kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока : К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками".

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • ?

    Цель урока :  формирование у детей представлений о нравственности, эстетических ценностях на основе комплексного изучения произведений литературы и музыки на примере рассказа К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и музыки Э. Грига.

    Задачи:

    Обучающие:

     - познакомить учащихся с произведением К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», проанализировать его; показать, как рождается музыка и как она может воздействовать на слушателя, о чем может рассказать;

    - формирование навыка выразительного чтения и умения определять и формулировать идею произведения;

    - обучение анализу художественного произведения;

    - формирование внимательного отношения к языку художественного произведения;

    - познакомить учащихся с жизнью и творчеством Эдварда Грига.

    Развивающие:

     - способствовать развитию художественного вкуса и интереса к чтению;

    - развитие речи учащихся;

    - развитие воображения, мышления, творческих способностей учащихся.

    Воспитательные

    -воспитывать умение видеть прекрасное в окружающей действительности;

    - воспитание любви к музыке и литературе.

     

    Тип урока:

     интегрированный урок изучения нового материала.

     

    Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная,.

     

    Оборудование:  портреты К.Г. Паустовского и Э. Грига,

    Презентация, музыка Э.Грига «Утро» «Сольвейг», карточки с названиями групп – художники, поэты, актеры, музыканты;  корзина с шишками, следы,.шкатулка с зеркалом,4 конверта с заданиями.

    Ход урока.

    I Интрига. Постановка учебной задачи.

    - Доброе, необычное утро, ребята! А как вы думаете, почему оно доброе? А необычное?

    - Для меня оно доброе, потому что мне подарило встречу с вами, а необычное, потому что я пришла к вам с подарками (Раздаю шишки разных цветов. Садятся за столы согласно цвету шишки. Цветные таблички под цвет шишки ).

    Возьмите в ладошки шишку, закройте,  пожалуйста, глазки. Послушайте!

    ( Учитель читает текст на фоне музыки Э. Грига «Утро».)

    «Шумит осенний лес. Слышен шум прибоя. С моря несётся туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. А под ногами земля, усыпанная золотом и медью. Вокруг разлит грибной запах. И…волшебство! Вы вдыхаете этот аромат и тихонько открываете глазки».

    (Слайд№1 Лес.  Музыка.)

             II Сообщение и цели урока. Мотивация.

    -Наш урок сегодня овеян тайнами. Вы любите разгадывать тайны?

     Так вот сегодня на уроке я вам предлагаю разгадать тайну рассказа

     К.Г. Паустовского(Слайд№2 Фото писателя)

    «Корзина с еловыми шишками».(Слайд №3Корзина с еловыми шишками).

    - Скажите мне, что вы представили, когда прочитали название рассказа «Корзина с еловыми шишками»?

    (Лес.  Высокие ели, запах смолы, осень. шишки созревают, голоса птиц…)

    - А рассказ об этом?

    - Да, ребята, несмотря на такое название «Корзина с еловыми шишками» рассказ о другом.

    -Так почему К. Паустовский именно так назвал свой рассказ, это и является тайной, которую нам надо открыть?

    -Мы будем с вами талантливыми читателями, и успех ждёт нас!

     И так в путь!

            III.Работа над материалом.

    Мы с вами разделились на группы: Актёры, художники, поэты, музыканты.

    -Задание находится в конверте, откройте их и прочитайте.

     «Актеры»

                  Прочитать 1 часть рассказа по ролям без слов автора.

    «Художники»

          Создать иллюстрацию, отражающую процесс создания

    музыкального произведения для Дагни Педерсон.

    «Поэты»

          Составить четверостишие о Дагни Педерсон с помощью слов:

                                                    Лет – свет,

    Прошла – нашла,

                                                    Глаза – слеза,

     Жить – не забыть.

    «Музыканты»

          Подготовить пересказ, используя вопросы.

          - Что впервые на концерте слушала Дагни? (Симфоническую музыку)

          - На, что были похожи картины, которые представила Дагни, услыша

          эту музыку?(на сны)

        -  Что услышала девушка в музыке? (как поёт пастуший рожок ранним утром, а в ответ ему сотнями голосов откликается струнный оркестр,)

        -  Что она представила перед собой? О чем ей это напомнило? (Лес, родину, горы, песни рожков, шум её моря. Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в их снастях.)

        - Какие эмоции охватили Дагни?

        - Кого она узнала в этом великом музыканте? (Тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину с еловыми шишками. Это был Эдвард Григ,  волшебник и великий музыкант!)

         -Какими словами автор передает нарастающую силу музыки? (Музыка росла, подымалась, бушевала,  заполнила всё пространство между землёй и облаками)

     -Как Дагни догадалась, что знаменитая пьеса Э.Грига посвящена ей? 

    (В наплыве звуков вдруг возник знакомый голос. «Ты- счастье, ты- блеск зари!»,-говорил голос.)

         -О чем плакала и сожалела девушка?(Он умер и невозможно его поблагодарить за открытие великой тайны жизни «Жизнь – я люблю тебя!»)

    (Учитель организует работу групп.  Дает необходимые пояснения )

    - Под звуки музыки Э.Грига вы легко справитесь с этими заданиями.

    (звучит музыка Э.Грига. «Песня Сольвейг»)(Слайд №4 )

                 IV  Ознакомление с проектами учащихся.

    Время, отведенное на выполнение задания, закончилось.(Звенит колокольчик) Вам предстоит не только прослушать, как справились наши творческие мастерские с заданиями, но и ответить на вопросы.(Слайд №5 Девочка и Григ)

    «Актеры», пожалуйста, прочитайте 1 часть рассказа по ролям без слов автора.

    -Какой подарок решил преподнести Э. Григ девочке? (Необычный, для взрослых людей,)

    -Как вы думаете, какой она ждала подарок? (Игрушку-хрупкую)

     -Почему композитор захотел подарить именно ей такой подарок?(Она добрая и была похожа на жительницу этого леса. т.к. зрачки у неё зеленоватые и в них поблёскивает огоньками листва.)

     

    - Музыку можно выразить не только словами. Над этим работали наши «Художники». Они рады представить иллюстрацию, которая отражает чувства Э. Грига при написании музыки. (Слайд№6 Природа)

    Что же представлял композитор  в момент создания музыки?

    (Девушка с зелёными глазами, Весна, Солнце, утро, Сердце, а на нём расцвёл белый цветок. Седой старик Григ говорит девушке «Да будет благословенно всё то, что окружает тебя. Что прикасается к тебе, и к чему прикасаешься ты, что радует тебя и заставляет задуматься»

    -А вот когда Дагни впервые услышала волшебные звуки мелодии незнакомца, нам готовы рассказать юные поэты.(Слайд №7 Девушка )

    П/о детей                           Отец отправил Дагни в 18 лет

    Увидеть, как устроен свет.

    И вот она в концерт пошла

    И свой подарок там нашла.

    Светились радостью глаза,

                                               А по щеке текла слеза

             Чтоб жизнь счастливую пожить,

                 В ней щедрым, добрым надо быть.

    - Ожидала ли девушка получить подарок? Почему?

    - Значит, Григ, был каким человеком?(честным)

     

    -Смогла ли Дагни испытать те же чувства, когда получила свой подарок, что представила девушка, слушая музыку. Об этом нам расскажет группа «Музыкантов»(Слайд №8Природа)

             

    - Девочка называет Грига не только великим музыкантом, но и волшебником? Кто такой волшебник? Почему?

                (Она смогла,  спустя такое длительное время, услышать его, понять. А также, благодаря музыке Дагни вспомнила детство. Детство – это то прекрасное мгновение, которое нельзя вернуть. Им нужно успеть насладиться, не пропустить то время, в котором можно много чего успеть сделать и многому научиться.            Успейте насладиться детством, и вы поймете, что жить в мире - самый лучший подарок от природы!

    -Возьмите в ладошки свою шишку, осторожно потрите её и вспомните, как Григ помог малышке?

    -А как он помог ей во взрослой жизни?(Он помог ей жить.)

    -Да, жизнь гораздо тяжелее даже самой тяжёлой корзины с шишками. И пусть шишка, которую вы держите в ладошках, будет для вас волшебной.(Слайд №9 корзина с шишками).

           V Рефлексия.

    - У вас на столе лежат следы,каждый напишите по одному слову-тайну, которую вы открыли для себя.

    -Я тоже сегодня немного волшебница и принесла вам вот такую шкатулку(внутри зеркало).Там спрятан тот, без кого бы этот урок не состоялся. Загляните в неё. Кого увидели?

    -Да без вас не было бы этого урока. Спасибо вам, за то,что вы мне сегодня тоже помогли вернуться в детство и открыть новые тайны рассказа «Корзина с еловыми шишками».

     

     

     

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока : К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками". »

Урок-открытие на основе биоадекватной методики

Проведен 25 .11 .2013г.

Тема: К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Цель урока :  формирование у детей представлений о нравственности, эстетических ценностях на основе комплексного изучения произведений литературы и музыки на примере рассказа К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и музыки Э. Грига.



Задачи:

Обучающие:

 - познакомить учащихся с произведением К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», проанализировать его; показать, как рождается музыка и как она может воздействовать на слушателя, о чем может рассказать;

- формирование навыка выразительного чтения и умения определять и формулировать идею произведения;

- обучение анализу художественного произведения;

- формирование внимательного отношения к языку художественного произведения;

- познакомить учащихся с жизнью и творчеством Эдварда Грига.

Развивающие:

 - способствовать развитию художественного вкуса и интереса к чтению;

- развитие речи учащихся;

- развитие воображения, мышления, творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

-воспитывать умение видеть прекрасное в окружающей действительности;

- воспитание любви к музыке и литературе.



Тип урока:

 интегрированный урок изучения нового материала.



Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная,.



Оборудование:  портреты К.Г. Паустовского и Э. Грига,

Презентация, музыка Э .Грига «Утро» «Сольвейг», карточки с названиями групп – художники, поэты, актеры, музыканты; корзина с шишками, следы, ..шкатулка с зеркалом,4 конверта с заданиями.





Ход урока.

I Интрига. Постановка учебной задачи.

- Доброе, необычное утро, ребята! А как вы думаете, почему оно доброе? А необычное?

- Для меня оно доброе, потому что мне подарило встречу с вами, а необычное, потому что я пришла к вам с подарками (Раздаю шишки разных цветов. Садятся за столы согласно цвету шишки. Цветные таблички под цвет шишки ).

Возьмите в ладошки шишку, закройте, пожалуйста, глазки. Послушайте!!!

( Учитель читает текст на фоне музыки Э. Грига «Утро».)

«Шумит осенний лес. Слышен шум прибоя. С моря несётся туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. А под ногами земля, усыпанная золотом и медью. Вокруг разлит грибной запах. И…волшебство! Вы вдыхаете этот аромат и тихонько открываете глазки».

(Слайд№1 Лес. Музыка.)

II Сообщение и цели урока. Мотивация.

-Наш урок сегодня овеян тайнами. Вы любите разгадывать тайны?

Так вот сегодня на уроке я вам предлагаю разгадать тайну рассказа

К.Г. Паустовского(Слайд№2 Фото писателя)

«Корзина с еловыми шишками».(Слайд №3Корзина с еловыми шишками).

- Скажите мне, что вы представили, когда прочитали название рассказа «Корзина с еловыми шишками»?

(Лес. Высокие ели, запах смолы, осень. шишки созревают, голоса птиц…)

- А рассказ об этом?

- Да, ребята, несмотря на такое название «Корзина с еловыми шишками» рассказ о другом.

-Так почему К. Паустовский именно так назвал свой рассказ, это и является тайной, которую нам надо открыть?

-Мы будем с вами талантливыми читателями , и успех ждёт нас!

И так в путь!

III.Работа над материалом.

Мы с вами разделились на группы: Актёры, художники, поэты, музыканты.

-Задание находится в конверте, откройте их и прочитайте.

«Актеры»

Прочитать 1 часть рассказа по ролям без слов автора.

«Художники»

Создать иллюстрацию, отражающую процесс создания

музыкального произведения для Дагни Педерсон.

«Поэты»

Составить четверостишие о Дагни Педерсон с помощью слов:

Лет – свет,

Прошла – нашла,

Глаза – слеза,

Жить – не забыть.

«Музыканты»

Подготовить пересказ, используя вопросы.

- Что впервые на концерте слушала Дагни? (Симфоническую музыку)

- На, что были похожи картины, которые представила Дагни, услыша

эту музыку?(на сны)

- Что услышала девушка в музыке? (как поёт пастуший рожок ранним утром, а в ответ ему сотнями голосов откликается струнный оркестр,)

- Что она представила перед собой? О чем ей это напомнило? (Лес , родину, горы, песни рожков, шум её моря. Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в их снастях.)

- Какие эмоции охватили Дагни?

- Кого она узнала в этом великом музыканте? (Тот седой человек , что помог ей донести до дому корзину с еловыми шишками. Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант!)

-Какими словами автор передает нарастающую силу музыки? (Музыка росла, подымалась, бушевала, заполнила всё пространство между землёй и облаками)

-Как Дагни догадалась, что знаменитая пьеса Э.Грига посвящена ей?

(В наплыве звуков вдруг возник знакомый голос. «Ты- счастье, ты- блеск зари!»,-говорил голос.)

-О чем плакала и сожалела девушка?(Он умер и невозможно его поблагодарить за открытие великой тайны жизни «Жизнь – я люблю тебя!»)

(Учитель организует работу групп. Дает необходимые пояснения )

- Под звуки музыки Э .Грига вы легко справитесь с этими заданиями.

(звучит музыка Э.Грига. «Песня Сольвейг»)(Слайд №4 )

IV Ознакомление с проектами учащихся.

Время, отведенное на выполнение задания, закончилось.(Звенит колокольчик) Вам предстоит не только прослушать, как справились наши творческие мастерские с заданиями, но и ответить на вопросы.(Слайд №5 Девочка и Григ)

«Актеры», пожалуйста, прочитайте 1 часть рассказа по ролям без слов автора.

-Какой подарок решил преподнести Э. Григ девочке? (Необычный, для взрослых людей ,)

-Как вы думаете, какой она ждала подарок? (Игрушку-хрупкую)

-Почему композитор захотел подарить именно ей такой подарок?(Она добрая и была похожа на жительницу этого леса. т.к. зрачки у неё зеленоватые и в них поблёскивает огоньками листва.)



- Музыку можно выразить не только словами. Над этим работали наши «Художники». Они рады представить иллюстрацию, которая отражает чувства Э. Грига при написании музыки. (Слайд№6 Природа)

Что же представлял композитор в момент создания музыки?

(Девушка с зелёными глазами, Весна, Солнце, утро, Сердце , а на нём расцвёл белый цветок. Седой старик Григ говорит девушке «Да будет благословенно всё то, что окружает тебя. Что прикасается к тебе, и к чему прикасаешься ты, что радует тебя и заставляет задуматься»

-А вот когда Дагни впервые услышала волшебные звуки мелодии незнакомца, нам готовы рассказать юные поэты.(Слайд №7 Девушка )

П/о детей Отец отправил Дагни в 18 лет

Увидеть, как устроен свет.

И вот она в концерт пошла

И свой подарок там нашла.

Светились радостью глаза,

А по щеке текла слеза

Чтоб жизнь счастливую пожить,

В ней щедрым, добрым надо быть.

- Ожидала ли девушка получить подарок? Почему?

- Значит, Григ, был каким человеком?(честным)



-Смогла ли Дагни испытать те же чувства, когда получила свой подарок, что представила девушка, слушая музыку. Об этом нам расскажет группа «Музыкантов»(Слайд №8Природа)

- Девочка называет Грига не только великим музыкантом, но и волшебником? Кто такой волшебник? Почему?

(Она смогла, спустя такое длительное время, услышать его, понять. А также, благодаря музыке Дагни вспомнила детство. Детство – это то прекрасное мгновение, которое нельзя вернуть. Им нужно успеть насладиться, не пропустить то время, в котором можно много чего успеть сделать и многому научиться. Успейте насладиться детством, и вы поймете, что жить в мире - самый лучший подарок от природы!

-Возьмите в ладошки свою шишку, осторожно потрите её и вспомните , как Григ помог малышке?

-А как он помог ей во взрослой жизни?(Он помог ей жить.)

-Да, жизнь гораздо тяжелее даже самой тяжёлой корзины с шишками. И пусть шишка, которую вы держите в ладошках, будет для вас волшебной.(Слайд №9 корзина с шишками).

V Рефлексия.

- У вас на столе лежат следы ,каждый напишите по одному слову-тайну, которую вы открыли для себя.

-Я тоже сегодня немного волшебница и принесла вам вот такую шкатулку(внутри зеркало).Там спрятан тот, без кого бы этот урок не состоялся. Загляните в неё. Кого увидели?

-Да без вас не было бы этого урока. Спасибо вам, за то ,что вы мне сегодня тоже помогли вернуться в детство и открыть новые тайны рассказа «Корзина с еловыми шишками».








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Тема урока : К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками".

Автор: Хоргуани Евгения Евгеньевна

Дата: 18.02.2015

Номер свидетельства: 175558


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства