К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками"
Ход урока
- Организационный момент. (слайд 1)
Сегодня на уроке постарайтесь быть внимательными и активными, покажите свои творческие способности, умение правильно выражать свои мысли, умение слушать и понимать язык литературы и язык классической музыки.
- Речевая разминка. (слайд 2)
- Целеполагание и мотивация.
(слайд 3)
Наш урок я хотела бы начать красивыми и мудрыми словами. Давайте прочитаем их вместе.
« …Не жалейте сердца, не таите доброты и нежности своей,
Ни своих презрений и открытий не держите в тайне от людей…
Торопитесь все отдать при жизни, чтоб, уйдя к небытию во власть,
Теплым ливнем, снегом ли пушистым снова к милой родине припасть»
То, что прозвучало в этих строках, касается нас всех. Автор этих строк дает совет всем людям, как правильно пройти свой жизненный путь. Он говорит о том, что каждый человек должен оставить свой след на земле. Именно так прожили свою жизнь люди, которым будет посвящен этот урок литературного чтения. Это Константин Георгиевич Паустовский и Эдвард Григ. (слайд 4)
- Проверка домашнего задания.
-Начнём урок с проверки домашнего задания.
-Проверим домашнее задание 1 группы.
Что вам было задано на дом?
( Подготовить сообщение о К. Паустовском)
- Где и когда родился К. Паустовский?
- Что интересного из жизни К. Паустовского вы узнали?
- Проверим домашнее задание 2 группы.
- Что вы для нас приготовили?
( Работа с книжной выставкой)
- Дайте краткую характеристику книжной выставке.
- Можно ли сказать, что К. Г. Паустовский писал только о природе?
( Один ученик из 1группы сообщает о том, что К. Паустовский мечтал собрать книгу биографий знаменитых людей)
- Да, вы совершенно правы, и доказательством этому служит рассказ «Корзина с еловыми шишками»
- Эпизод, из жизни какого великого человека мы узнали, прочитав этот рассказ?
- Проверим домашнее задание 3 группы.
- О чём вы нам поведаете?
(Ученики третьей группы рассказывают о жизни и творчестве Э. Грига)
- Работа по теме урока. Читаем. Думаем. Творим.
- Назовите главных героев рассказа?+
- Прочитайте отрывок, в котором описывается момент их встречи?
( Чтение по ролям)
- Почему Э. Григ относится к девочке с пониманием и любовью?
- Что он обещает девочке?
- Почему подарок Дагни сможет получить только через10 лет?
Слово учителя:
- А ещё, ребята, у музыканта когда-то была маленькая дочка Александра, но она прожила совсем недолго… Больше детей в семье не было. Через всю жизнь пронёс эту утрату Э. Григ в своём сердце. Любовь к дочери он перенёс на чужих детей. Об этом, конечно же, хорошо знал и К. Паустовский, он хорошо изучил жизнь Э. Грига и мастерски сумел показать нам.
- Найдите в тексте строки, в которых описано место, где жил и творил композитор
( Выборочное чтение).
- Почему в комнате не было ничего, кроме дивана?
- Почему был оставлен диван?
- Что являлось предметом роскоши в комнате? (рояль)
- Найдите толкование слова рояль в словаре.
( Работа с толковыми словарями)
Рояль - (фр. royal — королевский) — музыкальный инструмент, разновидность фортепиано, в котором струны, дека и механическая часть расположены горизонтально, в результате чего рояль имеет крыловидную форму и более громоздок, чем пианино. Однако рояль звучит лучше и громче, чем пианино
- Обратите внимание, какого рода это слово?
- Вот так выглядит концертный рояль.
- Посмотрите, как мастерски передаёт автор звучание рояля великого композитора. Зачитайте строки, описывающие звучание.
- Невозможно, конечно, передать музыку словами, как бы ни был богат наш язык, писал К. Паустовский.
- Действительно, музыка, созданная Э. Григом прекрасна! Он обладал даром воспевать в звуках природу и духовный мир человека. Музыка – это язык чувств. Она помогает нам посмотреть на мир другими глазами.
- Физминутка.
- Давайте немного отдохнём, проведём физминутку для глаз и послушаем отрывок из произведения Э. Грига «Утро», из пьесы «Пер Гюнт.»
- Продолжение работы по теме.
- Понравилось ли вам это произведение?
- Какие чувства оно у вас вызвало?
- Что вам представлялось?
- А что представлял Э. Григ, когда писал музыку для Дагни?
( выборочное чтение)
-Какой литературный приём использует автор?
( Сравнение. Он сравнивает Дагни с солнцем.)
- Что помогло Григу написать музыку?
( Красота окружающей природы)
- Каким слушателям Григ отдавал предпочтение? Почему?
( Это были благодарные слушатели.)
- А теперь давайте перенесёмся на 10 лет вперёд.
Давайте нашу дальнейшую работу выстроим в группах.
- Работа в группах
1 группа.
Составить рассказ «Что произошло с Дагни?» (1группа получает карточку с заданием.)
1. Какая стала Дагни? Опишите её.
2. Куда Дагни нужно было отправиться по настоянию тетушки Магды?
3.Куда любила ходить Дагни?
4.Какие эмоции вызывало у неё посещение театра?
2 группа
Рассказать, как Дагни слушала музыку. (2 группа получает карточку с заданием)
- Перечитайте отрывок из рассказа на стр.12-13.
- Составьте, используя слова-опоры рассказ «Как Дагни слушала музыку».
- Составляя рассказ, соотнесите слова из первого столбика, со словами из второго столбика.
3 группа.
Рассказать, как звучала музыка? ( 3 группа получает карточку с заданием)
- Перечитайте отрывок из рассказа на стр.12-13.
- Приготовьте рассказ о том, как звучала музыка, подтвердив свой ответ словами из текста.
( Ребята работают в группах,приглушённо звучит музыка Э.Грига)
4 группа.
Рассказать какими качествами наделил писатель Дагни и Грига? ( 4 группа получает карточку с заданием)
- Какими качествами К. Паустовский наделил Дагни?
- Какие качества были у Эдварда Грига?
- Коррекция.
Вопросы для 1 группы.
- Расскажите, какой стала Дагни?
- Изменился ли её внутренний мир?
- Куда девушка любила ходить?
- Какое действо оказывал на неё театр?
Вопросы для 2 группы.
- Какие эмоции вызвала у Дагни музыка?
- Что она услышала?
- Как она слушала музыку?
Вопросы для 3 группы.
- Как звучала музыка?
- Какие слова использует автор для описания музыки?
( Мелодия росла, подымалась, бушевала, неслась, как ветер, срывала листки, качала траву, била в лицо…)
(Музыка уже не пела, она уже звала. Музыка была живая.)
- А разве может быть музыка живой?
- Да, действительно, автор одушевляет музыку, наделяет её человеческими качествами. Паустовского можно по праву назвать мастером олицетворений!
- Что представляла Дагни, слушая музыку?
( Представляла встречу с Э.Григом.
Жалела, что не может поблагодарить его за подарок.
Она только теперь поняла, кем был тот человек, которого она повстречала в лесу. Только теперь она догадалась, какой подарок имел в виду Григ.)
- Понравился ли ей подарок7
- Хотели бы вы получить такой подарок?
- А разве нельзя сказать, что вы тоже получили подарок?
«Живут волшебники земные, тепло сердец своих даря…»
- Прочитайте слова.
- Кого мы называем волшебниками? Почему?
- Григ - великий композитор, он настоящий волшебник, сумевший написать такую прекрасную музыку, которая вызывает у слушателей бурю эмоций. Заставляет их плакать.
Второй волшебник – это К. Г. Паустовский, которому мы должны быть благодарны за то, что он так мастерски сумел описать звучание музыки и рассказать нам о композиторе из Норвегии.
Произведения этих двух мастеров бессмертны. Обычно людей искусства благодарят аплодисментами. Давайте и мы поаплодируем этим двум великим мастерам.
- Итог урока.
- А какое настроение вызвалиу вас эти два великих произведения: Музыка Э. Грига и рассказ К. Паустовского?
Отметьте на листах настроения свои эмоции.
- Домашнее задание.
Рисунок к прочитанному произведению:
- Нарисуйте, как вы представляете себе Дагни.
- Изобразите на рисунке, фрагмент понравившейся части рассказа.
Всем спасибо за урок.