«Развитие мелкой моторики пальцев рук, как средство коррекции речи»
«Развитие мелкой моторики пальцев рук, как средство коррекции речи»
Но если вдруг проблема возникает
В произношенье звуков лада нет,
И наша речь от этого страдает
Тогда придет на помощь логопед.
В последнее время отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Это отключения связана, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями,различными инфекциями, интоксикациями, неблагоприятными семейными отношениями.
У детей с нарушениями речи, как привило, имеются и другие отклонения.При этом бывает снижен тонус сенсорной и моторной сферы.Что усугубляет тяжесть речевой недостаточности, а также ведет к задержке темпа общего развития.Причины лежат в незрелости определенных зон мозга, либо дифдизфункции.Что касается самой речи, то, как правило »страдает» не просто звуки, а механизмы восприятия понимания, а также речевой аппарат. Из выше сказанного следует вывод, что формировать речь следует не изолированно, а лишь в комплексе с общим развитием.
Темой педагогической идеи мною выбран один из «кирпичиков» в фундаменте коррекционной работы, а именно развитие мелкой моторики пальцев рук. Актуальность этой проблемы в том, что именно развитие руки, кисти, ручных умений является одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка. По словам В,А. Сухомлинского, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.»
Дело втом, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и точноеартикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем: лучше развита речь, так как речевые области формируются под влияние импульсов, поступающих от пальцев рук. Делая аналогию руки с мозгом, именно мелкие мышцы рук подобны высшим отелам коры головного мозга, обеспечивают работу мысли и функции речи. Координируя движения мелкой моторики, ребенок совершенствует артикуляционной аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию и ритм речи. Пальчиковые игры в этом процессе неоценимы. И лучше начать заниматься этим как можно раньше, поскольку именно в сфере моторики и произвольного внимания чаще всего наблюдаются низкие показатели при обследовании детей на готовность к школе. В основном они сводятся к тому, что дети очень тяжело дается обучение письму. Обычно ребенок говорит, так и пишет.
Дети с речевой патологией испытывают значительные трудности в овладении техникой письма, при переходе от устной речи к письменной явно, видны недостатки развития речи, тонких дифференцированных движений рук, графоморфных навыков. У детей дошкольного возраста еще недостаточно развиты мышцы кисти рук, наблюдается низкая координация движений ее частей.В данный период у них еще не закончено окостенение запястьев фалангов пальцев. Поэтому самомассаж рук, различные пальчиковые упражнения необходимо проводить как можно чаще в этот период, потому что он является сензитивным для развития ручных умелостей и графоморфных навыков, а мускульная память в этот период самая цепкая.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Развитие мелкой моторики пальцев рук, как средство коррекции речи» »
Л.И. Ескина учитель-логопед, МКОУ Каргатская средняя общеобразовательная школа №2 им.
Горького, г.Каргат, Новосибирская область.
«Развитие мелкой моторики пальцев рук, как средство коррекции речи»
Но если вдруг проблема возникает В произношенье звуков лада нет,
И наша речь от этого страдает
Тогда придет на помощь логопед.
В последнее время отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Это отключения связана, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями,различными инфекциями, интоксикациями, неблагоприятными семейными отношениями.
У детей с нарушениями речи, как привило, имеются и другие отклонения.При этом бывает снижен тонус сенсорной и моторной сферы.Что усугубляет тяжесть речевой недостаточности, а также ведет к задержке темпа общего развития.Причины лежат в незрелости определенных зон мозга, либо дифдизфункции.Что касается самой речи, то, как правило »страдает» не просто звуки, а механизмы восприятия понимания, а также речевой аппарат. Из выше сказанного следует вывод, что формировать речь следует не изолированно, а лишь в комплексе с общим развитием.
Темой педагогической идеи мною выбран один из «кирпичиков» в фундаменте коррекционной работы, а именно развитие мелкой моторики пальцев рук. Актуальность этой проблемы в том, что именно развитие руки, кисти, ручных умений является одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка. По словам В,А. Сухомлинского, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.»
Дело втом, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и точноеартикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем: лучше развита речь, так как речевые области формируются под влияние импульсов, поступающих от пальцев рук. Делая аналогию руки с мозгом, именно мелкие мышцы рук подобны высшим отелам коры головного мозга, обеспечивают работу мысли и функции речи. Координируя движения мелкой моторики, ребенок совершенствует артикуляционной аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию и ритм речи. Пальчиковые игры в этом процессе неоценимы. И лучше начать заниматься этим как можно раньше, поскольку именно в сфере моторики и произвольного внимания чаще всего наблюдаются низкие показатели при обследовании детей на готовность к школе. В основном они сводятся к тому, что дети очень тяжело дается обучение письму. Обычно ребенок говорит, так и пишет.
Дети с речевой патологией испытывают значительные трудности в овладении техникой письма, при переходе от устной речи к письменной явно, видны недостатки развития речи, тонких дифференцированных движений рук, графоморфных навыков. У детей дошкольного возраста еще недостаточно развиты мышцы кисти рук, наблюдается низкая координация движений ее частей.В данный период у них еще не закончено окостенение запястьев фалангов пальцев. Поэтому самомассаж рук, различные пальчиковые упражнения необходимо проводить как можно чаще в этот период, потому что он является сензитивным для развития ручных умелостей и графоморфных навыков, а мускульная память в этот период самая цепкая.
В коррекционной работе, необходимо стремиться учитывать комплекс симптомов, свидетельствующих о проблемах, которые испытывают дети, а чтобы достичь высокой степени реабилитации детей необходимо, чтобы работа с детьми протекала с учетом нейропсихологического подхода. Исходя из этого, организация логопедической коррекциональной работы включает в себя:
-развитие фонематического слуха; -расширение объема понимания речи; -реабилитация нарушенной слоговой структуры и звука наполняемости слов; -нормализация грамматического строя речи; -развитие моторики речевого аппарата; -постановку, автоматизацию, дифференциацию звуков речи, введение их в спонтанную речь;
-развитие мелкой моторики пальцев;
-активизацию высших психических функций; -интеграцию логопедической работы с другими видами деятельности;
На логопедических занятиях я постоянно провожу пальчиковые игры и упражнения. Они полезны всем детям, так как происходят положительные изменения в общении со сверстниками и взрослыми, улучшается координация движений кисти, совершенствуется память, внимание, умение согласовывать движение и речь. В ходе игр использую веселые стихи.
Пальчиковые игры также способствуют совершенствованию лексической, грамматической и связной речи (умение вести диалог, рассказывать, пересказывать). На логопедических занятиях для развития тонких движений пальцев дети раскладывают мелкие предметы, пуговицы, палочки, бисер и др. по небольшим коробочкам или мешочкам. С удовольствием дети нанизывают бисер, колечки, пуговицы на нитку. Целесообразно на занятиях использую лепку из пластилина. Любую мелкую деталь ребенок мастерит своими пальчиками. При этом формирируются тонкие движения, пространственная ориентация, дети радуются каждой изготовленной фигурке. Игры со строительным материалом (конструктором «Лего»), работу с мозаикой начинаю с самых простых конструкций и постепенно увеличивается, в итоге дети строят большие конструкции не чувствуя устали на пальцах. У многих детей слабо развиты навыки самообслуживания. Они не умеют застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать бантики. Всему этому я учу детей на логопедических занятиях, при этом от детей требую внимания и четких движений пальцев рук, для этого использую различные мягкие игрушки, куклы, отдельные предметы обихода. Обучение шнуровке веду на специальных пособиях (матрешка, домик и др.). Особо хочется отметить, что детям очень нравится «Театр теней». Прежде я учу детей с помощью пальчиков изображать различных животных (кошку, зайца, мышку, собаку и др.). Когда пальчиковые персонажи оживают в виде теней дети в восторге. В «Театре рукавичек» требуются умелые ручки. Мы с детьми придумываем разные монологи, распределяем роли, озвучиваем сценки, подбираем музыку. Куклы двигаются, поворачивают голову, кланяются и эти «чудеса» творят детские пальчики. Все эти упражнения, игры для пальцев я превращаю в увлекательную игру, а не в обязательный тренинг.
Развитие мелкой моторики пальцев , следовательно и речи способствует изобразительной деятельности. Рисунки помогают решать задачи развития мелкой моторики пальцев, исправления и совершенствования речи детей, вызывают интерес к занятиям по развитию к занятиям по развитию связанной речи. Составлю детьми схему для пересказывая какой-либо сказки, заучивание стихов. При автоматизации поставленных звуков можно использовать простейшие рисунки-схемы, что позволяет помимо зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов подключать и мелкую моторику.
Считаю необходимым затронуть вопрос о массаже кистей рук и пальцев, потому что утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы и наоборот.
Благодаря развитию мелкой моторики, достигаю хороших результатов. Во-первых, дети с особым интересом включаются в работу, идет процесс исправления всех нарушительных звуков, обогащается словарь. Различные пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый массаж снимает утомление детей. Во-вторых, кисти рук приобретают хорошую подвижность и гибкость, исчезают скованность движений пальцев, улучшается навык письма и умения рисования. В-третьих, параллельно развиваются психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, восприятие.
Ребенок-главная ценность общества, выше которой ничего быть не может. В каждом ребенке скрыт неизвестный нам потенциал, который должен обязательно реализоваться. Поэтому мой педагогический принцип-очень осторожно и бережно помочь ребенку раскрыться в школьный период под девизом «Умелые ручки-это развитый мозг». Кроме того, воспитать личность невозможно ненавистью и безразличием. Воспитать личность можно только любовью. Ведь неслучайно все мировые религии говорят о любви: о любви к Богу и к Человеку, поэтому любое занятие, в том числе и коррекционное, должно быть пронизано любовью к ребенку!