kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методики обследования готовности детей к обучению в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методики обследования готовности детей к обучению в школе

Для определения готовности к обучению в школе использовался комплексный адаптационный ресурсный подход, ставящий конечной целью на основе проведенных обследований разработку рекомендаций для педагогов и родителей по оптимальной поддержке детей в начале обучения в школе.

Обследование готовности первоклассника к обучению в школе проводится на основе пяти методик: «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило», «Первая буква». Социально-педагогический контекст проводимого эксперимента отслеживается с помощью специально разработанных анкет.

Проведение обследования учащихся, а также анкетирование родителей осуществляется учителями совместно со школьным психологом, либо самостоятельно (при отсутствии психолога).

Методика «Рисунок человека»

Общее развитие первоклассника – это один из показателей, на основе которого можно прогнозировать школьную успешность. Оно оценивается  с помощью методики «Рисунок человека» на основе анализа рисунка абстрактного человека, который будет сделан ребенком. Чем детальнее и подробнее рисунок, тем выше общее развитие ребенка.

В зависимости от детальности рисунка  сформируются 3 основные группы учащихся (с высоким, средним и низким уровнями данного показателя). Учащиеся с высоким уровнем общего развития. В рисунках таких детей проявляется попытка передать реальную форму тела человека, прорисованы детали лица, пальцы на руках, одежда, обувь.

Высокий уровень психофизиологической и интеллектуальной зрелости таких детей проявляется в достаточном уровне концентрации внимания, самоконтроля, уравновешенности поведения, развития зрительно-моторной координации и развитии речи ребенка. Они хорошо готовы к усвоению школьных требований.

К низкому уровню относятся первоклассники, которые продемонстрировали очень низкие результаты. Рисунки детей последней группы отличаются наличием очень малого числа элементов человека, как правило, туловища и головы с четырьмя палочками, отражающими руки и ноги. Низкие показатели по методике «Рисунок человека» говорят об общей инфантильности («детскости», незрелости) детей. У них может наблюдаться игровое отношение к учебным заданиям. Попытки жесткими мерами включить таких детей в систему школьной жизни могут привести к серьезным трудностям адаптации, вплоть до развития невроза и появления стойкой боязни школы. С такими детьми полезно проводить дополнительные общеразвивающие занятия в игровой форме (дидактические игры).

Методики «Графический диктант» и «Образец и правило»

Особый интерес для учителей представляют методики «Графический диктант» и «Образец и правило», выявляющие сформированность предпосылок учебной деятельности (принятие и выполнение учебной задачи, произвольность учебных действий, самоконтроль). В основе успешного или неуспешного выполнения заданий детьми лежат следующие умения:

– понимать задание и использовать это понимание в процессе самостоятельного продолжения выполнения задания;

– точно следовать предложенной инструкции;

– учитывать все указания (правила) работы;

– привлекать к выполнению задания имеющийся опыт (ведение порядкового и количественного счета, ориентировка на плоскости и в пространстве; способность обратиться за помощью);

– способность контролировать отдельные шаги в процессе выполнения задания.

Методика «Графический диктант» позволяет определить, насколько точно ребенок может выполнять требования взрослого, данные в устной форме, а также возможность самостоятельно выполнять задания по зрительно воспринимаемому образцу.

По результатам выполнения заданий методики «Графический диктант» детей также можно условно разделить на три группы. Высокий уровень (3-4 стандартных баллов)  дети хорошо воспринимают и четко выполняют указания взрослого, умеют принимать поставленную задачу и допускают небольшое количество ошибок в самостоятельной деятельности. Не сделали ни одной ошибки ни в диктанте, ни в самостоятельном продолжении рисунка. Средний уровень выполнения методики (2 стандартных балла): правильно выполнили половину заданий диктанта. Низкий уровень следования требованиям учителя (0-1 стандартный балл). Менее половины задания выполнено правильно.

Методика «Образец и правило»

Методика «Образец и правило» проверяет умение самостоятельно работать по предложенному образцу в рамках дополнительно заданного правила. Она предполагает одновременное следование в своей работе образцу (дается задание нарисовать по точкам точно такой же рисунок, как данная геометрическая фигура) и правило оговаривается. Ребенок, стараясь выполнить задание, может рисовать фигуру, похожую на заданную, пренебрегая правилом, и, наоборот, ориентироваться только на правило, соединяя разные точки и не сверяясь с образцом. Таким образом, методика выявляет уровень ориентировки ребенка на сложную систему требований, моделирующую процесс школьного обучения.

К очень низкому уровню будут  отнесены первоклассники, которые из 6 задач либо вообще не выполнили ни одной, либо частично или полностью справились только с одной из них.

Про первоклассников, успешно справившихся с заданиями и получивших стандартный балл 5, можно уверенно сказать, что они умеют контролировать себя: они либо периодически напоминали себе правило, либо проверяли его выполнение после изображения фигуры. Также эти дети умеют устанавливать соответствие между образцом и получившимся результатом.

Особо низкие результаты по методике «Образец и правило» нередко служат предвестником трудностей в овладении математикой (речь идет не столько об арифметических операциях, сколько о решении задач). Надо проследить за тем, понимает ли такой ребенок условия задачи, приложить специальные усилия для обучения его планированию своих действий по ее решению. Для развития планирования действий таким детям полезны занятия конструированием (например, собирание моделей из «лего», воспроизведение построек из строительного материала по образцу и т.п.).

Методика «Первая буква».

Для проверки фонематического слуха и правильного восприятия первоклассниками речи учителя  используется методика «Первая буква». Она выявляет готовность к овладению грамотой. С заданиями по этой методике справляются первоклассники, которые продемонстрировали умение выделить первый звук в произносимом слове. К низкому уровню  относятся первоклассники  которые либо вообще не справились с заданием, либо только в одном случае смогли правильно отметить картинку, начинающуюся с заданной буквы. Особо низкие результаты по этой методике указывают на то, что следует очень тщательно проработать с ребенком пропедевтический этап обучения. Такому ребенку будут полезны дополнительные занятия по фонематическому анализу слов, развитию фонематического слуха. Рекомендуется проведение дополнительной диагностики с применением другого метода. При повторном выявлении проблемной зоны необходимо направить родителей на консультацию к невропатологу и логопеду. Комплексный подход позволит наиболее эффективно провести коррекцию и предупредить серьезные затруднения в обучении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методики обследования готовности детей к обучению в школе»

Методики обследования готовности детей к обучению в школе



Для определения готовности к обучению в школе использовался комплексный адаптационный ресурсный подход, ставящий конечной целью на основе проведенных обследований разработку рекомендаций для педагогов и родителей по оптимальной поддержке детей в начале обучения в школе.

Обследование готовности первоклассника к обучению в школе проводится на основе пяти методик: «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило», «Первая буква». Социально-педагогический контекст проводимого эксперимента отслеживается с помощью специально разработанных анкет.

Проведение обследования учащихся, а также анкетирование родителей осуществляется учителями совместно со школьным психологом, либо самостоятельно (при отсутствии психолога).

Методика «Рисунок человека»


Общее развитие первоклассника – это один из показателей, на основе которого можно прогнозировать школьную успешность. Оно оценивается с помощью методики «Рисунок человека» на основе анализа рисунка абстрактного человека, который будет сделан ребенком. Чем детальнее и подробнее рисунок, тем выше общее развитие ребенка.

В зависимости от детальности рисунка сформируются 3 основные группы учащихся (с высоким, средним и низким уровнями данного показателя). Учащиеся с высоким уровнем общего развития. В рисунках таких детей проявляется попытка передать реальную форму тела человека, прорисованы детали лица, пальцы на руках, одежда, обувь.

Высокий уровень психофизиологической и интеллектуальной зрелости таких детей проявляется в достаточном уровне концентрации внимания, самоконтроля, уравновешенности поведения, развития зрительно-моторной координации и развитии речи ребенка. Они хорошо готовы к усвоению школьных требований.

К низкому уровню относятся первоклассники, которые продемонстрировали очень низкие результаты. Рисунки детей последней группы отличаются наличием очень малого числа элементов человека, как правило, туловища и головы с четырьмя палочками, отражающими руки и ноги. Низкие показатели по методике «Рисунок человека» говорят об общей инфантильности («детскости», незрелости) детей. У них может наблюдаться игровое отношение к учебным заданиям. Попытки жесткими мерами включить таких детей в систему школьной жизни могут привести к серьезным трудностям адаптации, вплоть до развития невроза и появления стойкой боязни школы. С такими детьми полезно проводить дополнительные общеразвивающие занятия в игровой форме (дидактические игры).



Методики «Графический диктант» и «Образец и правило»


Особый интерес для учителей представляют методики «Графический диктант» и «Образец и правило», выявляющие сформированность предпосылок учебной деятельности (принятие и выполнение учебной задачи, произвольность учебных действий, самоконтроль). В основе успешного или неуспешного выполнения заданий детьми лежат следующие умения:

– понимать задание и использовать это понимание в процессе самостоятельного продолжения выполнения задания;

– точно следовать предложенной инструкции;

– учитывать все указания (правила) работы;

– привлекать к выполнению задания имеющийся опыт (ведение порядкового и количественного счета, ориентировка на плоскости и в пространстве; способность обратиться за помощью);

– способность контролировать отдельные шаги в процессе выполнения задания.

Методика «Графический диктант» позволяет определить, насколько точно ребенок может выполнять требования взрослого, данные в устной форме, а также возможность самостоятельно выполнять задания по зрительно воспринимаемому образцу.

По результатам выполнения заданий методики «Графический диктант» детей также можно условно разделить на три группы. Высокий уровень (3-4 стандартных баллов) дети хорошо воспринимают и четко выполняют указания взрослого, умеют принимать поставленную задачу и допускают небольшое количество ошибок в самостоятельной деятельности. Не сделали ни одной ошибки ни в диктанте, ни в самостоятельном продолжении рисунка. Средний уровень выполнения методики (2 стандартных балла): правильно выполнили половину заданий диктанта. Низкий уровень следования требованиям учителя (0-1 стандартный балл). Менее половины задания выполнено правильно.


Методика «Образец и правило»


Методика «Образец и правило» проверяет умение самостоятельно работать по предложенному образцу в рамках дополнительно заданного правила. Она предполагает одновременное следование в своей работе образцу (дается задание нарисовать по точкам точно такой же рисунок, как данная геометрическая фигура) и правило оговаривается. Ребенок, стараясь выполнить задание, может рисовать фигуру, похожую на заданную, пренебрегая правилом, и, наоборот, ориентироваться только на правило, соединяя разные точки и не сверяясь с образцом. Таким образом, методика выявляет уровень ориентировки ребенка на сложную систему требований, моделирующую процесс школьного обучения.

К очень низкому уровню будут отнесены первоклассники, которые из 6 задач либо вообще не выполнили ни одной, либо частично или полностью справились только с одной из них.

Про первоклассников, успешно справившихся с заданиями и получивших стандартный балл 5, можно уверенно сказать, что они умеют контролировать себя: они либо периодически напоминали себе правило, либо проверяли его выполнение после изображения фигуры. Также эти дети умеют устанавливать соответствие между образцом и получившимся результатом.


Особо низкие результаты по методике «Образец и правило» нередко служат предвестником трудностей в овладении математикой (речь идет не столько об арифметических операциях, сколько о решении задач). Надо проследить за тем, понимает ли такой ребенок условия задачи, приложить специальные усилия для обучения его планированию своих действий по ее решению. Для развития планирования действий таким детям полезны занятия конструированием (например, собирание моделей из «лего», воспроизведение построек из строительного материала по образцу и т.п.).


Методика «Первая буква».


Для проверки фонематического слуха и правильного восприятия первоклассниками речи учителя используется методика «Первая буква». Она выявляет готовность к овладению грамотой. С заданиями по этой методике справляются первоклассники, которые продемонстрировали умение выделить первый звук в произносимом слове. К низкому уровню относятся первоклассники которые либо вообще не справились с заданием, либо только в одном случае смогли правильно отметить картинку, начинающуюся с заданной буквы. Особо низкие результаты по этой методике указывают на то, что следует очень тщательно проработать с ребенком пропедевтический этап обучения. Такому ребенку будут полезны дополнительные занятия по фонематическому анализу слов, развитию фонематического слуха. Рекомендуется проведение дополнительной диагностики с применением другого метода. При повторном выявлении проблемной зоны необходимо направить родителей на консультацию к невропатологу и логопеду. Комплексный подход позволит наиболее эффективно провести коррекцию и предупредить серьезные затруднения в обучении.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Методики обследования готовности детей к обучению в школе

Автор: Орлова Монира Ильясовна

Дата: 07.11.2015

Номер свидетельства: 249316

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Определение готовности детей к школе "
    ["seo_title"] => string(45) "opriedielieniie-ghotovnosti-dietiei-k-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "102534"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402512270"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Диагнастическая работа психолога в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(59) "diaghnastichieskaia-rabota-psikhologha-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "287090"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454429710"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Программа коррекционной работы для учащихся 1-2 классов "
    ["seo_title"] => string(65) "proghramma-korriektsionnoi-raboty-dlia-uchashchikhsia-1-2-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "227153"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440613696"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Опыт работы по интерпретации результатов диагностики  «Готовность первоклассников  к обучению в школе» (под рук. Ковалевой Г.С.)"
    ["seo_title"] => string(131) "opyt-raboty-po-intierprietatsii-riezul-tatov-diaghnostiki-gotovnost-piervoklassnikov-k-obuchieniiu-v-shkolie-pod-ruk-kovalievoi-g-s"
    ["file_id"] => string(6) "253886"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1447678969"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Задания для развития мышления. "
    ["seo_title"] => string(35) "zadaniia-dlia-razvitiia-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "112132"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1408350626"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства