то новое о композиторе.
2. Работа творческих групп с презентацией.
Учитель: Мы завершаем чтение рассказа К.Паустовского “Корзина с еловыми шишками” и прикоснёмся к искусству, которое делает нашу жизнь красивее, добрее, лучше. Тема нашего урока “Волшебник и великий музыкант”
- Кто так назвал композитора? (Дагни Педерсен) Слайд с портретом
- Мы читаем произведение о реальном человеке, и, конечно, нам интересно знать, каким он был? - Что должен знать писатель прежде, чем сочинить рассказ о великом человеке?
· Биографию (время, место, где жил композитор, с кем общался.)
· Черты характера (каким был человек: открытым, общительным или углубленным в себя, замкнутым)
· Что волновало его, круг его интересов.
· Знать музыку композитора, через которую он выражал свои чувства и настроения.
а) О фактах биографии нам расскажут ребята-биографы.
Что мы знаем об Э.Григе? Где он родился? (В Норвегии, в г. Бергене)
1843- 1907. Уже 107 лет, как в мире не стало Э.Грига.
В последние годы жизни Григ стал уже знаменитым музыкантом, который прославил своим искусством, до того мало кому известную страну, Норвегию.
Его произведения исполняют и любят. Он много концертирует, как композитор, дирижер и пианист. Но в тёплое время года он живет в Норвегии, в собственной вилле, расположенной в живописной местности, недалеко от города Бергена. Слайд виллы Грига.
Сам композитор называет это место Тролльхауген, что означает “холм троллей”. Ему нравится сказочное название, и он, в шутку или всерьез, считал, что соседствует с троллями.
Отдельно от виллы был построен рабочий домик, специально для сочинения музыки. Здесь в тишине и уединении в окружении природы рождались замыслы произведений Грига.
Учитель: Обратимся к тексту.
- Где встретились Григ и Дагни? (Григ и Дагни встретились в лесу) Прочитайте.
- Случаен ли выбор места встречи?
- Действительно ли композитор любил прогулки на природе?
б) Подтвердите ответ фактами биографии.Слайды(7-11) с изображением норвежской природы
в) - Как в рассказе писатель подметил любовь композитора к природе? (много описания природы)
- Найдите фрагменты, где выразительно описывается природа? Дети: выразительно описывается природа осенью в горах,зимой в Бергене (три абзаца с.5, с.8)
Учитель: Пожалуйста, группа ребят-экологов подтвердите ответ на вопрос: «Действительно ли композитор любил прогулки на природе?» и расскажите, какой прием помогает писателю так выразительно описать осень в горных лесах.
Дети: выразительно описать осень в горных лесах писателю помогает приём сравнения. Мох - зеленые пряди, веселое эхо - птица пересмешник. И метафора. Осенний наряд
Учитель: Обратимся ко второй части.
- Какой прием использовал автор, описывая зиму в Бергене? Слайд 14,15
г) Учитель: - Когда Паустовский описывает природу, кто из главных героев обязательно присутствует? Композитор.
Учитель: Во время прогулки Григ - известный всему миру композитор, обласканный вниманием публики, знаменитый человек - с удовольствием беседует с дочкой лесника.
- Какие черты характера Грига раскрываются? Об этом расскажут ребята-психологи.
3. В каком эпизоде рассказа присутствуют не только правдивые герои, но и сказочные?
Ребята-меломаны расскажут о тех музыкальных произведениях, которые мы слушали с вами на прошлом уроке.
Мы слушали “Песню Сольвейг”, пьесу “В пещере Горного Короля”, в которой изображены сказочные события, гномы и тролли. Это сказочные существа, живущие в горах и охраняющие свои богатства в подземных пещерах.
Сказания о гномах и троллях широко распространены в легендах и сказках жителей Норвегии.
Мир музыки Э.Грига велик и разнообразен. Но многие произведения композитора, в том числе и пьесы из сюиты “Пер Гюнт”, посвящены его родной стране Норвегии, её природе, людям.
- Найдите отрывок, в котором рассказывается о написании музыки Григом. - Прочитайте выразительно.
Какие художественные средства использует писатель и для чего?
Чтобы интереснее звучал рассказ, передать чувства писатель использовал художественные средства (Олицетворение- это когда свойствам неживого приписываются свойства живого. Эпитеты. Метафоры)
Матросы, прачка – реальные герои. Вместе с тем, кузнечик, синицы становятся заинтересованными слушателями. Происходят сказочные события: снег останавливался, Золушка замирает.
4. Прослушивание музыки. Песня Сольвейг (4 мин.44 сек.) - Какие чувства испытывали вы, слушая музыку?
- Что происходит в рассказе с теми, кто слушает музыку?
У.Вам нравится музыка Грига? Почему?
Разве не права Дагни Педерсен, когда называет Грига волшебником и великим музыкантом?
Учитель: Да, Э.Григ – прекрасный музыкант, способный тронуть сердца своей музыкой.
Обратимся к третьей части.
- В какой необычной обстановке проходил концерт? (в парке, под открытым небом, в белые ночи)
Прослушивание музыкального отрывка. ( 4 мин.) - Вы тоже сейчас прослушаете отрывок из музыкальной записи произведений Э.Грига “Утро”. После прослушивания расскажите, что вы представляли, слушая эту музыку.
- А теперь прочитайте о том, что слышит Дагни в посвященном ей музыкальном произведении. Работа с текстом (с.12 три абзаца)
Обратите внимание на знаки препинания. Какие знаки часто встречаются в тексте? Восклицательные знаки. - Какие чувства можно передать благодаря восклицательным знакам? Радость, волнение, счастье.
- О чем была музыка? (О её Родине.) - Какое впечатление произвела музыка на девушку? (Плакала)
- Почему? (Это слезы благодарности. Ведь плачут не только когда больно и плохо, но и от больших, хороших, нежных чувств.)
· За что была благодарна Дагни музыканту? Прочитайте последний абзац IV части.
· Подарок, который Э.Григ преподнес девочке духовный или материальный?
Итог.
-Что вдохновило Э.Грига на сочинение музыкального произведения?
- Существует ли связь между природой и человеком?
(Да. Э.Григ любил ходить в лесах Бергена. Значит, природа вдохновляет человека. Поэтому человек пишет музыку. Музыка, как и природа, обогащает человека, успокаивает, делает благороднее.)
- Как звучит тема нашего урока?
- Только ли к композитору Эварду Григу мы можем отнести эти слова? Почему?
К.Г.Паустовский подарил нам литературное произведение о великом норвежском музыканте Э.Григе.
Оба они великие мастера: один словом, другой музыкой побуждают в нас чистые и добрые чувства.
Оценки. Д/з. 1. стр. 5 -7 выборочный пересказ.
2. Письменно ответьте на вопрос: Чем должен жить человек? 3. Нарисуйте иллюстрацию к любому понравившемуся отрывку и приготовьте выразительное чтение этого отрывка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«" Корзина с еловыми шишками " Паустовский »
Мастер – класс по обмену опытом в связи с введением ФГОС ООО
проводит учитель высшей категории МБОУ СОШ №4 Камалетдинова А.И.
Тема: Системно – деятельностный подход к обучению как фактор реализации ФГОС
Мастер – класс по обмену опытом в связи с введением ФГОС
Урок литературного чтения в 4 классе
с применением технологии здоровьесбережения
по теме "К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»"
Цели урока: 1. Продолжить работу по совершенствованию навыка осмысленного выразительного чтения. 2. Показать, что человек становится по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира.
Задачи урока:
продолжить знакомить детей с творчеством Паустовского;
развивать навыки чтения, обучать приёмам работы над художественным произведением так, чтобы видеть детали;
развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности учащихся
развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев
развивать умение анализировать прочитанное.
воспитывать любовь к музыке,
воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать, прививать любовь ко всему живому.
Подход к обучению: деятельностный. Формы работы: диалог, групповая. Тип урока: комбинированный. Оборудование:1. Мультимедийная презентация.
2. Э. Григ. Пер Гюнт: Утро. В пещере горного короля. Песня Сольвейг.
Э. Григ. Симфонический концерт №1, часть1.
1.Организационный момент. Звучит музыка Грига.
- Сегодня у нас необычный урок чтения. Мы будем не только читать художественное литературное произведение, но и будем учиться слушать и понимать музыку.
- Посмотрите на экран. ( На экране слова: “Волшебник и великий музыкант”)
- О ком сказаны эти слова? (Об Э.Григе.)
- Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока?
Дети: Мы прочитали рассказ К.Паустовского “Корзина с еловыми шишками” и, наверное, узнаем что- то новое о композиторе.
2. Работа творческих групп с презентацией.
Учитель: Мы завершаем чтение рассказа К.Паустовского “Корзина с еловыми шишками” и прикоснёмся к искусству, которое делает нашу жизнь красивее, добрее, лучше. Тема нашего урока “Волшебник и великий музыкант”
- Кто так назвал композитора? (Дагни Педерсен) Слайд с портретом
- Мы читаем произведение о реальном человеке, и, конечно, нам интересно знать, каким он был? - Что должен знать писатель прежде, чем сочинить рассказ о великом человеке?
Биографию (время, место, где жил композитор, с кем общался.)
Черты характера (каким был человек: открытым, общительным или углубленным в себя, замкнутым)
Что волновало его, круг его интересов.
Знать музыку композитора, через которую он выражал свои чувства и настроения.
а) О фактах биографии нам расскажут ребята-биографы.
Что мы знаем об Э.Григе? Где он родился? (В Норвегии, в г. Бергене)
1843- 1907. Уже 107 лет, как в мире не стало Э.Грига.
В последние годы жизни Григ стал уже знаменитым музыкантом, который прославил своим искусством, до того мало кому известную страну, Норвегию.
Его произведения исполняют и любят. Он много концертирует, как композитор, дирижер и пианист. Но в тёплое время года он живет в Норвегии, в собственной вилле, расположенной в живописной местности, недалеко от города Бергена. Слайд виллы Грига.
Сам композитор называет это место Тролльхауген, что означает “холм троллей”. Ему нравится сказочное название, и он, в шутку или всерьез, считал, что соседствует с троллями.
Отдельно от виллы был построен рабочий домик, специально для сочинения музыки. Здесь в тишине и уединении в окружении природы рождались замыслы произведений Грига.
Учитель: Обратимся к тексту.
- Где встретились Григ и Дагни? (Григ и Дагни встретились в лесу) Прочитайте.
- Случаен ли выбор места встречи?
- Действительно ли композитор любил прогулки на природе?
б) Подтвердите ответ фактами биографии.Слайды(7-11) с изображением норвежской природы
В свободное время Григ отправлялся с друзьями в горы. Они любовались красотами природы, иногда заходили в деревни, чтобы послушать народные песни, посмотреть танцы норвежских крестьян.
В последние годы жизни Григ с удовольствием бродил по окрестностям один. Такую прогулку, наверно, и описывает Паустовский.
в) - Как в рассказе писатель подметил любовь композитора к природе? (много описания природы)
- Найдите фрагменты, где выразительно описывается природа? Дети: выразительно описывается природа осенью в горах,зимой в Бергене (три абзаца с.5, с.8)
Учитель: Пожалуйста, группа ребят-экологов подтвердите ответ на вопрос: «Действительно ли композитор любил прогулки на природе?» и расскажите, какой прием помогает писателю так выразительно описать осень в горных лесах.
Слайды 12,13.
Дети: выразительно описать осень в горных лесах писателю помогает приём сравнения. Мох - зеленые пряди, веселое эхо - птица пересмешник. И метафора. Осенний наряд
Учитель: Обратимся ко второй части.
- Какой прием использовал автор, описывая зиму в Бергене? Слайд 14,15
г) Учитель: - Когда Паустовский описывает природу, кто из главных героев обязательно присутствует? Композитор.
Учитель: Во время прогулки Григ - известный всему миру композитор, обласканный вниманием публики, знаменитый человек - с удовольствием беседует с дочкой лесника.
- Какие черты характера Грига раскрываются? Об этом расскажут ребята-психологи.
Слайд 16
Он прост в общении – беседует с простой дочерью лесника, не высокомерен, он добрый – “ глаза у Грига смеялись”, внимательный - “А теперь давай корзину. Ты её едва тащишь”.
Почему композитор решил сделать девочке подарок? Она ему понравилась, и у них было что-то общее - любовь к природе.
Почему в рассказе Григ с такой любовью и вниманием относится к девочке? Свяжите это с фактами биографии.
Дочь композитора прожила один год. Она была белокурая и зеленоглазая, как Дагни из рассказа Паустовского. Больше детей у Григов не было.
Всю жизнь вспоминал композитор эту утрату… Любовь к дочке, он перенес на своих друзей-ребятишек.
Из воспоминаний о композиторе нам известно, что он, будучи уже взрослым человеком, душой был близок детям. Как и дети, он любил сказки и легенды о таинственных лесных духах, о гномах, троллях, эльфах и часто рассказывал их своим маленьким друзьям-ребятишкам.
Знаете, у творческих людей сильно развито воображение.
3. Прежде, чем обратиться к тексту сделаем паузу.
Физкультминутка.
Под весёлые напевы Повернёмся вправо, влево. Руки вверх. Руки вниз. Вверх. И снова наклонись. Вправо, влево головою Руки вверх. Перед собою. Топни правою ногой. Вправо шаг. На месте стой. Топни левою ногой. Влево шаг. И снова стой. Повернитесь вы друг к другу Правую дай руку другу.
д) - Знаете, у творческих людей сильно развито воображение.
- В каком эпизоде рассказа присутствуют не только правдивые герои, но и сказочные?
Сочинение музыки в Бергене.
Ребята-меломанырасскажут о тех музыкальных произведениях, которые мы слушали с вами на прошлом уроке.
Мы слушали “Песню Сольвейг”, пьесу “В пещере Горного Короля”, в которой изображены сказочные события, гномы и тролли. Это сказочные существа, живущие в горах и охраняющие свои богатства в подземных пещерах.
Сказания о гномах и троллях широко распространены в легендах и сказках жителей Норвегии.
Мир музыки Э.Грига велик и разнообразен. Но многие произведения композитора, в том числе и пьесы из сюиты “Пер Гюнт”, посвящены его родной стране Норвегии, её природе, людям.
- Найдите отрывок, в котором рассказывается о написании музыки Григом. - Прочитайте выразительно.
Какие художественные средства использует писатель и для чего?
Чтобы интереснее звучал рассказ, передать чувства писатель использовал художественные средства (Олицетворение- это когда свойствам неживого приписываются свойства живого. Эпитеты. Метафоры)
Матросы, прачка – реальные герои. Вместе с тем, кузнечик, синицы становятся заинтересованными слушателями. Происходят сказочные события: снег останавливался, Золушка замирает.
- Что происходит в рассказе с теми, кто слушает музыку?
“Синицы волновались. Загулявшие матросы…слушали, всхлипывая. Прачка разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза и покачивала головой. Сверчок вылезал из трещины… и поглядывал в щелку за Григом. Падавший снег останавливался и повисал в воздухе. Золушка смотрела, улыбаясь, на пол. Хрустальные туфельки…. вздрагивали, сталкиваясь друг с другом, в ответ на аккорды”
Музыка Грига производит волшебное впечатление. Люди отвлекаются от своих забот, становятся лучше, мягче, мечтают о будущем.
У.Вам нравится музыка Грига? Почему?
Разве не права Дагни Педерсен, когда называет Грига волшебником и великим музыкантом?
Учитель: Да, Э.Григ – прекрасный музыкант, способный тронуть сердца своей музыкой.
Обратимся к третьей части.
- В какой необычной обстановке проходил концерт? (в парке, под открытым небом, в белые ночи)
Белые ночи. На севере в начале лета можно наблюдать такую картину - ночью почти светло, стоят легкие сумерки, так как солнце ненадолго прячется за горизонтом. А.С.Пушкин так красиво сказал о белых ночах:
“ …И, не пуская тьму ночную На золотые небеса, Одна заря сменить другую Спешит, дав ночи полчаса…”
Прослушивание музыкального отрывка. ( 4 мин.) - Вы тоже сейчас прослушаете отрывок из музыкальной записи произведений Э.Грига “Утро”. После прослушивания расскажите, что вы представляли, слушая эту музыку.
- А теперь прочитайте о том, что слышит Дагни в посвященном ей музыкальном произведении. Работа с текстом (с.12 три абзаца)
Обратите внимание на знаки препинания. Какие знаки часто встречаются в тексте? Восклицательные знаки. - Какие чувства можно передать благодаря восклицательным знакам? Радость, волнение, счастье.
- О чем была музыка? (О её Родине.) - Какое впечатление произвела музыка на девушку? (Плакала)
- Почему? (Это слезы благодарности. Ведь плачут не только когда больно и плохо, но и от больших, хороших, нежных чувств.)
За что была благодарна Дагни музыканту? Прочитайте последний абзац IV части.
Подарок, который Э.Григ преподнес девочке духовный или материальный?
Итог.
-Что вдохновило Э.Грига на сочинение музыкального произведения?
(Встреча с природой, с чудесной девочкой.)
- Существует ли связь между природой и человеком?
(Да. Э.Григ любил ходить в лесах Бергена. Значит, природа вдохновляет человека. Поэтому человек пишет музыку. Музыка, как и природа, обогащает человека, успокаивает, делает благороднее.)
- Как звучит тема нашего урока?
- Только ли к композитору Эварду Григу мы можем отнести эти слова? Почему?
К.Г.Паустовский подарил нам литературное произведение о великом норвежском музыканте Э.Григе.
Оба они великие мастера: один словом, другой музыкой побуждают в нас чистые и добрые чувства.
Оценки. Д/з. 1. стр. 5 -7 выборочный пересказ.
2. Письменно ответьте на вопрос: Чем должен жить человек? 3. Нарисуйте иллюстрацию к любому понравившемуся отрывку и приготовьте выразительное чтение этого отрывка.
Самоанализ
урока литературного чтения в 4 классе
с применением технологии здоровьесбережения
по теме "К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»"
Цели урока: 1. Продолжить работу по совершенствованию навыка осмысленного выразительного чтения. 2. Показать, что человек становится по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира.
Задачи урока: продолжить знакомить детей с творчеством Паустовского; развивать навыки чтения, обучать приёмам работы над художественным произведением так, чтобы видеть детали; развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности учащихся; развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев; развивать умение анализировать прочитанное; воспитывать любовь к музыке; воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать, прививать любовь ко всему живому.
Подход к обучению: деятельностный. Тип урока: комбинированный.
Структура учебной деятельности на уроке:
Учебное целеполагание
Планирование способов достижения учебной цели
Учебные действия
Контроль и коррекция способа достижения учебной цели
Оценка результата достижения учебной цели
Нетрадиционная форма учебного занятия- комбинированный урок- способствовала длительной концентрации внимания и системному восприятию учебного материала учащимися. На данном уроке мною использован репродуктивный (в его основе учитывается степень самостоятельности учащегося в приобретении знаний), объяснительно- иллюстративный метод обучения.
С целью реализации личностно ориентированного развивающего подхода я использовала методы мотивации и стимулирования деятельности учеников: эмоциональный метод (стимулирующее оценивание), познавательный метод (опора на жизненный опыт, учёт познавательных интересов, развивающая кооперация). Так, за неделю до урока я предложила детям найти информацию о писателе К.Паустовском - биографию, черты характера , круг его интересов, узнать музыку композитора, через которую он выражал свои чувства. Затем, учитывая интересы учащихся, разделила их на группы для проведения урока.
На уроке дети учились слушать и слышать других, аргументировать своё мнение.
Мною использована мультимедийная презентация и записи сюит Э. Грига «Утро» , «В пещере горного короля» «Песня Сольвейг», Симфонический концерт №1, часть1.
Применение технологии деятельностного подхода было ориентировано на:
- неформальное признание ученика субъектом собственного образования;
- отказ от авторитарной позиции учителя в обучении;
- готовность к скрытому руководству деятельностью учащихся;
- толерантность, готовность к принятию различных точек зрения субъектов образования;
Итог урока проводился на основе модели, которая была разработана при активном участии учащихся. Урок проходил в форме учебного диалога. В ходе урока я использовала разнообразные формы и методы, повышающие степень активности учащихся. В конце урока эта модель была успешно прокомментирована учащимися, что позволяет говорить об усвоении содержания урока. Репродуктивная и проблемная формы обучения эффективно сочетались, адекватно цели урока. В ходе урока мною формировалась контрольно- оценочная деятельность обучающихся. В течение всего урока я систематически обучала детей осуществлять рефлексивное действие, принимала и поощряла выражаемую учениками собственную позицию, учила корректному общению, осуществляла личностное воздействие «учитель- ученик». Используя музыку, мною была создана атмосфера психологического комфорта на всех этапах урока.
Показателями эффективности урока, проведённого вместе с учениками, считаю:
- достижение его целей (см.цели),
- решение поставленных задач (см.задачи),
- достижение всех планируемых результатов: личностных, метапредметных, предметных.На уроке были сформированы универсальные учебные действия: личностные (смыслообразование), познавательные (выстраивают логические цепочки, действуют по алгоритму), коммуникативные (умеют работать в группах), регулятивные (учащиеся осуществляли прогнозирование, контроль и коррекцию выполняемых действий).
Как вы думаете, какова основная мысль этого рассказа?
Для чего живёт человек? Дагни поняла это, а вы?
Человек становится по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира.
Как вы думаете, что заставляет людей писать музыку, стихи, рассказы, картины?
Мир вокруг нас огромен, удивителен, необыкновенно красив и когда талантливый человек вдруг ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием, и он старается передать красоту мира словами, или красками, или музыкой. И люди, которые слушают стихи или музыку, тоже начинают видеть или чувствовать эту красоту и сами становятся добрее, красивее, лучше. Настоящие музыканты, писатели, поэты и художники умеют выразить то, что чувствуют, переживают люди. Искусство не дает жизни сделаться серой, скучной.
Почему Паустовскийназывает Грига волшебником?
Паустовский называет Грига волшебником потому, что благодаря музыке Дагни вспомнила детство. Детство – это то прекрасное мгновение, которое нельзя вернуть. Им нужно успеть насладиться, не пропустить то время, в котором можно много чего успеть сделать и многому научиться. Когда человек вспоминает детство, он понимает, как много ему дала природа. Когда Дагни услышала мелодию, то она сразу вспомнила все самые прекрасные моменты жизни и человека, который так много для неё сделал, выразив в музыке её детские годы. Успейте насладиться детством, и вы поймете, что жить в мире - самый лучший подарок от природы!
Писатель К. Паустовский и композитор Э. Григ великие мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства. К.Паустовский считал, что дарить людям «сказку жизни» – способность открывать прекрасное и романтичное в самом обыденном – вот основная задача человека на земле.
Биографы
Что мы знаем об Э.Григе? Где он родился? (В Норвегии, в г. Бергене)
Родился в 1843 году, умер в 1907 году. Уже 107 лет, как в мире не стало Эдварда Грига.
В последние годы жизни Григ стал уже знаменитым музыкантом, который прославил своим искусством, до того мало кому известную страну, Норвегию.
Его произведения исполняют и любят. Он много концертирует, как композитор, дирижер и пианист. Но в тёплое время года он живет в Норвегии, в собственной вилле, расположенной в живописной местности, недалеко от города Бергена. Слайд виллы Грига.
Биографы
Сам композитор называет это место Тролльхауген, что означает “холм троллей”. Ему нравится сказочное название, и он, в шутку или всерьез, считал, что соседствует с троллями.
Отдельно от виллы был построен рабочий домик, специально для сочинения музыки. Здесь в тишине и уединении в окружении природы рождались замыслы произведений Грига.
Биографы
- Действительно ли композитор любил прогулки на природе?
Подтвердите ответ фактами биографии. Слайд с изображением норвежской природы.
В свободное время Григ отправлялся с друзьями в горы. Они любовались красотами природы, иногда заходили в деревни, чтобы послушать народные песни, посмотреть танцы норвежских крестьян.
В последние годы жизни Григ с удовольствием бродил по окрестностям один. Такую прогулку, наверно, и описывает Паустовский.
Экологи
подтвердите ответ на вопрос: «Действительно ли композитор любил прогулки на природе?» и расскажите, какой прием помогает писателю так выразительно описать осень в горных лесах.
выразительно описать осень в горных лесах писателю помогает приём сравнения. Мох - зеленые пряди, веселое эхо - птица пересмешник. И метафора. Осенний наряд
Обратимся ко второй части. - Какой прием использовал автор, описывая зиму в Бергене?
Он прост в общении – беседует с простой дочерью лесника, не высокомерен, он добрый – “ глаза у Грига смеялись”, внимательный - “А теперь давай корзину. Ты её едва тащишь”.
Почему в рассказе Григ с такой любовью и вниманием относится к девочке? Свяжите это с фактами биографии.
психологи
Дочь композитора прожила один год. Она была белокурая и зеленоглазая, как Дагни из рассказа Паустовского. Больше детей у Григов не было.
Всю жизнь вспоминал композитор эту утрату… …. Любовь к дочке, он перенёс на своих друзей-ребятишек.
Из воспоминаний о композиторе нам известно, что он, будучи уже взрослым человеком, душой был близок детям. Как и дети, он любил сказки и легенды о таинственных лесных духах, о гномах, троллях, эльфах и часто рассказывал их своим маленьким друзьям-ребятишкам.
меломанырасскажут о тех музыкальных произведениях, которые мы слушали с вами на прошлом уроке.
Мы слушали “Песню Сольвейг”, пьесу “В пещере Горного Короля”, в которой изображены сказочные события, гномы и тролли. Это сказочные существа, живущие в горах и охраняющие свои богатства в подземных пещерах.
Сказания о гномах и троллях широко распространены в легендах и сказках жителей Норвегии.
Мир музыки Э.Грига велик и разнообразен. Но многие произведения композитора, в том числе и пьесы из сюиты “Пер Гюнт”, посвящены его родной стране Норвегии, её природе, людям.
Какие художественное средства использует писатель и для чего?
меломаны
Чтобы интереснее звучал рассказ, чтобы передать чувства писатель использовал художественные средства: Олицетворение - это когда свойствам неживого приписываются свойства живого. Эпитеты. Метафоры.
Матросы, прачка – реальные герои. Вместе с тем, кузнечик, синицы становятся заинтересованными слушателями. Происходят сказочные события: снег останавливался, Золушка замирает.
Прослушивание музыки. - Что происходит в рассказе с теми, кто слушает музыку?
“Синицы волновались. Загулявшие матросы…слушали, всхлипывая. Прачка разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза и покачивала головой. Сверчок вылезал из трещины… и поглядывал в щелку за Григом. Падавший снег останавливался и повисал в воздухе. Золушка смотрела, улыбаясь, на пол. Хрустальные туфельки…. вздрагивали, сталкиваясь друг с другом, в ответ на аккорды”
Музыка Грига производит волшебное впечатление. Люди отвлекаются от своих забот, становятся лучше, мягче, мечтают о будущем.
- В какой необычной обстановке проходил концерт?(в парке, под открытым небом, в белые ночи)
Белые ночи
На севере в начале лета можно наблюдать такую картину - ночью почти светло, стоят лёгкие сумерки, так как солнце ненадолго прячется за горизонтом. Александр Сергеевич Пушкин так красиво сказал о белых ночах:
“ …И, не пуская тьму ночную На золотые небеса, Одна заря сменить другую Спешит, дав ночи полчаса…”
Физкультминутка.
Под весёлые напевы Повернёмся вправо, влево. Руки вверх. Руки вниз. Вверх. И - наклонись. Вправо, влево головою. Руки вверх. Перед собою. Топни правою ногой. Вправо шаг. На месте стой. Топни левою ногой. Влево шаг. И снова стой.
Повернитесь вы друг к другу. Правую дай руку другу.