Урок литературного чтения, 3 класс.
Тип урока: урок изучения лирического произведения , углубленная работа с текстом.
К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Задачи: развивать художественный вкус, любовь и интерес к чтению и к классической музыке. Формировать творческое воображение через умение представлять картины. Работать над содержанием произведения, используя различные приемы критического мышления. Развивать речь учащихся, умение работать в группах. Воспитывать нравственные качества ,творческие способности учащихся.
Цели: обучать анализу лирического произведения. Уточнить знания учащихся о некоторых литературных терминах, развивать устную речь, навыки сопоставительного анализа, навыки исследовательской работы. Совершенствовать навыки чтения с точки зрения его выразительности и осознанности. Развивать умение вести диалог.
Краткое описание урока: урок комбинированного типа, использована интеграционная технология развивающего обучения (литературное чтение и музыка).
Образовательные технологии, использование программно -педагогических средств : прослушивание музыки, использование ИКТ на уроке с мультимедийной поддержкой, работа над содержанием произведения с использованием различных приемов критического мышления, работа в группах (творческие мастерские).
Планируемые результаты:
Личностные – понимать точки зрения других людей, действовать в условиях конфликта мнений, планировать совместную деятельность, принимать совместные решения.
Метапредметные – познавательные и регулятивные действия, целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи, моделирование понятия, умение работать с текстом, словарём.
Предметные – умение работать над содержанием глав, используя различные виды чтения, приемы критического мышления , умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с заданиями.
Оборудование :
1)Учебник Р .Н. Бунеев «Литературное чтение».
2) Даль В.И. « Толковый словарь живого русского языка».
3)Презентация с музыкальным сопровождением ( музыка Э. Грига, портреты писателя и композитора.)
4) Карточки для заполнения . Шаблоны.
Ход урока.
1.Организационный момент.
-Урок литературного чтения у вас сегодня вести буду я . Зовут меня Валентина Владимировна. Наш урок сегодня необычный , он связан с музыкой. А почему он связан с музыкой, вы мне сейчас сами ответите.
Посмотрите на 1 слайд
2.Актуализация знаний. 1 слайд –портреты К.Г.Паустовский, Э. Григ.
-Кто эти люди? ( писатель и композитор)
-Как связаны они между собой?
(К. Паустовский написал рассказ о том, как Э.Григ сочинил музыку для девочки).
-Как называется этот рассказ? (Корзина с еловыми шишками)
- У нас тоже есть корзина, к концу урока мы тоже наполним её шишками, когда выполним все задания.
3. Постановка учебной задачи.
-Мы будем учиться понимать текст, видеть в нём главную мысль, будем учиться слушать музыку.
- А почему люди пишут музыку?
(Чтобы выразить свои чувства)
4. Открытие детьми нового знания.
-Послушайте произведение Э.Грига «Танец Анитры».
-Какая музыка по настроению? (Спокойная)
Какие чувства у вас возникли?
- Музыка успокоила вас, настроила на работу.
5. Работа в группах. Составление плана.
- А теперь обратимся к произведению и будем работать в группах.
-Вспомним, сколько в нем частей(4) . У нас тоже 4 группы. Вы будете литераторами.
- Предлагаю вам составить словесный план рассказа. Щн нам понадобиться для пересказа. Для работы откройте тетради на стр. 51, задание 2
1 группа придумывает и записывает в тетради свои названия 1 части рассказа
2 группа- названия 2 части
3 группа- названия 3 части
4 группа- названия 4 части
-Выберем лучшие названия и составим один общий план, который будет вам служить подсказкой для пересказа текста.
Запишем наш общий план в тетрадь.
Обобщая высказывания, можно составить такой план:
1. Встреча.
2. В доме композитора.
3. Дагни в гостях.
4. На концерте.
- О чём говорится в каждой части? Расскажите кратко.
-Чтобы правильно пересказывать текст нам надо понимать значения слов
6. Словарно-лексическая работа. Слайд. Толкование слов.
-На бланке соотнести толкования слов найти их в тексте, зачитать. Одно слово найти в словаре или дать своё толкование
-Зачитайте значения слов.
-Давайте теперь немножко отдохнём и вместе с Дагни отправимся на концерт.
7. Физкультминутка. Слайд
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали!
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики погрели.
Бабочки летали,
Крылышками махали.
Дружно хлопнем: раз, два, три, четыре, пять,
Нам пора букет собрать.
Раз присели, два присели,
В руках ландыши запели.
8. Слушание музыки.
-Вы вошли в театр . Приготовьтесь слушать музыку.
-Дагни слушала музыку, которую ей посвятил композитор Э Григ. Никто не знает какое именно это произведение. Может быть вас это заинтересует и вы разгадаете этот вопрос.
Слушаем отрывок музыкального произведения Эдварда Грига "Утро".
-Учитель: Почему после исполнения этой чудесной музыки "Сначала медленно, потом все разрастаясь, загремели аплодисменты"?
(классическая музыка воздействует на душу, которая взлетает и парит в воздухе, а когда музыка стихает, сердце замирает и нужно некоторое время, чтобы прийти в себя, ощутить себя снова на земле.)
- Почему Дагни плакала? Что это были за слезы?
(слезы благодарности)
- В рассказе К.Паустовский описывает музыку словами.
Кроме описания музыки, в рассказе есть описание осени, зимы, комнаты.
Эти описания вам пригодятся при написании сочинения
9.Творческая работа. Задание каждой группе: найдите описания и опишите своими словами.
1 группа - описание осени в 1части
2 группа - описание зимы во 2 части
3 группа - описание комнаты в 3 части
4 группа - описание музыки в 4 части
-Как вы думаете соответствует ли это описание только что прослушанной музыке?
10. Итог урока.
- Прошло много лет с тех пор, как не стало замечательного писателя Константина Паустовского и талантливого композитора Эдварда Грига, а мы продолжаем читать рассказы, слушать музыку, ведь произведения, созданные этими людьми бессмертны.
Приносят ли людям их произведения радость?
- Так чему же учит этот рассказ? Как должен жить человек?
(Надо жить, принося радость другим людям)
-Вот как об этом говорили великие люди: Слайд
«Все хорошее в природе - от солнца;
А все лучшее в жизни - от человека.»
М. Пришвин.
«Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо»
В.А.Сухомлинский.
11. Рефлексия.
-Вы все хорошо работали на уроке , выполнили все задания, ответили на все вопросы, поэтому мы можем наполнить нашу корзину шишками.
Если вам что- то не понравилось на уроке возьмите жёлтую шишку.
-Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили
вам надо взять зелёную и прикрепить её к корзине.
Спасибо за урок!