Просмотр содержимого документа
«ТЕМА: ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ/ »
ТЕМА: ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ (1 класс).
ЦЕЛЬ: Выявление дефектов понимания речи.
ЗАДАЧИ:
Обследовать понимание слов.
Обследовать понимание предложений.
Обследовать понимание грамматических форм.
Обследовать понимание текста.
ОБОРУДОВАНИЕ: игрушки, картинки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент.
Логопед знакомит ребёнка с логопедическим кабинетом.
Сообщение темы занятия.
Сегодня мы будем говорить о различных предметах и игрушках.
Основная часть.
Обследование понимания слов (номинативной функции слова).
Логопед показывает ребёнку предметы и картинки и просит ребёнка назвать предъявленные ему предметы и картинки.
Для выявления понимания действия логопед предъявляет пары картинок (ученик, читающий книгу и книга; скачущая лошадь и лошадь; бабушка, вяжущая спицами и бабушка; сидящий человек и человек и т.п.) и спрашивает: «Покажи, где читает, где скачет, где вяжет, где сидит?»
Логопед предъявляет пары «конфликтных картинок (молоко, молоток; ворона, ворота; земля, земляника; клубок, клубника; снежинка, снеговик) и просит показать: молоток, ворону, землянику, клубок, снежинку.
Логопед просит подобрать к названным определениям подходящие игрушки (игрушки: маленький мячик, мягкую игрушка, грузовик, кукла в нарядном платье, кубик красного цвета) .
Логопед просит ребёнка назвать части понравившейся ребёнку игрушки.
Логопед по картинкам (большой-маленький мячик, узкая-широкая дорога, храбрый-трусливый мальчик, пустое-полное ведро, высокий-низкий дом, длинный-короткий шарф, весёлый-грустный человек) просит ребёнка подобрать противоположные по значению предметы.
Логопед просит ребёнка закончить предложения, предъявив ему картинки (диван мягкий, а скамейка…, ягоды земляники мелкие, а клубники…, дедушка старый, а малыш…, кушу густая, а суп…, баба Яга злая, а Алёнушка…).
Обследование понимания предложений.
Логопед предлагает ребёнку последовательно назвать два предмета (карандаш и книга), а затем просит показать ребёнка:
- карандашом книгу,
- карандаш книгой.
2) Логопед просит ребёнка исправить предложения:
- Коза принесла корм девочке.
- Мячик играет с мальчиком.
- Окно моет маму.
3) Логопед проговаривает предложения и просит ребёнка ответить на вопросы:
- Петю встретил Миша. Кто приехал?
- Внука в школу привёл дедушка. Кого привели в школу?
- Охотник шёл за собакой. Кто шёл впереди?
- Будка ниже дома. Что выше?
4) Логопед просит ребёнка выбрать правильное предложение из двух.
- Стало тепло, потому что весна наступила. Стало тепло, потому что птицы прилетели.
- Перелётные птицы улетели в тёплые края, потому что спрятались белки. Перелётные птицы улетели в тёплые края, потому что начались осенние холода.
- Ваня простудился, потому что долго купался в воде. Ваня простудился, потому что лез на дерево.
5) Физкультминутка.
Ребёнку предлагается выполнить ряд действий: открой дверь, поставь машинку на пол, хлопни в ладоши, покажи, как причёсываются и т.п.
Обследование понимания грамматических форм.
Исследование понимания форм единственного и множественного числа существительных, прилагательных и глаголов. Логопед предъявляет ребёнку картинки и предметы и просит определить, где: мяч-мячи, карандаш-карандаши, машина-машины, кукла-куклы, кубик-кубики; мальчик бежит-мальчики бегут, девочка сидит-девочки сидят, малыш спит-малыши спят; синий кубик-синие кубики, большие мячики-маленькие мячики, большая ёлка-большие ёлки, высокий дом-высокие дома?
Исследование понимания форм мужского и женского рода глаголов. Логопед предъявляет ребёнку картинки и просит показать: поймал, разбила, уронил.
-Девочка поймала рыбку – мальчик поймал рыбку.
- Девочка разбила чашку – мальчик разбил чашку.
- Девочка уронила книгу – Мальчик уронил книгу.
3) Исследование понимания предлогов. Логопед предлагает ребёнку произвести манипуляции с понравившейся ребёнку игрушкой. Предлоги: в, на, под, за, из, позади, впереди, между, через.
4. Итог занятия.
Наше занятие подошло к концу. Тебе понравилось занятие? А что нового ты узнал на занятии? Сегодня мы с тобой узнали какие-то новые слова, посмотрели картинки с различными словами, игрушки.